Развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – это с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – это сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ).

Содержание

Глава 1. Понятие малого предпринимательства, концепция его развития в Санкт-Петербурге, налоговое регулирование ……………….. 3
1.1 Понятие и критерии субъекта малого предпринимательства …..…. 3
1.2 Нормативно – правовое обеспечение ……………………………….. 8
1.3 Проблемы малого бизнеса …………………………………………… 8
1.4 Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге …………………………………………………………... 10
1.5 Базовые принципы деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении развития малого предпринимательства ………………………………………. 11
1.6 Основные мероприятия по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства .......................................................................... 12
1.7 Критерии эффективности государственной политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства …… 17
1.8 Стабилизация налогового регулирования и оптимизация налогообложения ……………………………………………………. 17
Глава 2. Статистические данные по состоянию малого бизнеса в Санкт-Петербурге ……………………………………………………… 18
2.1 Краткая характеристика состояния малого бизнеса
в Санкт-Петербурге …………………………………………………. 18
2.2 Таблицы с данными по малому бизнесу …………………………... 25
Глава 3. Заключение …………………………………

Работа состоит из  1 файл

Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге (1).doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)


6

 

Российский государственный педагогический

Университет им. А.И. Герцена

Факультет экономики
Кафедра прикладной экономики


 

 

Развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Сапрыкина Л.Е.,

ЗАО-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург
2010 г.

Содержание:

Глава 1.  Понятие малого предпринимательства, концепция его развития в Санкт-Петербурге, налоговое регулирование ……………….. 3

1.1  Понятие и критерии субъекта малого предпринимательства …..…. 3

1.2   Нормативно – правовое обеспечение ……………………………….. 8

1.3   Проблемы малого бизнеса …………………………………………… 8

1.4   Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге …………………………………………………………... 10

1.5   Базовые принципы деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении развития малого предпринимательства ………………………………………. 11

1.6   Основные мероприятия по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства .......................................................................... 12

1.7   Критерии эффективности государственной политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства …… 17

1.8   Стабилизация налогового регулирования и оптимизация налогообложения ……………………………………………………. 17

Глава 2. Статистические данные по состоянию малого бизнеса в Санкт-Петербурге ……………………………………………………… 18

2.1 Краткая характеристика состояния малого бизнеса

в Санкт-Петербурге …………………………………………………. 18

          2.2 Таблицы с данными по малому бизнесу …………………………... 25

Глава 3. Заключение …………………………………………………………. 29

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и критерии субъекта малого предпринимательства

В 2001 году, в связи с разработкой и утверждением Госсоветом Российской Федерации «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации», впервые, Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, была определена идеология и политическая цель развития малого предпринимательства в России – это создание среднего класса российского общества.

Прежде всего, необходимо определить понятие малого предпринимательства, исходя из его социально – экономической и политической роли.

Малое предпринимательство – это с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – это сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ).

Малый бизнес, в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов, является наиболее незащищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.

Исходя из приоритета социальной значимости малого предпринимательства, политика государственных органов в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на: Формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;

Включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культура и этики деловых отношений. Формирование предпринимателя современного типа, чувствующего себя комфортно в своей социальной и экономической нише;

Увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;

Насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товаров и услуг. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов малого предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Активизация конкуренции на различных рынках товаров и услуг, как важнейшего инструмента экономического роста.

Привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;

Стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения государственного сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых предприятий. Создание правовых и экономических условий для самореализации граждан в области культуры, образования, спорта через систему малых предприятий в сфере творческих индустрий;

Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса и вывода малых предприятий из «тени», при одновременном снижении налоговой нагрузки.

Таким образом, в практической деятельности государственных органов по поддержке и развитию малого предпринимательства выделяются два основных направления:

Защита интересов малого предпринимательства и создание общих благоприятных условий для его развития;

Адресная государственная поддержка начинающих предпринимателей, отдельных, наиболее рисковых категорий предприятий и развитие перспективных направлений бизнеса в соответствии с приоритетами, установленными обществом.

Очевидно, что критерии малого предприятия для целей статистического наблюдения, экономического анализа, налогообложения, предоставления государственной поддержки в виде различных льгот и преференций должны быть едиными. Однако, в связи уже сложившейся практикой (см. дополнительные критерии для налогообложения), а также с тем, что прерогатива определения критериев малого предпринимательства остается за федеральным центром, для развития системы государственной поддержки на уровне субъекта федерации требуется более глубокая дифференциация предприятий, основанная на качественных параметрах их финансово – хозяйственной деятельности.

Сегодня малый бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов, низкой фондовооруженностью труда и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость». Все это позволяет охарактеризовать малый бизнес как категорию «экономически неустойчивых предприятий» и формализовать данный критерий в виде легко применяемого на практике набора соответствующих коэффициентов.

К данной категории предприятий можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес. Как правило, к числу «экономически неустойчивых предприятий» подпадают предприниматели начинающие свою деятельность впервые, без достаточного стартового капитала, при отсутствии имущественной базы, опыта работы и деловых связей. Для целей государственной поддержки к данной категории предприятий также следует отнести предпринимателей, оказавшихся в трудном финансовом положении по объективным причинам (изменение налогового законодательства, резкое повышение арендной  платы, финансовые кризисы, незаконные действия предприятий - монополистов, контролирующих организаций, органов власти и т.д.). В особую группу необходимо выделять венчурные и социально значимые формы малого бизнеса – инновационные предприятия, творческий бизнес, предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленников и т.д.

Таким образом, можно выделить две группы критериев малого предпринимательства, для реализации государственной политики: Первая группа – это формальные критерии, установленные Федеральным законодательством (Федеральный закон от 24.07.2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») для применения общих мер, направленных на защиту интересов малого предпринимательства и создание общих благоприятных условий для его развития.

Вторая группа – это критерии экономической устойчивости предприятия, определяемые законодательным актом субъекта федерации, с учетом специфики развития экономики региона, для целей адресной государственной поддержки начинающих предпринимателей, отдельных, наиболее рисковых категорий предприятий и развития перспективных направлений бизнеса в соответствии с приоритетами, установленными городом.

Так если первая группа критериев охватывает всю совокупность предприятий и применяется, в основном для статистического и экономического наблюдений, разработки общих нормативно – правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, градостроительной, инвестиционной, хозяйственной и иной городской политики, то вторая группа, определяет группу предприятий, требующих непосредственной государственной поддержки за счет средств городского бюджета и непосредственно связана с планированием бюджетных средств, направляемых на реализацию программ поддержки малого бизнеса.

Подобный подход позволяет отказаться от системы «массовых льгот и преференций» и переориентировать государственную политику на создание и реализацию адресных программ поддержки отдельных категорий малых предприятий, что позволит целенаправленно использовать и экономить бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям.

По мере стабилизации экономики и закрепления общих благоприятных условий хозяйственной деятельности, число предприятий второй группы будет сокращаться, что приведет к минимизации бюджетных расходов направленных на реализацию адресных программ поддержки.

Соотношение количества экономически неустойчивых предприятий и общего числа субъектов малого предпринимательства может являться одним из показателей эффективности государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса.

 

 

 

Нормативно – правовое обеспечение

Нормативно – правовое регулирование малого предпринимательства осуществляется общими нормами, установленными Законами:

Федеральный закон от 24.07.2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 56 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 № 1423 «Об итогах реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основных направлениях развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы»

Кроме того, деятельность субъектов малого предпринимательства косвенно регулируется значительным числом постановлений и распоряжений государственных органов исполнительной власти города, издаваемым по различным вопросам хозяйственной, градостроительной, имущественной, экономической политики.

 

Проблемы малого бизнеса

Несмотря на достигнутые экономические показатели, за последние два года, по мнению предпринимателей, хозяйственный климат в Санкт-Петербурге ухудшился. Так считают соответственно 41,0% опрошенных предпринимателей. Лишь 20,0% предпринимателей отмечают улучшение хозяйственного климата, связывая это с изменением налоговых режимов, введенных на федеральном уровне.

Взаимодействие субъектов малого предпринимательства с администрацией город   а и контролирующими органами негативно оценивается более чем 40,0% предпринимателей.

Основные проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, по оценкам самих предпринимателей:

Налоговый режим - 55,7%;

Нестабильность нормативно-правового регулирования - 44,3%;

Нехватка оборотных средств - 38,3%;

Подбор необходимых кадров - 35,3%;

Поиск источников инвестиций - 33,8%;

Чрезмерная конкуренция - 32,3%;

Процедуры административного регулирования - 31,3%;

Аренда и содержание помещений - 29,9%;

Сбыт продукции - 25,9%;

Трудоемкость учета и отчетности - 24,9%;

Высокая стоимость деловых услуг (рекламы и пр.) - 20,9%;

Безопасность бизнеса - 17,4%;

Получение / возврат кредитов - 16,9%;

Приобретение оборудования - 15,4%;

Неплатежи - 14,4%

Поиск помещений для бизнеса - 9,5%;

Приобретение сырья, материалов - 7,5%;

Осуществление экспортн.\импортн. операций - 4,5%;

Другое - 1,0%.

Как видно из приведенных данных, на первом месте для предпринимателей стоят проблемы налогообложения и увеличения финансовой нагрузки в целом, отсутствие стабильной нормативно-правовой базы, нехватка собственных оборотных средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам, сложность в подборе необходимых кадров, административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге