Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Конечной целью перехода современной России к рыночной экономике является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

Содержание

1. Социально-экономическое значение потребительской кооперации. Сочетание социальной миссии и хозяйственной деятельности;
2. Организационное построение потребительской кооперации в РФ;
3. Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития ;
4. Предпринимательская деятельность в потребительской кооперации 29;
5. Заключение ;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 63.06 Кб (Скачать документ)

     Задачи  создания торговых сетей потребительской  кооперации

     1.           Формирование единой системы  сетевой торговли;

     2.     Финансовое обеспечение создания  сети;

     3.     Управленческое обеспечение;

     4.     Обеспечение маркетинговых решений. 

     При развитии сетевой торговли в потребительской  кооперации необходимо продолжать поддержание  и развитие иных форм торговой деятельности:

     1.     Поддержание и развитие социально  значимых торговых предприятий,  развозной торговли.

     2.     Создание и развитие торговли  в новых формах: электронная торговля, торговля через Интернет, торговля  непродовольственными товарами  в кредит, по образцам и каталогам. 

     Внешнеторговая  деятельность потребительской кооперации должна развиваться по двум направлениям - экспорт и импорт.

     Основные  цели развития внешнеторговой деятельности потребительской кооперации в связи  с этим заключаются в следующем:

     1.     Формирование эффективной системы  сбыта за рубеж закупленной  и произведённой организациями  потребительской кооперации продукции.

     2.     Формирование эффективной системы  закупки товаров и оборудования  за рубежом для нужд организаций  потребительской кооперации.

     Задачи  по развитию внешнеторговой деятельности потребительской кооперации

     1.     Развитие экспортной торговли;

     2.     Развитие импортной торговли;

     3.     Общие:

     -   Налаживание взаимодействия с зарубежными организациями и союзами потребительской кооперации (стран СНГ, иных государств) для закупки и реализации продукции.

     -   Налаживание взаимодействия с таможенными органами для оптимизации процессов оформления и налогообложения экспортируемых и импортируемых для организаций потребительской кооперации товаров.

     2.  ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Эта отрасль деятельности организаций  потребительской кооперации имеет, наряду с торговлей, наибольшее социальное значение с точки зрения возрождения  села и развития сельской инфраструктуры, создания рабочих мест в сельской местности. Наращивание объёмов  заготовительной деятельности имеет  большое значение для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 года9 и защиты интересов безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

     Основными проблемами, препятствующими развитию заготовительной деятельности, являются:

     -   высокий уровень конкуренции  на рынке сельскохозяйственной  продукции, в основном связанный  с демпинговыми ценами импортируемой  продукции;

     -   отсутствие единой системы сбыта  закупленной сельскохозяйственной  продукции и дикорастущего сырья,  что препятствует перераспределению  закупаемой продукции в зависимости  от спроса, а также реализации  её крупными объединёнными партиями;

     -   недостаточность оборотных средств,  не позволяющая эффективно закупать  у населения сельскохозяйственную  продукцию и дикорастущее сырьё;

     -   недостаточность средств, необходимых  для развития материально-технической  базы заготовительной деятельности  потребительской кооперации;

     -   низкий уровень логистического  обеспечения;

     -   неоднородность качества закупаемой  продукции. 

     Основная  цель развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации - наращивание объёмов закупок  при гарантированном сбыте. Это  позволит потребительской кооперации стабильно развиваться и эффективно участвовать в реализации государственных  программ развития сельского хозяйства  и обеспечении безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

     Необходимым условием достижения этой цели является вовлечение личных подсобных и фермерских хозяйств и иных малых форм производителей сельскохозяйственной продукции в  единый процесс спланированного  и организованного производства сельскохозяйственной продукции и  её дальнейшей сдачи заготовительным  предприятиям потребительской кооперации.

     Задачи  развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации

     1.     Развивать материально-техническую  базу за счёт приобретения  нового оборудования;

     2.     Развивать закупки сельскохозяйственной  продукции и сырья;

     3.     Развивать систему сбыта заготовленной  сельскохозяйственной продукции  и дикорастущего сырья;

     4.     Финансовое обеспечение;

     5.     Развитие взаимодействия с органами  государственной власти и местного  самоуправления;

     3.  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Основные  проблемы, характеризующие производственную сферу потребительской кооперации и требующие решения в процессе развития на среднесрочную перспективу, следующие:

     -   потребительская кооперация обладает  производственными предприятиями  мелкого и среднего масштаба, в основном не связанными единой  комплексной стратегией развития  и не создающими систему;

     -   решения о создании, определении  профиля, перепрофилировании и  ликвидации предприятий, а также  отчуждении производственных мощностей  принимаются на несогласованной  основе на уровне потребительских  обществ, реже - союзов потребительских  обществ, без учёта взаимного  влияния на общее развитие  системы кооперативного производства  и позиции на локальных и  региональных рынках;

     -   мелкие производства зачастую  экономически неэффективны, так  как дублируют друг друга на  рынках, создают внутреннюю конкуренцию  с другими организациями потребительской  кооперации, либо являются нерентабельными  или убыточными в силу других  объективных экономических причин;

     -   отсутствует единая система информационного  обеспечения;

     -   большинство предприятий имеют  низкий уровень технического  и технологического обеспечения.

     Основные  предпосылки к развитию производства потребительской кооперации в современной  ситуации заключаются в следующем:

     -   по каждому из действующих  видов деятельности производственных  предприятий есть перспективы  развития;

     -   все виды деятельности практически  самостоятельны;

     -   в будущем предполагается развитие  и других видов деятельности, поэтому требуется отлаженный  механизм управления.

     Целью развития производственной деятельности в потребительской кооперации является создание управляемой системы устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффективных, инвестиционно привлекательных  производственных предприятий на всех уровнях организаций потребительской  кооперации.

     В связи с этим приоритетными являются следующие направления развития производства в потребительской  кооперации:

     1.     Распределение производственных  предприятий по уровням в зависимости  от масштабов потенциального  рынка сбыта продукции предприятия.  Цель - распределение уровней принятия  решения о создании, определении  профиля, стратегии и тактике  развития, ликвидации на:

     -   производственные предприятия районного  уровня;

     -   производственные предприятия регионального  уровня;

     -   производственные предприятия межрегионального  и федерального уровня.

     2.     Объединение, при необходимости,  предприятий в единые логистические  схемы для организации обеспечения  сырьём и сбыта готовой продукции.

     3.     Интеграция кооперативного производства  с системой заготовительной и  торговой деятельности.

     4.     Обеспечение высокого качества  производимой продукции. 

     Основными принципами стратегии развития должны стать следующие:

     1.     Увеличение прибыли посредством  интенсификации работы на существующих  рынках.

     2.     Зарабатывание больше денег на  том, что есть, создавать только  то, на чём гарантированно можно  заработать.

     3.     Повышение инвестиционой привлекательности.

     4.     Использование преимущества от  вхождения в группы предприятий  региональных союзов потребительских  обществ и Центросоюза Российской  Федерации, включая: 

     -   укрепление стратегических позиций  за счёт общей стратегии поведения  потребительской кооперации на  рынке;

     -   привлечение дополнительных источников  инвестиций для модернизации  производственной базы;

     -   укрепление финансового положения  предприятия посредством привлечённых  финансовых средств; 

     -   получение доступа к нематериальным  активам - брендам, иным объектам  интеллектуальной собственности,  а также доступа к продуктовым  инновациям;

     -   снижение затрат в результате  централизации на региональном  или федеральном уровне части  функций (по разработке новых  продуктов, дистрибуции, закупке  сырья).

     Задачи  создания и развития системы производственных предприятий в потребительской  кооперации

     1.     В целях оптимизации системы  производственных предприятий потребительской  кооперации:

     -   Распределить предприятия по уровням производства в зависимости от специализации производства и масштабов рынка потребления производимой продукции. Это позволит определить стратегию развития для каждого уровня предприятий, а также подходы к управлению.

     -   Сформировать систему принятия решений о создании, определении профиля, стратегии развития, перепрофилировании и ликвидации предприятий по всем уровням.

     -   Сформировать федеральную и региональные программы развития производства. По необходимости рекомендовать потребительским обществам формировать локальные программы развития производства.

     -   Создавать условия для развития перспективных и рентабельных производств и ликвидации неэффективных производств.

     -   Предоставлять освобождающиеся или неиспользуемые мощности для создания производства товаров крупных мировых операторов при условии, что такие товары не конкурируют на рынках с продукцией потребительской кооперации, с возможным обеспечением производства сырьём и распространением произведённой продукции через торговые сети потребительской кооперации.

     -   Принимать меры к созданию инвестиционной привлекательности производственных предприятий в целях обеспечения притока инвестиционных ресурсов в развитие производственных мощностей.

     2.     Для оптимизации системы управления  производственной сферой потребительской  кооперации:

     -   Организовать систему управления производством по уровням производственных предприятий.

     -   Интегрировать систему закупки сырья;

     -   Интегрировать систему закупки оборудования для производства;

     -   Осуществлять методическое и информационное обеспечение управления производством.

Информация о работе Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений