Главным
принципом государственной поддержки
должно стать постепенное сокращение
административно-директивного регулирования
малого бизнеса и создание преимущественно
экономических и правовых условий
нормального ведения рыночного
хозяйствования. Она должна формировать
стимулы для саморазвития и улучшения
конкурентоспособности малого предпринимательства
с учетом отраслевых, географических
национальных, исторических особенностей
и традиций, а также зарубежного
опыта. Следует создать равные хозяйственные
возможности для малых и более
крупных предприятий, равные условия
предпринимательской деятельности
при свободе выбора ее форм и методов
проявления самостоятельности и
предприимчивости. Очень важно, чтобы
эта поддержка содействовала
добросовестной конкуренции, формированию
широкого слоя собственников и предпринимателей,
созданию развитой инфраструктуры малого
предпринимательства на федеральном,
региональном и местных уровнях,
развитию приоритетных видов деятельности
малого предпринимательства накоплению
инвестиционных ресурсов и использованию
их в приоритетных направлениях, участию
малых предприятий в реализации
важнейших народнохозяйственных программ
и проектов, а также в поставках
продукции и выполнении работ
для государственных нужд, модернизации
производственных фондов малых предприятий
внедрению прогрессивных технологий
и новой техники, устойчивому
функционированию малого предпринимательства
за счет уменьшения коммерческих и финансовых
рисков, связанных с малым предпринимательством.
Для
привлечения ресурсов крупных предприятий
с целью развития малого предпринимательства
можно было бы использовать получившую
широкое распространение на Западе
и дающую значительный экономический
эффект систему контрактных отношении
крупных и мелких фирм ("фрэнчаиз"),
особенно в торговле и сфере услуг.
Крупная головная фирма предоставляет
малой фирме за плату исключительное
право использовать свою технологическую
схему и торговую марку, при необходимости
выделяет кредиг на льготных условиях,
оказывает различного рода консультационные
услуги, сдает в аренду оборудование
и т п. Подобная система сотрудничества
оказывается выгодной обеим сторонам.
В
развитых странах разработаны специальные
программы поддержки нововведений
через малые венчурные предприятия.
В них определяются направления,
размеры и источники финансирования.
Например, в США все федеральные
ведомства и 12 агентств по развитию
малого бизнеса с бюджетом более
100 млн. долл. обязаны передавать 1,25%
своих финансовых ресурсов для обеспечения
деятельности мелких научно-исследовательских
компаний. Из федеральных фондов финансируется
35%о всех расходов мелких компаний на
НИОКР. Эти средства распределяются
в конкурсном порядке в виде безвозмездных
целевых субсидий-грантов. Государство
создает благоприятные условия
для деятельности венчурных фондов,
объем операций которых в сфере
малого бизнеса достигает 4-4,5 млрд.
долл. в год. 1
В
последние годы разрабатываются
и наднациональные мероприятия
по поддержке малого бизнеса на уровне
ЕС. Программы помощи малому исследовательскому
бизнесу дополняют систему государственного
финансирования научно-технического прогресса,
позволяют существенно расширить
деятельность малых фирм, использующих
эти средства, способствуют оживлению
рискового финансирования на стадиях
коммерческого освоения продукции,
значительно уменьшают инвестиционный
риск вкладчиков.
Деятельность
малого предпринимательства ориентирована
главным образом на местный рынок,
на решение региональных проблем. Малый
бизнес должен стать основной базой
формирования рациональной структуры
местного хозяйства и его финансирования
с учетом особенностей развития каждого
конкретного региона. Поэтому и
поддержка малого предпринимательства
должна осуществляться прежде всего
на региональном уровне. Регулирование
его из единого центра возможно только
по отдельным приоритетным направлениям
или комплексам народного хозяйства.
Местные власти лучше знают свои
финансовые и материальные возможности,
реальные общественные потребности, наиболее
эффективные направления использования
имеющихся ресурсов по сферам деятельности
и формам собственности располагают
административными и экономическими
рычагами для регулирования предпринимательской
деятельности.
Практически
все органы исполнительной власти на
уровне республик, краев, областей и
городов имеют подразделения
по экономическому развитию, которые
должны способствовать развитию предпринимательства.
В настоящее время в большинстве
регионов образованы также фонды
и центры поддержки предпринимательства.
В Москве, Санкт Петербурге, Воронежской,
Волгоградской, Иркутской, Нижегородской,
Новгородской, Тюменской и некоторых
других областях разработаны и осуществляются
целевые программы поддержки
малого бизнеса при целевом участии
средств местного бюджета. Например,
в Туле на поддержку малого бизнеса
в 1995 г. по различным каналам выделено
6 млрд. руб. на Сахалине - 3,5 млрд. рублей.
Государственная
поддержка предпринимательства
на региональном уровне может включать
прямое финансовое субсидирование, льготное
кредитование и селективное гарантирование
кредитов, предоставление льгот по
местному налогообложению передачу
малым предприятиям части государственного
имущества, а также ноу-хау, технических
лицензий из подведомственного региону
госсектора; обеспечение на льготных
условиях совместного с подведомственными
организациями госсектора проведения
НИОКР на льготных условиях; участие
государства в соучредительстве
по организации новых предприятий;
ограниченное регулирование ценообразования;
частичное обеспечение дефицитными
сырьем и материалами; предоставление
выгодных региональных госзаказов; упрощенную
регистрацию и лицензирование деятельности,
в том числе в сфере внешнеэкономических
операций; юридический и экономический
льготный консалтинг; содействие в
подготовке кадров и развертывание
государственной сети подготовки
специалистов для работы в условиях
рыночной экономики; обеспечение правовых
льгот предпринимательской деятельности
в свободных экономических зонах,
зонах свободного предпринимательства
и т. п.; содействие и координацию
деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.
Для
решения широкого круга проблем
становления малого бизнеса
принята государственная программа
поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации на 1998-1999
годы. Она утверждена Постановлением
Правительства РФ № 697 3 июля 1998 г.
Целью
данной программы является решение
стратегической задачи
повышения политической, экономической
и социальной стабильности в
российском обществе. Решение
этой задачи требует
создания благоприятных
правовых и экономических условий
для интенсивного развития
малого предпринимательства. Малое
предпринимательство
способствует формированию
рыночной структуры экономики
и конкурентной среды,
налогооблагаемой базы для бюджетов
всех уровней. Путем
создания новых предприятий
и рабочих мест малое
предпринимательство обеспечивает
занятость населения, насыщает
рынок разнообразными товарами и
услугами.
КОММЕРЧЕСКИЙ
РАСЧЕТ В ПРЕДПРИЯТИЯХ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Уход
общества от системы плановой экономики
и вступление в рыночные отношения
коренным образом изменили условия
функционирования предприятий. Предприятия,
для того, чтобы выжить, должны проявить
инициативу, предприимчивость и бережливость
с тем, чтобы повысить эффективность
производства. В противном случае
они могут оказаться на грани
банкротства.
В
рыночных условиях залогом выживаемости
и основой стабильного положения
предприятия служит его финансовая
устойчивость. Она отражает состояние
финансовых ресурсов, при котором
предприятие, свободно маневрируя денежными
средствами, способно путем эффективного
их использования обеспечить бесперебойный
процесс производства и реализации
продукции, а также затраты по
его расширению и обновлению.
Для
оценки финансовой устойчивости предприятия
необходим анализ его финансового
состояния. Финансовое состояние представляет
собой совокупность показателей, отражающих
наличие, размещение и использование
финансовых ресурсов.
Объектом
исследования стало предприятие
ресторан-кафе “Столица”, я рассчитаю
рентабельность предприятия.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА
- Александров
Ю.Л. Экономика предприятий торговли:
Учебное пособие. Ч. 1/ Ю.Л.Александров,
Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, А.М. Смирнова,
Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск,
2002. – 258 с.
- Б.А. Райсберг.
Курс экономики. Учебник. –М.: 2000. – 715 с.
- К.А. Раицкий.
Экономика предприятия. Учебник.-М.: -2002.
-723 с.
- О.И. Волкова.
Экономика предприятия. Учебник. – М.:
- 1997. – 415 с.
- А.М. Соломатина.
Экономика организации деятельности торгового
предприятия. Учебное пособие. – М.: 2001.
– 186
- Шеремет А.
Д. Сейфулин Р.С., Негашев Е.В., Методика
финансового анализа предприятия – М.:
Финансы и статистика, 2004 г 269 с.