Материалтану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:01, курс лекций

Описание

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России. Он располагает различными инженерными сооружениями и техническими средствами, основными из которых являются железнодорожный путь, подвижной состав – локомотивы и вагоны, локомотивное и вагонное хозяйства, устройства автоматики, телемеханики, а также железнодорожные станции и узлы.

Работа состоит из  1 файл

ОКТДЖ.docx

— 1.38 Мб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт  является основным видом транспорта в России. Он располагает различными инженерными сооружениями и техническими средствами, основными из которых  являются железнодорожный путь, подвижной  состав – локомотивы и вагоны, локомотивное и вагонное хозяйства, устройства автоматики, телемеханики, а также железнодорожные  станции и узлы.

Бесперебойная и безаварийная работа многоотраслевого хозяйства  железнодорожного транспорта требует  согласованного функционирования всех его звеньев. Для того, чтобы с наибольшей эффективностью направлять свои усилия на совершенствование перевозочного процесса, каждому специалисту необходимо не только быть профессионалом в своей области, но и обладать знаниями по вопросам, связанным с другими, смежными отраслями железнодорожного транспорта.

Какие знания позволяет получить дисциплина «Общий курс железных дорог», в основу которой положен принцип  обеспечения слаженности в работе всех хозяйств и подразделений, а  также безопасность движения на железных дорогах.

Задачей дисциплины является изучение комплекса устройств, технического оснащения, технико-экономических показателей, основ эксплуатации железных дорог  и взаимодействия их с другими  видами транспорта. В результате студенты должны получить цельное представление  о железнодорожном транспорте, взаимосвязи  его отраслей и роли избранной  ими профессии в работе железных дорог.

В условиях рыночной экономики  в работе железнодорожного транспорта произошли значительные изменения, связанные с необходимостью совершенствования  работы и модернизации всех подразделений, железных дорог. Обеспечение возрастающих объемов перевозок за счет обновления производственно-технической базы, усиление мотивации работников железнодорожного транспорта в повышении эффективности  работы всех его звеньев, улучшение  качества перевозок и безопасности движения – основная цель структурной  реформы железнодорожного транспорта, проводимой Правительством страны совместно  с ОАО «РЖД».

Раздел 1.Тема: Материально – техническая база. История развития железных дорог в Казахстане.

Открытие первой железнодорожной  магистрали на территории Казахстана состоялось 25 октября 1894 г. – после  завершения строительства узкоколейной линии Покровская слобода (ныне г. Энгельс  Саратовской области РФ) – Уральск. 130 км этой железной дороги прошли по территории нынешнего Казахстана. Спустя 4 года вступила в строй узкоколейка  Урбах–Астрахань, 77 км которой также  пролегли по казахстанской степи.

Для развития Северного Казахстана большое значение имело строительство  в 1891–1896 гг. Транссибирской магистрали, в частности, создание ее 190-километрового "казахстанского” участка. Эта  дорога сыграла огромную роль в экономическом  и культурном сближении казахского и русского народов.

В 1901–1906 гг. построена Оренбургско–Ташкентская железная дорога, соединившая Среднюю Азию с Центральной Россией и прошедшая по территории Казахстана 1660-километровым участком. В 1914–1917 гг. сооружена Семиреченская дорога Арысь–Пишпек – часть будущего Турксиба, в 1915 г. – магистраль Челябинск-Троицк–Кустанай (по Казахстану –166 км). По казахстанской земле пролегли и 122 км построенной в 1915–1917 гг. Алтайской железной дороги (Новосибирск-Семипалатинск). Кроме этого, до 1918 г. функционировала 117-километровая узкоколейка Экибастуз–Ермак. Общая протяженность стальных магистралей на территории Казахстана к 1918 году достигла почти 2,6 тысячи километров.

Первой железной дорогой  советского периода стал построенный  в 1920–1922 гг. участок Петропавловск–Кокчетав. В связи с необходимостью развития глубинных регионов Казахстана и  вывоза зерна, он в 1926–1931 гг. продолжен  через ст. Курорт–Боровое и Акмолинск до Караганды, его общая длина превысила 700 км. В 1924 г. была создана железнодорожная линия Кулунда–Павлодар. Развитию нефтепромыслов Эмбы с 1926 г. способствовала узкоколейная дорога Гурьев–Доссор.

Эпохальным событием стало  продолжавшееся в 1927–1930 гг. строительство  Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиба) протяженностью 1444 км. Она связала Казахстан с Сибирью и способствовала активизации экономического развития республики, освоению многих пустынных земель.

 

Важное значение для промышленности центральной части Казахстана имели созданные в 30-е гг. участки Акмолинск–Караганда, и Караганда–Балхаш (490 км), для юга – Чимкент–Ленгер. Решающую роль в развитии горнорудной промышленности Алтая сыграла построенная в 1930 г. линия Локоть–Защита (235 км), затем продолженная до Лениногорска и Зыряновска.

В 1936–1939 гг. проложен ключевой участок, связавший Казахстан с  Центральной Россией, — Уральск–Илецк  с выходом на Саратов.

В годы Великой Отечественной  войны сполна доказала свою стратегическую важность и построенная в 1936–1944 гг. магистраль Гурьев (Атырау) — Кандагач–Орск, связавшая нефтепромыслы Эмбы с  Уралом и улучшившая сообщение между  рядом регионов России. Столь же большое значение имела созданная  в 1939–1943 гг. линия Акмолинск–Карталы, обеспечившая, в частности, эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал. В эти же годы вступили в строй участки Коксу–Текели–Талдыкорган и Атасу -Каражал. Протяженность казахстанских стальных магистралей достигла 10 тысяч км. Период Великой Отечественной войны отмечен и созданием на железных дорогах Казахстана производственной базы по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства.

 

Ключевым событием послевоенных лет стала постройка к 1950 г. участка  Моинты–Шу (440 км). Таким образом. Транссибирская магистраль соединилась с Туркестано-Сибирской и образовалась первая меридианная линия, прошедшая через всю территорию республики – Трансказахстанская железнодорожная магистраль Петропавловск–Кокчетав–Акмолинск–Караганда–Шу. А к 1953 г. сооружено одно из основных звеньев Южно-Сибирской магистрали – Акмолинск (Астана)–Павлодар (546 км), начало эксплуатации которой, в частности, создало условия для быстрого развития Экибастузского угольного бассейна и прилегающих регионов. (Только за 1953–1956 гг. объем перевозок в Северном Казахстане возрос в 4 раза).В связи с освоением целинных земель в 1950-х гг. происходило интенсивное строительство железных дорог в северных и центральных регионах Казахстана. В 1955–1961 гг. создана линия Есиль–Аркалык (224 км), к 1959 г. – Кустанай-Тобол, к 1960 г. – Тобол–Джетыгара. За 1950-е годы плотность железнодорожной сети Казахстана увеличилась вдвое.

1 июля 1958 г. образована  самая крупная в СССР Казахская  железная дорога. Имея протяженность  свыше 11 тысяч км, она состояла  из 15 отделений и объединяла все  широтные и меридиональные магистрали, соединяющие Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией.

В 1960-х гг. проложены участки  Макат–Мангышлак и Мангышлак–Узень, (общая длина почти 900 км), способствовавшие развитию пустынного края. Оживлению связей Казахстана и России в этот период способствовала интенсивная эксплуатация построенной линии Гурьев–Астрахань.

В 1964 г. – впервые в  Казахстане – электрифицирован участок  Целиноград (Астана)–Караганда. С этого события начинается работа по электрификации железных дорог – преимущественно в северных и центральных областях республики. В частности, в 1969–1970 гг. переведен на электрическую тягу весь участок Караганда–Магнитогорск (1180 км). С 1980-х гг. электрификация развернулась на южных магистралях: Моинты–Шу, Ченгельды–Арысь,Арысь–Тюлькубас. Общая протяженность электрифицированных линий приблизилась к 4 тысячам км.

В апреле 1977 г. на базе Казахской  железной дороги были образованы три  дороги:

Целинная, Алма-атинская и  Западно-казахстанская.Все эти годы продолжалось строительство и реконструкция десятков новых вокзалов, вводились в эксплуатацию новые типы тепловозов, электровозов, путевой техники, систем сигнализации и связи, с 1980-х гг. активно внедрялись автоматика и информационно-вычислительные системы.

Один из примечательных фактов истории железнодорожного транспорта Казахстана: 20 февраля 1986 г., впервые  в мире, по Целинной железной дороге проведен состав в 440 вагонов – общим  весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.

С середины 1950-х гг. уделялось  большое внимание развитию железнодорожного сообщения с Китайской Народной Республикой. В 1959 г. построен участок  Актогай–Дружба. В 1956-1960 гг. с казахстанской  и китайской стороны велось строительство  магистралей, призванных эффективно соединить  железные дороги двух стран. Работы возобновились  после достижения советско-китайских  соглашений 1988 года. Произошедшая в  сентябре 1990 г. стыковка железных дорог  образовала пограничный переход, соединивший  казахстанскую станцию Дружба с  китайской станцией Алашанькоу. Через год по нему было открыто движение грузовых составов – заработал Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали. Соответственно, началось развитие перегрузочных мощностей приграничной казахстанской станции Дружба. Дальнейшие значительные события в деятельности железных дорог республики произошли уже в период государственной независимости Казахстана – с декабря 1991 г.

Путь, пройденный железнодорожным  транспортом Казахстана за десятилетний период государственной независимости  республики и время существования  Совета по железнодорожному транспорту, можно условно разделить на три  этапа.

Первый период (1992–1996 гг.) – адаптация отрасли к последствиям распада СССР и принципиально  новым экономическим условиям. Сутью второго этапа (1997–2001 гг.) стало становление и развитие первого казахстанского железнодорожного предприятия РГП "Ќазаќстан темір жолы”, объединившего в себе три казахстанские магистрали, сумевшего преодолеть кризисные явления и заложить основу для дальнейшего реформирования отрасли. Третий период (с 2001 года по настоящий момент) – знаменует начало реформирования отрасли. По сути, создание ЗАО "Национальная компания "Ќазаќстан темір жолы” явилось началом осуществления новых реформ в отросли. Они, главным образом, направлены на превращение железнодорожного транспорта страны в современный, высокоэффективный организм, органично интегрированный в континентальную систему перевозок и способный максимально соответствовать требованиям клиентов в условиях развитой рыночной конкуренции.

Знаменательной вехой  в истории железной дороги Казахстана стал 2004 год - в этом году стальной магистрали республики исполнилось 100 лет.

Весь год прошел под  эгидой столетия железной дороги. В  память о великом историческом прошлом  стальной магистрали и в подтверждение  ее непреходящей значимости для Казахстана, в этом году были завершены крупнейшие проекты по строительству и модернизации железных дорог, развитию социальной сферы, условий труда и быта железнодорожников.Начало событиям юбилейного года было положено в феврале 2004 года, когда состоялась встреча группы ветеранов железнодорожного транспорта с Премьер-министром страны Даниалом Ахметовым. В ходе встречи глава Правительства был проинформирован о решении Консультативного Совета АО «НК «КТЖ» в составе руководителей и заслуженных работников железной дороги, считать 2004 год годом столетия железной дороги Казахстана. За точку отсчета истории железной дороги было принято завершение строительства магистрали Оренбург-Ташкент протяженностью 1668 км. С этого времени железнодорожная отрасль стала играть заметную роль в экономическом и социальном развитии Казахстана, превратилась в один из факторов стабильности и безопасности.

Премьер-министр одобрил  проведение праздничных мероприятий  по случаю 100-летия железнодорожного транспорта и 12 марта 2004 года подписал соответствующее Распоряжение. Идея празднования 100-летия железной дороги встретила поддержку и со стороны  Президента Казахстана. 30 апреля Нурсултан  Назарбаев подписал Указ об учреждении юбилейной медали в ознаменование  праздничной даты. В течение юбилейного года к медали были представлены свыше 4 тысяч работников железнодорожного транспорта.

Год столетия железной дороги совпал с проведением в нашей  стране 19-го заседания Конференции  Генеральных директоров Организации  сотрудничества железных дорог с  участием руководителей железнодорожных  администраций 25 государств Европы и  Азии.В присутствии высоких гостей состоялось торжественное гашение юбилейной почтовой марки «100-летие железной дороги Казахстана», положившее начало масштабным мероприятиям по празднованию юбилея стальной магистрали в Казахстане.

Год столетия железной дороги был отмечен выдающимися достижениями в финансовой деятельности. Подтверждением тому стало повышение долгосрочного  кредитного рейтинга компании «»?аза?стан темір жолы” Международным рейтинговым агентством "Мудис инвесторс сервис” с Би а один до Би аа три с позитивным прогнозом. На решение экспертов повлияли успехи в облатси реформирования железнодорожного транспорта и постоянное улучшение производственных и коммерческих показателей деятельности железнодорожного транспорта.

1 июля 2004 года из Астаны  в путешествие по стране отправился  юбилейный поезд «Отан». Около двух с половиной месяцев поезд совершал остановки на железнодорожных станциях и разъездах всех регионов нашей необъятной страны, в ходе которых проходили торжества по случаю 100-летия железной дороги. Особое внимание коллектив поезда уделил ветеранам и лучшим работникам магистрали, которые в торжественной обстановке получали юбилейные медали и памятные подарки от национальной компании «Казакстан темір жолы».За время поездки была реализована обширная программа социальной помощи железнодорожникам и членам их семей: все желающие прошли медицинский осмотр в специально оборудованных вагонах, тысячи первоклассников получили школьные ранцы с полным набором учебных принадлежностей; а семьям с маленькими детьми были вручены наборы детского питания. Повсеместно прошли массовые спортивные и культурно-развлектельные мероприятия.

Поездка юбилейного поезда получила самые восторженные отклики  со стороны тружеников железной дороги, и отныне аналогичные маршруты будут  организовываться ежегодно.

Информация о работе Материалтану