Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа
В последнее время в промышленности индустриально развитых стран
наметилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на
одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся в последнее время
падением серийности производства и расширением номенклатуры производимых
изделий развитие новых несложных производств, второстепенные
производственные операции, разного рода обслуживание было передано крупными
корпорациями специализированным средним и мелким фирмам, которые добились
значительных успехов в своей деятельности.
1 Введение
2 Виды малых предприятий
3 Критерии выделения малых предприятий
4 Особенности и функции малого предприятия
5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью
6 Специфика малых предприятий и их роль в экономике
7 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы
становления и развития малого бизнеса
8 Основные направления мер по решению проблем
малых предприятий в России
9 Специализация и кооперация малых предприятий
10 Создание малого предприятия
11 Заключение
Список литературы
настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение
огромного количества
различных регистрационных
подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной
добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень
серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность
государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил
эффективной рыночной экономики – равноправие всех хозяйствующих субъектов.
Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола.
Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и
времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме
того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью
утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого
предпринимательства.
К числу
не менее значимых проблем
следует отнести финансово-
обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой
поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной
финансовой поддержки весьма плачевное. В 1994-1997 г.г. в федеральном
бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и
финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий.
Однако исполнение
бюджета шло с большим
объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались
средства на развитие малого производства. К настоящему времени Федеральным
фондом государственной поддержки малого предпринимательства
профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили
около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн. рублей были выделены
соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38
регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых
механизмов.1 При
неоспоримом положительном
государственного финансирования малого бизнеса приходится признать
незначительными.
Таким образом следует отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой
поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из
федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные
посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие
использовать заемные ресурсы.
В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи
бюджета государства
также имеется целый ряд
российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с
проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не
только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных
средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны
коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В
настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными
структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской
экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым
хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются
необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний
период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и
требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на
всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого
предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не
последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают
сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств,
направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь
возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные
институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления
финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы
осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не
настроены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным
учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов,
значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы
обеспечения кредитов. Как правило предприниматели предпочитают не рисковать
личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам.
В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить
гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их
недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По
некоторым данным,
малое предприятие может
годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14
%.1 Плюс к этому
сроки кредитов российских
не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных
условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года.1 Еще одна чисто
российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие
достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже
отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового
законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого
предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать
реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче
кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной
стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что
могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка
в выдаче займов.
8 Основные направления мер по решению проблем
малых предприятий
в России.
После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в
современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть
способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации. Необходимо
обозначить дальнейшие приоритеты государственной политики в отношении
малого предпринимательства, определить список безотлагательных решений,
направленных на решение рассмотренных выше проблем.
В области
проблем, связанных с
предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным
решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы
общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы,
ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять
функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми
уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко
необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и
приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что
такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с
предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих
участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые
решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые
общественные организации должны воздействовать на государство для получения
гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти
институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь
своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В
области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными
направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование
нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной
и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия
друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти
законодательные акты должны не только декларировать, но и реально
гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики
государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть
четко определены функции, права и ответственность всех элементов
экономической системы. Во-вторых необходимо рациональное сочетание всех
существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и
косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития
малых предприятий
на всех уровнях экономической
программы должны реализовываться в следующих направлениях:
1) формирование
инфраструктуры поддержки –
государственной власти;
2) внесение
в установленном порядке
малых
предприятий и ежегодное
бюджетов
на осуществление
3) передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных
разработок;
4) передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях
незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных