Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Конечной целью перехода современной России к рыночной экономике является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

Содержание

1. Социально-экономическое значение потребительской кооперации. Сочетание социальной миссии и хозяйственной деятельности;
2. Организационное построение потребительской кооперации в РФ;
3. Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития ;
4. Предпринимательская деятельность в потребительской кооперации 29;
5. Заключение ;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 63.06 Кб (Скачать документ)

       Высший орган потребительских  обществ и союзов – общее  собрание, значение которого возрастает. Для повышения уровня демократии  следует обеспечить на собраниях  в составе присутствующих более  50% неработающих в потребительской  кооперации пайщиков. Предстоит  отказаться от устаревшей практики  проведения собраний, овладеть новой  культурой организации обсуждений  и принятия решений.

       В период между общими собраниями  управление союзом и потребительским  обществом осуществляет совет,  выступающий представительным органом.  Исполнительным органом союза  и потребительского общества  является правление союза или  потребительского общества.

       Советы должны стать органами  общественного самоуправления пайщиков. Для этого в их составе должно  быть более 50% пайщиков, не связанных  трудовыми отношениями с организациями  потребительской кооперации.

       Правления являются органами  профессионального менеджмента.  Правление областного (краевого, республиканского) потребсоюза не реже одноного  раза в квартал отчитывается  на заседании совета о работе.

       Задача новой структуры управления  в потребительской кооперации - реализовать единство и эффективное взаимодействие общественного самоуправления пайщиков и профессионального управления менеджеров, обеспечить эффективный менеджмент под контролем пайщиков.

       В единстве общественного самоуправления  и профессионального менеджмента  первенство принадлежит общественному  самоуправлению.

     Управление  в потребительском союзе:

     1. Председатель совета

     2. Председатель правления:

     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по торговой деятельности, заготовкам, бытовыми услугами

     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по производственной деятельности, развитию подсобных сельских хозяйств, малых производств

     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по экономическим, финансовым вопросам, бухгалтерскому учету и отчетности, инвестициям

     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по работе с пайщиками, кадровым и правовым вопросам

       Рекомендуемая на перспективу  структура управления в потребительском  союзе видится более простой.  В ней исключаются заместители,  правление руководит непосредственно  начальниками функциональных служб.

     Концепция предполагает разграничение функций, полномочий, а также раздельную оценку деятельности советов и правлений. Это можно сделать с помощью  показателей, раскрывающих качественные различия деятельности советов и  правлений.

     Деятельность  совета направлена на осуществление  социальной миссии (основного предназначения) потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности совета – защита интересов и удовлетворение спроса пайщиков на товары и услуги. Данный критерий конкретизируется следующей  системой показателей: демократизация управления, информированность пайщиков, экономическое участие пайщиков, создание новых рабочих мест, обеспечение  занятости, возможность получения  кооперативного профессионального  образования, предоставление услуг  населению, льгот и кооперативных выплат.

     Работа  правления должна оцениваться по тому, как оно обеспечило создание экономических условий для выполнения социальной миссии, сформированной советом.

     В соответствии с Законом разработаны  новые уставы, принципиально отличающиеся от предыдущих тем, что регламентируют работу системы на основе принципов  международного кооперативного движения, в первую очередь, демократизации управления и экономического участия пайщиков в деятельности кооперативов.

     Остается  актуальной оптимизация организационной  структуры каждого уровня управления, прежде всего, сокращение числа хозрасчетных организаций, перевод их на единый баланс, развитие внутреннего хозрасчета, что  приведет к повышению внутрихозяйственной  эффективности6.

     Координирующая  роль сохраняется за Центросоюзом.

     Центросоюз  в тяжелые годы перехода экономики  страны к рынку успешно выполнил роль стабилизирующего начала, благодаря  чему кризисная ситуация не перешла  критический рубеж, не привела к  развалу потребительской кооперации. Отличительная особенность деятельности Центросоюза 90-х годов состоит  в формировании законодательных  основ в поиске новых стимулов укрепления потребительской кооперации.

     Самое крупное достижение Центросоюза  – Закон Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации», нацеленный на сохранение кооперативной самобытности потребительской  кооперации, ее социальной ориентации, автономии и независимости.

     Центросоюз  предполагает способствовать появлению  новых организационных форм сотрудничества, созданию целевых комиссий, советов, рабочих групп, проведению научно-практических конференций, семинаров, исследований, изучению и распространению передового опыта, современных рыночных технологий, оказанию инструктивной, юридической  и иной помощи потребительским союзам и обществам. Будет возрастать его  участие в защите экономических  интересов системы в целом  и ее отдельных организаций в  Государственной Думе, Правительстве  и других федеральных органах  государственной власти.

     Таким образом, Центросоюз Российской Федерации  – координирующий орган социальной и экономической деятельности. Основополагающим в деятельности Центросоюза выступает  демократия и солидарность.

     Райпо наиболее предпочтительная формы организации, где оптимально сочетается самоуправление пайщиков с профессиональным управлением.

     В райпо стекаются, суммируются и  анализируются все данные, собранные  магазинами, в том числе и по использованию трудовых ресурсов. Используется совместная работа с Центрами занятости  на местах7.

     Функции райпо:

     I         Социальные вопросы:

     1   работа с пайщиками (организация  комиссий кооперативного контроля  кооперативных участков.)

     2       учет инвалидов, ветеранов, нуждающихся

     3       работа с молодежью

     4       создание студенческих и школьных  кооперативов

     5       проведение в школах вопросов  кооперации

     II      Традиционная деятельность:

     1       производство

     2       капитальное строительство

     3       общественное питание

     4       закупка сельскохозяйственной продукции  и сырья. Дальнейшая их переработка  и реализация

     5       торговля

     6  взаимодействие с администрацией района и сельской администрацией

     7       предоставление новых рабочих  мест 

     8       создание аптек, зооаптек, аптечных  киосков

     9       надомное производство

     10 открытие сепаратных пунктов

     11 организация подсобных хозяйств

     12 бытовые услуги

     13 организация зернодробилок крупорушек

 

3) Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития

     В соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года8 основными отраслями деятельности потребительской кооперации являются:

     1. ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ). ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

     Торговля - одно из основных и традиционных направлений  деятельности потребительской кооперации. Причём потребительская кооперация обладает опытом не только торговли на территории России, но и внешней  торговли.

     Цели  развития торговой деятельности и внешней  торговли потребительской кооперации

     -   Создание мощной единой торговой  системы на базе торговых предприятий  и инфраструктуры потребительской  кооперации, способной конкурировать  с существующими сетями и объединениями  (союзами) сетей, в том числе  в городских поселениях, для максимального  обеспечения населения продовольственными  и непродовольственными товарами  при высокой эффективности деятельности.

     -   Организация централизованного  сбыта под едиными собственными  брендами высококачественной продукции  в сельской местности, в городах  и за рубежом, а также закупки  за рубежом необходимых товаров.

     Динамично развивающаяся эффективная торговая система может стать локомотивом  развития для других отраслей потребительской  кооперации.

     Торговые  предприятия организаций, входящих в систему потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом развития. Вместе с тем  они отличаются существенными особенностями, которые должны учитываться при  определении ключевых направлений  развития торговли в потребительской кооперации.

     Преимущества, отличающие торговые предприятия потребительской  кооперации, заключаются в следующем:

     -   в системе имеется более 47 тысяч  действующих магазинов совокупной  площадью 3,2 миллиона квадратных  метров;

     -   торговля обслуживает до 60 процентов  сельского населения;

     -   имеются свои оптово-распределительные  центры практически в каждом  регионе (более 100 действующих  торговых баз и 3,5 тысячи складов);

     -   имеются возможности для частичного  обеспечения потребностей торговли  за счёт производства организаций  потребительской кооперации;

     -   магазины потребительской кооперации  в сельской местности являются  центрами общественной жизни  для многих населённых пунктов.

     Вместе  с тем имеются особенности, которые  определяют специфику кооперативной  торговли и должны учитываться в  разработке планов развития торговой сети потребительской кооперации. В  частности:

     -   в большинстве регионов магазины  либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне  административных районов, практически  отсутствуют торговые сети;

     -   большинство магазинов имеет  небольшие площади;

     -   имеется значительное количество  убыточных магазинов, в частности,  расположенных в населённых пунктах  с численностью населения менее  100 человек; указанные магазины  зачастую имеют исключительно  социальный характер и не являются  коммерчески эффективными;

     -   многие торговые точки находятся  на значительном удалении от  возможных логистических распределительных  центров. 

     В условиях бурного развития торговых сетей на территории Российской Федерации  в ближайшее время может произойти  вытеснение кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных  площадок на уровень, где существование  экономически обоснованной торговли будет  невозможным.

     Поэтому основной целью развития торговли в  потребительской кооперации должно стать создание единых общероссийских кооперативных торговых сетей.

     При этом в потребительской кооперации могут и должны сохраняться успешные торговые предприятия, не входящие в  торговые сети, которые могут развиваться  на региональном и местном уровнях  при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счёт внедрения сетевой торговли при предоставлении особых условий  для несетевых кооперативных  магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Такой подход позволит обеспечивать поддержание и развитие менее  эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населённых пунктов, развивать развозную торговлю. Кроме  того, могут осваиваться новые  направления торговли - электронная  торговля, заказ товаров через  Интернет и другие направления.

Информация о работе Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений