Мотивы деятельности и психологический облик предпринимателя.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 14:42, реферат

Описание

Введение
Самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров и выполнении работ или услуг называют предпринимательством. Почему люди начинают свой собственный бизнес и становятся предпринимателями? С чего нужно начать и как себя мотивировать? Это основные вопросы, которые требуют ясных и четких ответов.

Содержание

Введение 3
Мотивация 4
Предпринимательство 7
Мотивы деятельности начинающего предпринимателя 9
Психологический облик предпринимателя 11
Заключение 15
Использованная литература: 16

Работа состоит из  1 файл

история предпринимательства.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический облик предпринимателя.

 

Классический  предприниматель объединял в одном лице и собственника, и управляющего. Однако развитие и усложнение производства привело к разъединению этих функций, и появился особый класс менеджеров и управляющих со специфической психологией, особенности которой определяются тем, что, в отличие от собственника, менеджер является «человеком организации» и, следовательно, довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных любой организации и придающих ей бюрократический характер. Иногда менеджеры не хотят мириться с ограничивающими их рамками и пытаются действовать по-своему, то есть проявляют инициативу, изобретают новые способы решения старых задач, предлагают новые пути развития организации и т.д. В таких случаях менеджер в своей деятельности уподобляется предпринимателю. В этой связи на Западе появился даже новый термин – intrapreneurship, который можно перевести как «внутреннее предпринимательство», т.е. предпринимательство, осуществляемое менеджером внутри организации.

 

Говоря о  предпринимателе, мы имеем в виду прежде всего предпринимателей-производителей, «организаторов производства», а не спекулянтов-перекупщиков. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых – желание быстро и легко обогатиться.

Этика предпринимателя  – это нормы поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. Исходя из этого определения, можно сформулировать постулаты профессиональной деятельности предпринимателя (этический кодекс предпринимателя).

 

Цивилизованный  предприниматель:

 

- убежден в  полезности своего труда не  только для себя, но и для  других, для общества, для государства;

- исходит из  того, что люди, окружающие его,  хотят и умеют работать, стремятся  вместе с ним реализовывать  себя;

- верит в  бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

- признает необходимость  конкуренции, но понимает необходимость  сотрудничества;

- уважает себя  как личность, а любую личность  – как себя;

- уважает любую  собственность, государственную  власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

- доверяет не  только себе, но и другим, уважает  профессионализм и компетентность;

- ценит образование,  науку и технику, информатику,  культуру;

- стремится  к нововведениям

 

Психологические предпосылки успешного предпринимательства

 

Предпосылки интереса к предпринимательской деятельности связаны с особенностями семьи  и ближайшего окружения: если в обществе создается благоприятная атмосфера  для предпринимательства, если предприниматель  позитивно воспринимается в семье, среди друзей и т.д., то укрепляются главные черты его психологии – стремление к успеху и материальному благополучию, желание быть независимым, готовность полагаться на собственные силы и способности.

 

Большое, если не решающее влияние на становление предпринимателя имеют стиль и характер воспитания в его семье. И хотя это не обязательно зависит от рода занятий родителей, но, как правило, в семьях предпринимателей и людей свободных профессий чаще преобладают демократический стиль отношений, стремление привить ребенку навыки самостоятельности и ответственности, воспитать в нем инициативный и творческий подход к жизни, а также чувства достоинства и уверенности в себе. Это те качества, которые необходимы хорошему бизнесмену.

 

В то же время  исследования западных психологов показали, что из авторитарных семей, в которых ребенок лишен самостоятельности и воспитывается в условиях жестких поведенческих ограничений и механической дисциплины, предприниматели обычно не выходят.

Важными, хотя и  решающими факторами, являются образование, а также жизненный и профессиональный опыт.

Независимо  от наличия дипломов, почти всем предпринимателям приходится постоянно  пополнять свои знания в области  финансов, а также развивать коммуникативные  и речевые способности.

 

Психологические особенности предпринимателя определяются прежде всего содержанием его  мотивационной сферы. В мотивации  предпринимателя ведущей всегда является потребность в самоактуализации, направленной на реализацию своего личностного  потенциала. Именно этим подлинный предприниматель отличается от человека, единственным стремлением которого является лишь обогащение, а также от мелкого бизнесмена, для которого предпринимательство – лишь способ поддержания определенного уровня существования. Предпринимателями становятся люди, обладающие высокоразвитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, она начинает постепенно угасать.

 

Хороший предприниматель  обычно отличается высокой, но достаточно объективной, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, самокритично и продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях. «Идеальному» предпринимателю свойственна способность реалистично оценивать ситуацию, свои силы и идти при этом на смелый, но разумный риск.

Современный преуспевающий  предприниматель ориентируется  прежде всего на собственные анализ и оценку информации, мало подвержен  конформистским влияниям, способен преодолеть узкоконъюнктурные оценки, стремится  прогнозировать развитие событий. Он обычно обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой предпринимательского мышления является его творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.

 

Комплекс отмеченных выше личностных свойств и поведенческих  особенностей предпринимателя в  их единстве позволяет ему занять в обществе положение лидера.

 

При этом показатели «потребности во власти» у крупных  преуспевающих предпринимателей вполне умеренные, в то время как показатели потребности в достижениях всегда на очень высоком уровне, т.е. власть для предпринимателя не является самоцелью, она нужна ему как инструмент в реализации свободы деятельности.

 

 

 

 

Заключение

 

           1.Так как в работе использовалось пилотажное исследование, то в будущем, с помощью результатов работы и последующих исследований можно будет достигнуть поставленной цели и более точно выявить мотивы деятельности начинающего и опытного предпринимателя.

2. Пока можно сделать только предварительный вывод о том, что безусловно существуют различия в мотивах деятельности начинающего предпринимателя и опытного бизнесмена. 3.Так как гендерные аспекты играют немаловажную роль в деловой активности человека, то можно предположить, что мужчины и женщины отличаются друг от друга разными подходами к предпринимательской деятельности в целом.

4.Чтобы начинающий предприниматель преуспел в своем бизнесе, он должен обладать рядом специфических черт и мотивов, таких как:

    • Самоутверждение
    • Власть, т.е. стремление индивида влиять на людей
    • Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию
    • Креативность
    • Целеустремленность
    • Ответственность

 

Все это поможет предпринимателю достигнуть вершины и самоутвердиться в глазах окружающих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

 

    • Большой психологический словарь, Мещеряков Б.Г.
    • Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности.  //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974.
    • Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.
    • Платонов  К. К.  Система психологии и теория отражения.  – М.: Наука, 1982.
    • Гребеник В.В., Шкодинский С.В. Основы предпринимательства: Учебный курс. (учебно-методический комплекс).

 

    • Васильев В.Л. Юридическая психология

 

 

1   Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес. Определение предпринимательства.

2 Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. М.: Наука, 1974.

3  http://7nauk.ru/11-soderzhatelnye-i-processualnye.html

4   Гребеник В.В., Шкодинский С.В. Основы предпринимательства: Учебный курс. (учебно-методический комплекс).

5  Гражданский кодекс РФ ст. 23 п.1

6 Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление_нестандартное

 


Информация о работе Мотивы деятельности и психологический облик предпринимателя.