Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов.Целью курсовой работы является изучение прав потребителей и обязанностей изготовителя, а также налоговые правоотношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей
1.1. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»
1.2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Глава 2. Государственная защита прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
2.1. Государственная защита прав потребителей
2.2. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
Глава 3. Понятие и структура налоговых правоотношений
3.1. Сущность налоговых правоотношений
3.2. Виды и объекты налоговых правоотношений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Защита прав потребителей.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     Статья 8. Право потребителя на информацию. Потребитель вправе потребовать  от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной  информации о его предприятии, реализуемых  им товарах (работах, услугах) и о режиме его работы. Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.

     Указанная в настоящей статье информация в  наглядной и доступной форме  доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а по усмотрению изготовителя - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ.

     Статья 12. Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре. В случае если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При невозможности использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению потребитель вправе потребовать предоставления в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

     При причинении вреда жизни, здоровью и  имуществу потребителя он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона, а также потребовать  возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям, предусмотренным законом или договором.

     При рассмотрении требований потребителя  о возмещении убытков, причиненных  недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

     Статья 19. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара. Потребитель вправе предъявить требования, которые установлены статьей 18, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока. Если гарантийного срока нет, то в течение 6 месяцев, а в отношении недвижимого имущества - не позднее 2 лет, если более длительные сроки не были предусмотрены договором.

     На  товары, потребительские свойства которых  могут ухудшаться с течением времени  или могут представлять опасность  по истечении определенного периода  времени, устанавливаются сроки  годности.  
Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается.  
В отношении указанных товаров требования потребителя подлежат удовлетворению, если их недостатки были обнаружены в течение срока годности.

     Гарантийные сроки и сроки службы исчисляются  со дня продажи потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления. Для сезонных товаров эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого исходя из климатических условий места потребителя.

     Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой ему в соответствии со статьей 12. Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийных сроков.

     Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если срок службы не установлен - в течение 10 лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, предусмотренные статьей 20, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 18.  
Требования потребителя, установленные статьей 18, должны быть предъявлены продавцу, изготовителю (предприятию, выполняющему их функции) не позднее десяти дней по истечении сроков, предусмотренных этой статьей.

     Статья 25. Право потребителя на обмен  товара надлежащего качества 
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар куплен, если он не подошел по форме, габаритам или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара ненадлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

     Обмен непродовольственного товара надлежащего  качества производится, если указанный  товар не был в употреблении, сохранены  его товарный вид, потребительские  свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.

     Перечень  товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством РФ. В  случае, если аналогичный товар отсутствует  в продаже на день обращения потребителя  к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю обмена непродовольственного товара ненадлежащего качества о его поступлении в продажу.

     Статья 29. Права потребителя при обнаружении  недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе; соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу; безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (стирки, химической чистки), или возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом.

     Потребитель вправе расторгнуть договор и  потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные отступления от условий договора.

     Эти требования могут быть предъявлены  в случае обнаружения недостатков  при принятии работы или в ходе ее выполнения, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 6 месяцев со дня принятия работы. Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 2 лет со дня принятия работы.

     Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков работы по истечении гарантийных сроков.  
Потребитель может предъявить указанное требование, если в течение установленного срока службы (а если срок службы не установлен - в течение 10 лет с момента принятия работы) будут выявлены существенные недостатки, допущенные по вине исполнителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные статьей 30, потребитель по своему выбору вправе требовать: соответствующего уменьшения вознаграждения за работу; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами либо третьим лицом; расторжения договора и возмещения убытков.

     Статья 32. Право потребителя на расторжение  договора о выполнение работы. Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.  
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

     Граждане  вправе объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей. Общественные организации потребителей вправе: участвовать в разработке требований по безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих эти требования; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров; проверять соблюдение прав потребителей; вносить в органы государственного управления, на предприятия, в организации и учреждения предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; участвовать совместно с соответствующими органами государственного управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству; предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.  

1.2 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 

     Потребительское законодательство не исчерпывается  одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и  постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

     Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает  Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т. д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе Российской Федерации недавно появилась статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях. [4, с. 86]

     Основное  регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Действующий ГК РФ состоит из нескольких частей, первая из которых вступила в силу 8 декабря 1994 года и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, права и обязанности различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско–правовых договоров. Вторая часть ГК РФ действует с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

     Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты.

     Там, где действуют несколько нормативных  актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. ГК РФ - общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин – потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

     Основное  требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед внутренним законодательством государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

     Наиболее  известным и часто применяемым  международным договором в сфере  потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями 1959 года.

     Право потребителей на просвещение в области  защиты прав потребителей

     «Руководящие  принципы для защиты интересов потребителей», принятые 9.04.85 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Информация о работе Защита прав потребителей