Малые предриятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание

В последнее время в промышленности индустриально развитых стран
наметилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на
одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся в последнее время
падением серийности производства и расширением номенклатуры производимых
изделий развитие новых несложных производств, второстепенные
производственные операции, разного рода обслуживание было передано крупными
корпорациями специализированным средним и мелким фирмам, которые добились
значительных успехов в своей деятельности.

Содержание

1 Введение
2 Виды малых предприятий
3 Критерии выделения малых предприятий
4 Особенности и функции малого предприятия
5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью

6 Специфика малых предприятий и их роль в экономике
7 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы
становления и развития малого бизнеса

8 Основные направления мер по решению проблем
малых предприятий в России

9 Специализация и кооперация малых предприятий
10 Создание малого предприятия
11 Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержани1.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

настоящий  момент  для  создания  собственного  дела  необходимо   получение

огромного количества различных регистрационных документов, к этому  процессу

подключено   множество   инстанций.   Вкупе   с    проблемой    сомнительной

добропорядочности  многих  чиновников  этот  процесс  превращается  в очень

серьезное препятствие  для развития  малого  предприятия.  Коррумпированность

государственных  структур  ставит  под  угрозу  одно  из  важнейших   правил

эффективной рыночной экономики – равноправие всех  хозяйствующих  субъектов.

Малому бизнесу  сейчас  необходима  защита  от  административного  произвола.

Огромное число  проверок  и  проверяющих  инстанций  отнимают  массу  сил  и

времени у предпринимателей,  снижая  эффективность  функционирования.  Кроме

того,  в  существующих  условиях   такой   чрезмерный   контроль   полностью

утрачивает свое прямое назначение, а также функцию  помощи  субъектам  малого

предпринимательства.

  К числу  не менее значимых  проблем   следует  отнести  финансово-кредитное

обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не  только  о  финансовой

поддержке  государства.  Текущее  положение  дел  в  сфере   государственной

финансовой поддержки  весьма  плачевное.  В  1994-1997  г.г.  в  федеральном

бюджете предусматривались  средства на поддержку субъектов малого  бизнеса  и

финансирования  одной  Федеральной  программы  поддержки  малых  предприятий.

Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием  и  далеко  не  в  полном

объеме. Начиная  с  1998  г.  в  федеральных  бюджетах  не  предусматривались

средства на развитие малого производства. К настоящему  времени  Федеральным

фондом     государственной     поддержки     малого      предпринимательства

профинансировано 78 региональных программ, отчисления по  которым  составили

около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн.  рублей  были  выделены

соответственно  на финансирование более 100 проектов малых  предприятий из  38

регионов России и  свыше  30  проектов,  касающихся  современных  финансовых

механизмов.1 При  неоспоримом положительном значение этих отчислений,  объемы

государственного   финансирования   малого   бизнеса   приходится   признать

незначительными.

  Таким образом  следует отметить нерешенность  вопросов  кредитно-финансовой

поддержки  малого  бизнеса,  отсутствие  соответствующих   ассигнований   из

федерального  бюджета, без которых не могут  быть  реализованы  прогрессивные

посткризисные   финансово-кредитные   схемы   и   технологии,    позволяющие

использовать  заемные ресурсы.

  В сфере  обеспечения малых предприятий  финансовыми  ресурсами  без  помощи

бюджета государства  также имеется целый ряд проблемных моментов. В  условиях

российской экономики  мелким  фирмам  постоянно  приходится  сталкиваться  с

проблемой недостатка кредитно-финансовых  ресурсов,  и  это  обусловлено  не

только слабой политикой государства в этом  направлении.  Помимо  бюджетных

средств, небольшим  предприятиям для существования  нужна  помощь  со  стороны

коммерческих  кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.  В

настоящее  время  процесс  кредитования  малого  бизнеса  негосударственными

структурами  развит  чрезвычайно   слабо.   Банковский   сектор   российской

экономики занят  крупными проектами и  не  уделяет  должного  внимания  малым

хозяйственным единицам. Несмотря на то,  что  у  российских  банков  имеются

необходимые  финансовые  ресурсы,  а  ставка  рефинансирования  в  последний

период была снижена, банкиры предпочитают иметь  дело с крупными клиентами  и

требуют очень  серьезные гарантии возвращения  денег.  Впрочем,  несмотря  на

всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением  сферы  малого

предпринимательства, банки осознают  всю  значимость  данной  клиентуры.  Не

последнюю роль в том, что  банки  медленно,  но,  тем  не  менее,  развивают

сотрудничество  с малыми предприятиями, играет высокая возвратность  средств,

направляемых  на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но  здесь

возникает проблема принципиально иного типа. При  том, что  многие  кредитные

институты постепенно  приходят  к  заключению  о  выгодности  предоставления

финансово-кредитных  ресурсов  предприятиям   малого   бизнеса,   и   готовы

осуществлять  такое  кредитование,  сами   российские   предприниматели   не

настроены   обращаться   за   поддержкой   к   негосударственным   кредитным

учреждениям.  Это  связано  с  высокими   процентами   обеспечения   займов,

значительную  документную  базу  доступа  к  кредитным  ресурсам  и  проблемы

обеспечения кредитов. Как правило предприниматели  предпочитают не  рисковать

личным имуществом, используя его как гарантии по  кредитным  обязательствам.

В свою очередь  те субъекты малого бизнеса, которые  в состоянии  предоставить

гарантии по получаемым средствам,  недовольны  суммами  кредита,  находя  их

недостаточными  и  несоответствующими  столь  строгим  условиям  выдачи.  По

некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15  %

годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не  опускаются  ниже  14

%.1 Плюс к этому  сроки кредитов российских банков  невелики,  и  предприятие

не успевает использовать эти средства  оптимальным  образом,  в  современных

условиях  окупаемость  кредита  составляет  3-4  года.1   Еще   одна   чисто

российская  проблема  сферы  кредитования  малого   бизнеса   –   отсутствие

достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как  уже

отмечалось  выше,  пробелы  нормативно-правового  регулирования   налогового

законодательства    провоцируют    массовый    уход     субъектов     малого

предпринимательства в  сектор  теневой  экономики,  заставляет  их  занижать

реальные показатели своей работы. Банки, особенно  иностранные,  при  выдаче

кредитов руководствуются  главным  образом  именно  показателями  постоянной

стабильности  оборота,  и  эти  показатели  необходимо  демонстрировать,  что

могут сделать  далеко не все малые предприятия. Как следствие –  отказ  банка

в выдаче займов. 

                       8 Основные направления мер по решению проблем

                         малых предприятий  в России. 
 

  После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в

современных российских условиях  представляется  целесообразным  рассмотреть

способы  их  решения,  пути  улучшения  сложившейся   ситуации.   Необходимо

обозначить  дальнейшие  приоритеты  государственной  политики  в   отношении

малого  предпринимательства,  определить  список  безотлагательных  решений,

направленных  на решение рассмотренных выше проблем.

  В  области   проблем,  связанных  с  взаимоотношениями   субъектов   малого

предпринимательства  и  государственной  власти,  логичным   и   эффективным

решением выглядит  формирование  и  дальнейшее  развитие  в  России  системы

общественных   объединений.    Предпринимательские    объединения,    союзы,

ассоциации и  другие  виды  сообществ  малых  предприятий  должны  выполнять

функцию заполнения пустот,  существующих  в  настоящий  момент  между  всеми

уровнями государственной  власти и представителями  малого  бизнеса.  Нередко

необдуманность  решений  государства,   касающихся   малых   предприятий   и

приводящих к известным проблемам  для  их  развития,  порождается  тем,  что

такого  рода  меры  предпринимаются  без  предварительной   консультации   с

предпринимательскими  сообществами.  Игнорирование   информации   от   самих

участников малого предпринимательства подчас приводит к тому,  что  принятые

решения   наносят   ущерб   мелким   хозяйственным   единицам.   Создаваемые

общественные  организации должны воздействовать на государство для  получения

гарантий  стабильности  предпринимательской  деятельности  в   России.   Эти

институты   призваны   лоббировать   интересы   мелких    фирм,    добиваясь

своевременного  принятия  соответствующих   нормативно-правовых   актов.   В

области системы  государственной поддержки  малых  предприятий  приоритетными

направлениями должны стать следующие  задачи.  Во-первых,  совершенствование

нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть  научно  обоснованной

и проверенной  на  практике.  Необходимо  устранить  прецеденты  противоречия

друг  другу  отдельных  нормативно-правовых  актов.  В  свою   очередь   эти

законодательные  акты  должны  не  только  декларировать,   но   и   реально

гарантировать   выполнение   поставленных    целей    и    задач    политики

государственной поддержки сектора малого  предпринимательства,  должны  быть

четко  определены  функции,   права   и   ответственность   всех   элементов

экономической системы.  Во-вторых  необходимо  рациональное  сочетание  всех

существующих  мер поддержки малого предпринимательства,  как  прямых,  так  и

косвенных. В-третьих, необходима разработка  эффективных  программ  развития

малых предприятий  на всех уровнях экономической структуры  государства.  Эти

программы должны реализовываться в следующих  направлениях:

  1) формирование  инфраструктуры поддержки – одновременно на  всех  уровнях

     государственной  власти;

  2) внесение  в установленном порядке предложений  о налоговых  льготах  для

     малых  предприятий и ежегодное  выделение   средств  из  соответствующих

     бюджетов  на осуществление государственной поддержки;

  3)  передача  малым  предприятиям  результатов   НИОКР   и   инновационных

     разработок;

  4) передача  в  собственность  малым   предприятиям  на  льготных  условиях

     незавершенных   и   пустующих   объектов,   а   также   нерентабельных

Информация о работе Малые предриятия