Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:54, курсовая работа
Цель данной – углубленное изучение вопрос теории и практики применения методов минимизации потерь от рисков.
При написании данной курсовой работы мною были использованы различные материалы, отражающие сущность исследуемой проблемы.
По вопросам минимизации потерь от риска имеется большое число публикаций, одной из которых является работа Колодней Г.В. «Возможности снижения предпринимательских рисков в российской экономике», в которой автор приводит опыт крупных компаний, ведущих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Введение 3
1. Предпринимательский риск и методы его минимизации 4
1.1 Сущность и классификация рисков 4
1.2 Методы минимизации потерь от рисков 7
1.3 Возможности снижения предпринимательских рисков на примере российских предприятий 12
2. Основы страхования предпринимательского риска 19
2.1 Факторы, воздействующие на экономическую эффективность страхования рисков 19
2.1.1 Страховая стоимость и страховая сумма – основные факторы определения эффективности страхования рисков 21
2.1.2 Влияние величины страхового покрытия на эффективность страхования рисков промышленных предприятий 23
2.1.3 Страховая франшиза как один из факторов воздействия на эффективность страхования рисков промышленного предприятия 27
2.1.4 Страховая премия как главный фактор воздействия на эффективность страхования рисков промышленных предприятий, страховые тарифы 30
Заключение 32
Список использованной литературы 33
-
снижение влияния риска на
результаты производственно-
Первое направление заключается в попытке избежать любого возможного риска. Решение об отказе от риска может быть принятым как на предыдущей стадии, то есть на стадии принятия решения, так и позже, путем отказа от какого-то вида деятельности, в котором предпринимательская фирма уже принимает участие, если риск оказался выше предполагаемого. Большинство решений относительно предотвращения риска принимаются на стадии принятия решения, потому что отказ от деятельности, в которой фирма принимает участие, приводит к значительным финансовым и другим потерям.
Второе направление снижения риска представляется более простым и радикальным. С одной стороны, он позволяет вполне избежать возможных потерь и неуверенности, но с другой - не позволяет получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью. При использовании этого направления стоит учитывать следующие моменты:
-
предотвращение возможных
- предотвращение одного вида риск может привести к возникновению других, например, отказ от риска, связанного с авиаперевозками грузов, ставит проблему перевозок авто- или железнодорожным транспортом;
-
возможный объем прибыли от
занятия определенной
«Устраняя» риск, предпринимательская фирма лишаем себя возможности получения дополнительной прибыли, связанной с риском, потому что рискованная ситуация – это, с одной стороны, источник возможных потерь, но с другой стороны – источник дополнительных доходов.
Очевидно, что не все предпринимательских рисков можно избежать, но значительную часть из них предприятию приходится принимать на себя, при этом некоторые риски принимаются потому, что они неминуемы, а другие, потому что несут в себе потенциал возможной прибыли.
Поэтому, при принятии предпринимательского риска необходимо учитывать следующие моменты:
- потери, которые возникают в результате деятельности: поломка оборудования, мелкие кражи, ошибки персонала, то есть те потери, которые можно легко предусматривать и просчитать, стоит учитывать как оперативные расходы, а не как убытки в результате действия риска;
- потери, которые вызваны единичными опасностями, такими, как пожар или гибель грузов в результате аварий, также необходимо выделять из числа других потерь. Обычно данные риски легко поддаются оценке, поэтому они могут быть минимизированы другими средствами, отличающимися от «метода принятия риска на себя» (чаще всего – страхованием).
Принятие риска на себя может быть двух видов: запланированным и не запланированным. В первом случае фирме известна частота возможных потерь и эти потери покрываются из текущей прибыли, если в целом они небольшие. В данном случае речь идет о самостраховании, то есть создании фирмой специального резервного фонда (фонда риска) за счет отчисления из прибыли на случай возникновения непредвиденной ситуации. Самострахование является целесообразным в том случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, небольшая в сравнении с имущественными и финансовыми критериями всего бизнеса.
За
рубежом при определении
Страховой резервный фонд не втягивается в оборот и является мертвым капиталом, который не приносит прибыли, поэтому отсутствует необходимость уменьшать размеры данного фонда. В то же время фирма, полагаясь на самострахование, увеличивает вероятность наступления риска. Найти оптимальный уровень резервных фондов достаточно сложно, потому что приходится выбирать между желанием снизить расходы на выплату страховых премий и стремлением уменьшить риск возможных финансовых потерь.
Еще
одно средство минимизации
Сегрегация
рисков, как правило, осуществляется
за счет деления активов
Примером первого средства деления активов может служить сохранение свободных средств в разнообразных банках или сохранения взрывоопасных веществ в небольших количествах в разных помещениях. Примером второго средства могут служить некоторые финансовые и правовые методы: собственность записывается на разнообразных членов семьи или на имя корпорации и трастовых фирм, созданных для этих целей.
Объединение
или комбинация также делает потери
более предусмотренными, потому что
растет число единиц, склонных предпринимательскому
риску и находятся под
1.3 Возможности снижения предпринимательских рисков
на
примере российских
предприятий
[Способы уменьшения степени неопределенности в современных реалиях. Современная экономика отличается высокой степенью неопределенности. Вопросы неопределенности обращали на себя внимание многих экономистов уже в начале XX столетия. Так, в книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921) американский экономист Фрэнк Найт не только доказал наличие риска и неопределенности в любой предпринимательской деятельности, но и определил возможности значительного снижения степени неопределенности с помощью получения необходимой информации. Экономист писал по этому поводу следующее: «Неопределенность - одна из основных реалий жизни. Ее устранить нельзя ни из каких принимаемых решений, в том числе из решений в сфере бизнеса. Однако существует ряд способов уменьшить ее степень. Прежде всего, мы можем расширить наши знания о будущем с помощью научных исследований, а также накопления и анализа необходимых данных. Все это сопряжено с издержками, то есть с расходованием ресурсов, которые приходится отвлекать от других видов использования»7. Несколько позже другой американский экономист Рональд Коуз в работе «Природа фирмы» (1937) выделил новый класс издержек, напрямую не связанных с производственной деятельностью, которые получили название трансакционных.
Необходимость финансирования компанией дополнительных расходов по получению информации диктовалась возможностью уменьшения степени неопределенности внешней среды. Поэтому в целях снижения рисков ведения бизнеса многие фирмы стали направлять значительные средства на осуществление детального анализа рынка, на выявление вкусов и предпочтений потребителей. Крупным бизнесом была предпринята попытка активного финансирования маркетинговых коммуникаций для воздействия на выбор покупателя. В итоге к середине XX века ярко обозначилась тенденция роста трансакционных издержек в бюджетах большинства компаний. Темпы роста трансакционных издержек стали обгонять прирост трансформационных (производственных) затрат фирм. Обострение конкурентной борьбы подтолкнуло производителей к поиску новых способов привлечения внимания потребителей. Все чаще компании начали отказываться от использования классических форм продвижения товара в пользу более активного применения современных способов взаимодействии с потребителями. Традиционные формы маркетинговых коммуникаций стали сменяться элементами футуристического маркетинга.8
Стратегия
специализации сектора
эффективно работающих
российских компаний. Необходимо отметить,
что значительные изменения затронули
не только деятельность большинства зарубежных
компаний. Крупные структурные сдвиги
произошли в последнее десятилетие и в
отечественной экономике, в рамках которой
выделился сектор эффективно работающих
компаний, демонстрирующий высокие темпы
роста, в несколько раз превышающие среднеотраслевые.
Представители нового сектора являются
предпринимательскими фирмами, образованными
в 1990-е годы «с ноля» частным капиталом.
Стремительный рост и успешную деятельность
фирм нового типа во многом удалось обеспечить
благодаря особому видению и предпринимательскому
таланту их создателей. Снижению рисков
ведения бизнеса способствовала правильно
выбранная стратегия специализации - создание
уникального предложения. Сосредоточение
усилий на узких сегментах рынка, на которых
в большей мере ценятся специфические
достоинства производимых благ, уход из
сферы массового производства - области
функционирования международных компаний
и крупных российских фирм, позволили
молодым игрокам отечественного рынка
в короткие сроки не только завоевать
лидерские позиции на национальном рынке,
но и выйти за рубеж. Так, Одинцовская кондитерская
фабрика «Коркунов» (1999), возглавляемая
предпринимателем Андреем Коркуновым,
стала первооткрывателем сегмента дорогого
шоколада в нашей стране. Отсутствие предложения
со стороны отечественных производителей
в сегменте дорогих конфет, уход многих
иностранных производителей с российского
рынка после дефолта 1998 года, растущий
спрос на подарочный шоколад в совокупности
с оригинальной рецептурой, достойным
оформлением и активным продвижением
продукта на рынке дали феноменальный
эффект. В течение непродолжительного
времени марка
«А. Коркунов» заняла почти половину рынка
в сегменте дорогого шоколада!
Одинцовская кондитерская фабрика - это небольшое предприятие с объемом выпуска 8 тыс. тони, только недавно расширенном до 22 тыс. тонн. Однако она лидирует на российском рынке в сегменте дорогих конфет. По данным агентства Business Analytica, марка «А. Коркунов» занимает 45% рынка дорогого шоколада (по цене за килограмм от 390 руб.), в сегменте премиальных шоколадных конфет в коробках ее доля превышает 60%.9 «А. Коркунов», кроме того, является единственным российским брендом, который вошел в десятку брендов, наиболее сильных в России.10 Интересно отметить, что соседями «Коркунова» стали марки таких мировых грандов, как BMW, Mercedes, Sony, Duracell, Gilette. Всего за 7 лет присутствия на рынке Одинцовской кондитерской фабрике удалось увеличить объемы продаж в 12 раз.11 Для сравнения: у крупных производителей включая опирающуюся на мощь Nestle фабрику «Россия», рост за это время был всего лишь 3-кратным.
Новаторские идеи и нетрадиционные приемы маркетинга - условия успешного продвижения на рынке. Кондитерская фабрика «Коркунов» не является единственным в своем роде примером успешной предпринимательской компании. Красногорская кондитерская фабрика «Конфаэль» (2001) - это не только создатель уникального предложения. «Конфаэль» находится у истоков формирования принципиально нового сегмента - производства произведений искусства из шоколада. Фабрика позиционирует себя как «шоколадное ателье». Она стала первой и единственной не только в России, но и в мире компанией, где можно купить шоколадную картину, скульптуру, фотографию, или даже целостную композицию. «Идея, ради которой мы создали эту фабрику, состояла в следующем: выпускать не просто вкусный высококачественный шоколад, а создать абсолютно новое направление в российской кондитерской промышленности - продукцию для гурманов и шоколадные подарки»12, - комментирует процесс поиска новаторской идеи основательница фабрики, председатель совета директоров компании «Конфаэль» Ирина Эльдарханова.
Ассортимент Красногорской кондитерской фабрики насчитывает более 300 наименований конфет, в том числе 100 видов эксклюзивных, большинство из которых изготовлено вручную.
Компанией запатентована идея производства индивидуализированных, персональных конфет. Любая фантазия клиента должна быть воплощена в шоколаде. «Конфаэль» удалось превратить шоколад в материал, из которого создаются художественные образы. Красногорская кондитерская фабрика является единственной российской компанией, которая создает обновляемые шоколадные коллекции. К примеру, зимой «Конфаэль» выпускает «зимние» конфеты со снежинками и снеговиками, летом - летние, в цветочном оформлении. Упаковка шоколадных изделий соответствует сезону. Недавно позиционирование фабрики в сегменте эксклюзивного предложения было оценено организаторами российской национальной премии «Овация». «Конфаэль» присудили победу в номинации «За создание нового направления в искусстве».
Маркетологи уверяют, что для популяризации уникального предложения на рынке стратегия производителя обязательно должна включать, наряду с новаторской идеей и оригинальными технологиями, особые приемы маркетинга. Эксклюзивная продукция, представленная в сегменте «суперпремиум», предполагает использование специальных методов привлечения целевой группы покупателей и поэтому нуждается в оригинальном продвижении. В качестве нетрадиционных методов продвижения компанией «Конфаэль» были избраны меценатство и спонсорство. «Конфаэль» сотрудничает с благотворительным фондом Мстислава Ростроповича, осуществляет кураторство известных национальных проектов. Большую часть оригинальных моделей из шоколада компания реализует в специальных точках – «шоколадных бутиках». «Шоколадные бутики» наряду с выполнением традиционной функции - продажи изделий - позволяют поддерживать более тесные контакты с клиентами, а главное, выполняют просветительскую функцию, прививают изысканность вкуса, способствуют формированию культуры потребления шоколадных изделий ручной работы. «Риски бизнеса по производству оригинальных подарков из шоколада высоки, как в любом фэшн-бизнесе. Нужно все время быть впереди тех, кто занят массовым производством, потому что сразу начинают копировать. Надо все время предлагать такие вещи, которые поражают воображение и о которых никто не может представить, что их возможно произвести на свет»13, - считает И. Эльдарханова. «Конфаэль» удается удерживать лидерские позиции в сегменте подарков, снижать предпринимательские риски благодаря созданию уникальных изделий, удовлетворяющих желания и потребности клиентов, в наибольшей степени востребованных рынком.
Информация о работе Предпринимательский риск и методы его минимизации