Разработка и регистрация товарного знака и знака обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

Логотип является графическим знаком, служащим символом предприятия. Он призван ассоциировать потребительский спрос с видом услуг конкретного предприятия, его статусом и имиджем. Вряд ли на логотипе банка будут уместны милые нежные цветочки – он должен производить впечатление надежности, солидности. И напротив, если Вы создаете торговый знак для магазина молодежной одежды, не стоит выполнять его в строгом классическом стиле.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
История товарного знака ……………………………………….. 4
Древний мир ……………………………………………… 4
Средние века ……………………………………………… 4
Эпоха промышленной революции ………………………….. 5
Дореволюционная Россия ………………………………… 6
Советский период ……………………………………….. 6
90-е годы …………………………………………………….. 7
Современная Россия ……………………………………….. 7
Товарный знак и знак обслуживания. Виды и функции ………. 8
Регистрация товарного знака и знака обслуживания. Их правовая
охрана …………………………………………………………………. 16
Заключение ……………………………………………………………. 24
Приложение …………………………………………………………….. 25
Список используемой литературы ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 280.79 Кб (Скачать документ)

     Коллективным  товарным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или  иного добровольного объединения  предприятий, предназначенный для  обозначения выпускаемых или  реализуемых ими товаров.

     Коллективный  товарный знак должен соответствовать  всем требованиям, предъявляемым к  индивидуальным товарным знакам. Однако существует ряд особенностей, которые  отличают правовой режим коллективного  товарного знака от правового  режима индивидуального товарного  знака.

     Во-первых, товарный знак может принадлежать только объединению предприятий.

     Во-вторых, субъектом пользования коллективного  товарного знака могут быть только такие входящие в объединение  предприятия или организации, за которыми по закону признается возможность  обладания индивидуальным товарным знаком.

     В-третьих, предприятия - участники объединения  могут использовать коллективный товарный знак в качестве единственного средства для обозначения товара либо применять  его наряду с индивидуальным товарным знаком.

     В-четвертых, необходимым условием регистрации  коллективного товарного знака  является наличие у товаров, которые  будут обозначаться этим знаком, качественных единых или иных общих характеристик.

     В-пятых, объединение, на имя которого зарегистрирован  коллективный товарный знак, обладает правом контроля за его использованием.

     В-шестых, указанные выше условия использования  коллективного товарного знака  отражаются в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного  товарного знака. Он разрабатывается  и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию  коллективного товарного знака.

     Другим  основанием для классификации товарных знаков является степень их известности. По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие критериям охраноспособности. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. Вопрос о том является ли товарный знак на территории России общеизвестным или нет, решается российским Патентным ведомством, а в случае возникновения спора - судебными органами. Основной смысл выделения общеизвестных знаков в том, что таким знакам обеспечивается охрана еще до регистрации в Патентном ведомстве.

     Особая  защита общеизвестных товарных знаков обосновывается задачами борьбы с недобросовестной конкуренцией, а также необходимостью охраны интересов потребителей, которые  могут спутать вновь зарегистрированный товарный знак с общеизвестным. Поэтому, например, на территории России подлежат защите в качестве общеизвестных такие словесные товарные знаки, как Соса-Со1а, ВМW, Compaq, НР, Sony, Canon и т.п. Наименования мест происхождения товара отличаются значительно меньшим разнообразием своих видов и форм. Выражен данный объект промышленной собственности может быть только в словесной форме. Это может быть название страны (российский), населенного пункта (московский), местности (балтийский) или другого географического объекта, которые, в свою очередь, могут быть официальными (Санкт-Петербургский) или неофициальными (Питерский), полными (Санкт- петербургский) или сокращенными (Петербургский), современными (Петербургский) или историческими (Ленинградский). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Регистрация товарного знака  и знака обслуживания. Их правовая охрана
 

     Исключительные  права на товарный знак возникают  лишь после его регистрации в  уполномоченном государственном органе.

     Использование вместо товарного знака незарегистрированного  обозначения допускается, но никаких  исключительных прав в этом случае не возникает.

     В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

     Каждый  товарный знак регистрируется в отношении  определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем  дороже регистрация). Всего таких  классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они  установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации  знаков (МКТУ).

     Далеко  не любые тексты и изображения  могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый  ряд ограничений (см. ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ).

     Одно  из ограничений таково: не может  быть зарегистрировано в качестве товарного  знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров  определённого вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении  прямого указания на вид, качество и  свойство товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «компьютер» для вычислительной техники. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение  относительно товара или его производителя.

     Товарный  знак регистрируется в России на имя  юридического или осуществляющего  предпринимательскую деятельность физического лица. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство  о регистрации. Свидетельство удостоверяет, что указанному в нем правообладателю  принадлежит исключительное право  на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

     После регистрации товарного знака  в РФ у владельца товарного  знака появляется исключительное право  использования товарного знака, что позволяет запрещать использование  в России товарного знака каким-либо другим лицам. Никто не вправе использовать зарегистрированный знак без согласия правообладателя.

     В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы не только словесные, изобразительные или комбинированные  обозначения. Товарный знак и знак обслуживания может быть объемным, например форма  упаковки или непосредственно товара, цветовым, звуковым или иным, при  условии, что он может выполнять  или выполняет свою функцию —  служит для индивидуализации товаров, работ или услуг.

     Есть  установленные законодательно условия  регистрации товарного знака, соблюдение которых проверяется государственным  органом при экспертизе заявки на регистрацию товарного знака. Одно из основных условий — недопустимость регистрации товарных знаков, тождественных  или сходных до степени смешения в сознании потребителей в отношении  однородных товаров и услуг на имя различных юридических или  физических лиц.

     Институт  охраны товарных знаков очень сложен. Вопрос не только в правильном получении  правильной охраны товарного знака. Регистрацию товарного знака  можно оспорить по многим основаниям, товарный знак, которому не была или  не могла быть предоставлена правовая охрана, может приобрести свойства, которые позволят его зарегистрировать. Все это обстоятельства говорят  о необходимости привлечения  для выполнения всех связанных с  товарными знаками работ квалифицированного специалиста.

     Создание  и регистрация товарного знака  всегда осуществляется в несколько этапов:

  • определение цели позиционирования продукта на рынке;
  • выбор основных составляющих товарного знака, являющихся символами компании-правообладателя или отрасли, в которой она работает;
  • отбор двух или трех обозначений из разработанных эскизов обозначений для представления их фокус-группе;
  • поиск в базе данных Роспатента и в фонде зарегистрированных в РФ товарных знаков аналогов выбранных фокус-группой обозначений;
  • оценка результатов проведенного поиска, в случае обнаружения аналогов — изменение обозначения с целью минимизировать возможное сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками;
  • утверждение принятого обозначения в качестве будущего товарного знака;
  • подготовка заявки на регистрацию товарного знака;
  • представление выбранного обозначения в соответствующее ведомство для регистрации товарного знака;
  • осуществление делопроизводства, связанного с рассмотрением заявки на регистрацию товарного знака;
  • получение свидетельства о регистрации товарного знака либо иного охранного документа на товарный знак;
  • юридическое оформление и сопровождение полученного охранного документа;
  • постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива организации зарегистрированного товарного знака.

     Обозначение, информирующее о том, что товарный знак является зарегистрированным, называется предупредительной маркировкой. В  качестве такой маркировки могут  использоваться специальные знаки, наибольшее распространение среди  которых получили значок ®, сочетания  букв ТМ (от англ. trademark) и SM (от англ. service mark), а также слова и словосочетания «зарегистрированный знак», «Registered Trademark», «Trademark», «Marca registrada», «Marque deposee».

Использование перечисленных обозначений не является обязанностью правообладателя —  наносить предупредительную маркировку он может по собственному усмотрению. Это право владельцев товарных знаков определяется статьей 5D Парижской конвенции.

Предупредительная маркировка TM (и ее аналоги) в зарубежных странах обычно означает, что заявка на регистрацию товарного знака  уже подана, а значит, его несанкционированное  использование может повлечь  за собой определенную ответственность. В России использование такой  маркировки не регулируется законодательством  — предполагается, что она не несет в себе правовой защиты, выполняя только информативное назначение.

     Срок  действия свидетельств на товарные знаки, выдаваемых в России, составляет 10 лет. По истечении этого срока после  подачи соответствующего заявления  в уполномоченное ведомство и  уплаты государственной пошлины  оно может быть продлено еще на 10 лет. Продлевать свидетельство о  регистрации товарного знака  можно неограниченное число раз.

     Обеспечение полноценной правовой охраны товарного  знака находится в интересах  правообладателей, ведь получение известности  и признания таким обозначением требует времени и сопряжено  со значительными капиталовложениями. То, насколько качественной будет  защита товарного знака, зависит  от особенностей действующего законодательства.

     Чаще  всего для охраны товарного знака  осуществляется его регистрация  в Реестре товарных знаков. В большинстве  государств регистрация товарного  знака в соответствующем реестре  является обязательным условием его  охраны. Это означает, что охрана товарного знака может осуществляться только после его регистрации  — до прохождения данной процедуры  владелец знака не имеет возможности  препятствовать его использованию  другими лицами.

     Регистрация товарных знаков является не единственным способом их защиты от нелегального использования. В некоторых государствах существует практика правовой охраны и для незарегистрированных в качестве товарных знаков обозначений, однако такой способ защиты интеллектуальной собственности является менее надежным — пока товарный знак не имеет необходимой  репутации и известности на рынке, фактически, он не является защищенным от его использования любым желающим. Важно отметить, что до того момента, пока знак не обретет достаточную  известность, может пройти немало времени, начиная с момента появления  товарного знака на рынке.

     В случае, если владелец нового товарного знака начинает выпускать на рынок продукты под ним, он должен быть готов к тому, что используемое им обозначение является крайне уязвимым. Единственным вариантом защиты товарного знака в данной ситуации является использование положений законодательства о недобросовестной конкуренции, однако необходимым условием успеха в данном случае является наличие репутации на рынке у охраняемого обозначения.

     В соответствии с законодательством  РФ на территории РФ охраняются не только зарегистрированные товарные знаки, но и знаки в соответствии с международными договорами РФ. Российские юридические  лица и граждане РФ в соответствии со ст. 1507 IV части ГК РФ «вправе зарегистрировать товарные знаки в иностранных  государствах или осуществить его  международную регистрацию». Заявки на такую регистрацию подаются через  Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

     Поскольку, как и все объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки получают в конечном итоге территориальную  охрану, по существу означающую, что  их охрана предоставляется национальной регистрацией.

     Существуют  определенные системы региональной регистрации, которые упрощают регистрацию  товарных знаков и, конечно, существуют международные договоры. Однако все  эти системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории. Но помимо возможности регистрации товарных знаков в странах, их также можно зарегистрировать на таможенных территориях, и что существуют некоторые другие территории, которые не признаются в качестве стран.

     Существуют  определенные территории, которые не признаются в качестве государств и  не могут, например, стать членами  Организации Объединённых Наций. Однако на этих территориях существует определенная административная структура, и регистрация  товарных знаков может стать возможной. Хорошим примером является Гонконг, имеющий систему регистрации  товарных знаков, отличающуюся от системы  регистрации в Китайской Народной Республике.

     ВОИС  прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать и национальные, и региональные системы регистрации  товарных знаков более „дружественными“ путем гармонизации и упрощения  некоторых процедур.

     В 1994 г. был принят Договор о законах по товарным знакам (TLT), устанавливающий, какую информацию должны предоставлять граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства-участника. 

Информация о работе Разработка и регистрация товарного знака и знака обслуживания