Развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – это с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – это сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ).

Содержание

Глава 1. Понятие малого предпринимательства, концепция его развития в Санкт-Петербурге, налоговое регулирование ……………….. 3
1.1 Понятие и критерии субъекта малого предпринимательства …..…. 3
1.2 Нормативно – правовое обеспечение ……………………………….. 8
1.3 Проблемы малого бизнеса …………………………………………… 8
1.4 Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге …………………………………………………………... 10
1.5 Базовые принципы деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении развития малого предпринимательства ………………………………………. 11
1.6 Основные мероприятия по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства .......................................................................... 12
1.7 Критерии эффективности государственной политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства …… 17
1.8 Стабилизация налогового регулирования и оптимизация налогообложения ……………………………………………………. 17
Глава 2. Статистические данные по состоянию малого бизнеса в Санкт-Петербурге ……………………………………………………… 18
2.1 Краткая характеристика состояния малого бизнеса
в Санкт-Петербурге …………………………………………………. 18
2.2 Таблицы с данными по малому бизнесу …………………………... 25
Глава 3. Заключение …………………………………

Работа состоит из  1 файл

Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге (1).doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

 

Стабилизация налогового регулирования и оптимизация налогообложения

В соответствии с федеральным законодательством в области налогообложения малого бизнеса действуют специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), которые при правильном применении создают, в целом, благоприятный налоговый климат.

В тоже время, по мнению предпринимателей, налоговое бремя и нестабильность налогового законодательства является основным фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса. (По экспертным оценкам многие предприниматели в понятие налогового бремени включают общую финансовую нагрузку).

В области совершенствования налогообложения предполагается осуществление следующих мер:

1. Создание постоянно действующей панели (1500 предприятий) мониторинга финансово-экономической деятельности малых предприятий для наблюдения за последствиями изменений в налоговом законодательстве. Данный механизм также необходим для выявления экономически неустойчивых предприятий;

2. Стабилизация налогообложения в рамках полномочий субъекта федерации;

3. Освобождение малых предприятий от части местных налогов, составляющих незначительную часть доходов бюджета и прямо препятствующих развитию коммерческой деятельности (например, от налога на рекламу);

4. Обеспечение равенства при налогообложении всех субъектов малого предпринимательства. Налоговые льготы, в виде налоговых кредитов, должны предоставляться только тем предприятиям, которые включены в государственную программу поддержки малого предпринимательства на условиях «прозрачности» бизнеса и на определенный срок;

5. Разработка предложений по внесению изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход.

Обеспечение равного доступа к государственному имуществу и государственным заказам Малые предприятия, в связи с недостаточностью финансовых ресурсов, объективно не могут иметь равных возможностей, в сравнении с крупными предприятиями, при получении прав на аренду государственного имущества и исполнения государственного заказа.

Существующий механизм конкурсов и тендеров, предусматривающий приоритет критериев финансовой обеспеченности, практически исключает из конкурсных процедур малые предприятия. Для предприятий этого сектора экономики неприемлемы «аукционное» повышение арендных ставок, авансовые платежи при заключении договоров, укрупнения лотов при размещении городского заказа мероприятия, направленные на создание благоприятных условий хозяйственной деятельности для малых предприятий, а именно: информационное обеспечение и организационное сопровождение деятельности малых предприятий, обеспечение доступа малых предприятий на рынок трудовых ресурсов и подготовка кадров, создание положительного общественного мнения о малом бизнесе, не требуют специальных законодательных решений и могут осуществляться в рамках локальных программ, апробированными методами с привлечением действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Адресная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства Главным инструментом конкретной поддержки малого бизнеса остается программа государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее – Программа). Предполагается принципиально изменить статус Программы, структуру и принципы ее реализации.

Программа не должна являться планом мероприятий отдельного отраслевого Комитета, должна быть комплексной и в ее реализации должны участвовать все отраслевые Комитеты Санкт-Петербурга в соответствии с основными направлениями своей деятельности.

Участниками Программы могут быть предприятия и предприниматели без образования юридического лица, определенные в соответствии со второй группой критериев, то есть начинающие предприниматели, предприятия, потерявшие по объективным причинам «экономическую устойчивость», венчурные, инновационные предприятия и предприятия творческой индустрии. Для каждой конкретной категории предприятий могут быть использованы различные формы государственной поддержки (льготы, гранты, кредиты и т.д.).

Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета. Сумма финансирования предусматривается отдельной строкой в размере до одного процента расходной части бюджета (Закон Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 137-48 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге») и распределяется в виде лимитов бюджетного финансирования, выделяемых на цели поддержки отдельной строкой в ведомственной структуре бюджета отраслевых Комитетов, участвующих в реализации программы.

В рамках Программы осуществляется финансово – кредитная поддержка предприятий на основе предоставления бюджетных гарантий кредитным организациям, предоставление целевых льгот по арендной плате, предоставление налоговых льгот и кредитов, реструктуризация задолженности перед городским бюджетом и иные льготы. Основным принципом включения предприятий в Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге является: «прозрачность» бизнеса, возвратность бюджетных затрат в виде налогов, экономическая эффективность проектов предприятий.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге разрабатывается на период 2005-2010 годы и уточняется ежегодно при формировании бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. Меры государственной поддержки малых предприятий требуют значительных бюджетных затрат и поэтому Администрация вправе потребовать от предпринимателей адекватных действий. Государственная поддержка должна предоставляться тем предприятиям, которые добросовестно уплачивают налоги, начисляют работникам полновесную зарплату, формируют социальные фонды. Использование созданной инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность более 60 организаций инфраструктуры малого бизнеса: ассоциации, союзы, агентства, фонды, центры поддержки предпринимательства, центры делового развития, инновационно-технологические и субконтрактинговые центры и т.д.. Данные организации оказывают предприятиям, в основном на возмездной основе, различные услуги, в том числе коммерческого характера. Предполагается предоставить право организациям инфраструктуры самостоятельно (без финансовой поддержки города) действовать на рынке данных видов услуг. Участие организаций инфраструктуры в программе государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге может осуществляться на конкурсной основе и исключительно в рамках реализации отдельных проектов, разрабатываемых координатором городской программы.

 

 

Краткая характеристика состояния малого бизнеса

в Санкт-Петербурге

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по итогам 2008 года Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по ряду ключевых показателей: 
- первое место по объему оборота  малых предприятий на душу населения  - 291% (Ярославская область 226,5%);
- второе место по доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых – 20,8% (Волгоградская область – 29,7%, Калужская область – 18,6%).
По  данным Петростата в Санкт-Петербурге, по состоянию на 01.07.2009 осуществляет деятельность 277 000 субъектов малого предпринимательства, в том числе 196 000 малых предприятий и 81 000 предпринимателей без образования юридического лица. 

По состоянию на 01.01.2009 года в городе осуществляли свою деятельность 261,6 тысяча субъектов малого предпринимательства, в том числе 185 тысяч малых предприятий и 76,6 тысяч предпринимателей без образования юридического. лица. Таким образом, за 6 месяцев 2009 года количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 15,4 тысяч. 
        Наибольший рост количества субъектов малого предпринимательства наблюдается по следующим видам экономической деятельности:
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (увеличение на 7200 единиц);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (увеличение на 3500 единиц);
- транспорт и связь (увеличение на 2200 единиц);
- обрабатывающие производства (увеличение на 749 единиц);
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (увеличение на 739 единиц).
         Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях Санкт-Петербурга (без учета занятых на микропредприятиях и у предпринимателей без образования юридического лица)   по состоянию на 01.04.2009 составила 330,3 тысяч человек. Наряду с работниками численного состава на малых предприятиях занято 19,2 тысяч человек внешних совместителей и 7,1 тысяч работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, что составило, соответственно, 5,4 % и 2,0 % от общей численности работников малых предприятий.
           В январе – июне 2009 года оборот малых предприятий Санкт-Петербурга составил 398314 млн. рублей. Более 61 % оборота малых предприятий приходилось на предприятия оптовой и розничной торговли.
          Инвестиции в основной капитал субъектов малого предпринимательства составили 1398 млн. рублей. Наибольшая доля инвестиций в основной капитал  - 33,2 % освоена организациями обрабатывающих производств.
           Средняя начисленная заработная плата на предприятиях малого бизнеса в 1 квартале 2009 года составила 17452 рубля.
          Увеличилась доля субъектов малого предпринимательства, участвующих в размещении государственного заказа Санкт-Петербурга. 
По состоянию на 01.09.2009  по сумме размещения государственного заказа Санкт-Петербурга доля  субъектов малого предпринимательства составляет  48,43 %, а по количеству закупок – 47,32% от общей суммы размещенного государственного заказа Санкт-Петербурга.
            В 2009 году увеличился объем поступлений в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга по единому налогу на вмененный доход и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.  
            По состоянию на 01.08.2009 года по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в  консолидированный  бюджет Санкт-Петербурга поступило в два раза больше платежей от начисленных к уплате в  текущем году.
Поступления в консолидированный  бюджет Санкт-Петербурга по единому налогу на вмененный доход по состоянию на 01.08.2009 составили 96,6% от начисленных поступлений в текущем году.
За 2008 год поступления в бюджет по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составили 101% от начисленных к уплате в текущем году, а по единому налогу на вмененный доход –  99% от начисленных поступлений в текущем году.
            В 2009 году продолжается реализация Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 № 1423.  На реализацию Плана мероприятий из бюджета Санкт-Петербурга выделено 547,2 млн. руб. Правительству Санкт-Петербурга на цели развития малого предпринимательства удалось привлечь дополнительно 282,5 млн. руб., которые пойдут на софинансирование следующих мероприятий:
- расходы на увеличение активов Фонда содействия кредитованию малого бизнеса в объеме 150,0 млн. руб.;
- реализация специальной программы «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства» - 30 млн. руб.;
- реализация специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» - 100 млн. руб.;
- создание и обеспечение деятельности совместно с Санкт-Петербургским фондом развития малого и среднего бизнеса 
Санкт-Петербургского представительства деловой информационной сети Евро Инфо Центров – «Евро Инфо Корреспондентского Центра – Санкт-Петербург» - 2.5 млн. руб.
Таким образом,  в 2009 году на реализацию Плана мероприятий направлено 829,7 млн. руб.
            Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2009 № 949  Фонду содействия кредитованию малого бизнеса будет выделено дополнительно из Резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга 200 млн. руб. В настоящее время подготовлена заявка в Министерство экономического развития России на привлечение на эти цели 200 млн. рублей из федерального бюджета.
            С 01.07.2009 года Комитет экономического развития приступил к реализации специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». По состоянию на 12.10.2009 года поступило 798  заявок от субъектов малого предпринимательства на участие в данной программе и сдано 264 заявки с приложением бизнес-плана  по развитию собственного бизнеса. Комиссией Комитета рассмотрено 167 заявки, из которых одобрено – 164 и выдано 126 грантов.

 

Основные показатели деятельности малых предприятий[1]

Таблица 1

 

Всего

в т.ч. микропредприятия

Число предприятий, единиц

126805

111393

Число предприятий на 1000 человек населения

28

24

Среднесписочная численность работников, человек

628654

199884

Средняя численность внешних совместителей, человек

55236

30834

Ср.численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового
характера, человек

14270

30834

Оборот предприятий, млрд. рублей

1265,7

234,5

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

5655

1969

 

 

Число малых предприятий по видам экономической деятельности

Таблица 2

 

Всего малых предприятий

В т.ч. микропредприятия

единиц

В % к итогу

единиц

В % к итогу

Всего

126805

100

111393

100

Сельское и лесное хоз-ва, охота

183

0,1

161

0,1

Рыболовство, рыбоводчество

34

0,0

26

0,0

Добыча полезных ископаемых

78

0,1

73

0,1

Обрабатывающие производства

12726

10,0

10024

9,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

313

0,3

251

0,2

Строительство

12647

10,0

10480

9,4

Оптовая и розничная торговля

57505

45,3

52806

47,4

Гостиницы и рестораны

3750

3,0

3149

2,8

Транспорт и связь

7888

6,2

6880

6,2

Финансовая деятельность

1595

1,3

1473

1,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда, услуги

25204

19,9

21922

19,7

Образование

271

0,2

258

0,2

Здравоохранение, соц.услуги

1352

1,1

1065

1,0

Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

3218

2,5

2798

2,5

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге