Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов.Целью курсовой работы является изучение прав потребителей и обязанностей изготовителя, а также налоговые правоотношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей
1.1. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»
1.2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Глава 2. Государственная защита прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
2.1. Государственная защита прав потребителей
2.2. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
Глава 3. Понятие и структура налоговых правоотношений
3.1. Сущность налоговых правоотношений
3.2. Виды и объекты налоговых правоотношений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Защита прав потребителей.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское  образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушение. Необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор.

     В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право  потребителя на просвещение.

     Для реализации права потребителей на просвещение требуется целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого Закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Это предполагает принятие дополнительных нормативных актов различных уровней, более детально регламентирующих порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.

     На  сегодняшний день можно говорить о том, что система информирования и просвещения потребителей через  средства массовой информации сложилась  и успешно развивается. Практически  все наиболее популярные средства массовой информации имеют постоянно действующие потребительские рубрики (например, приложение к газете «Известия» - «Известия – Экспертиза», рубрика к газете «Аргументы и факты», приложение к газете «Комсомольская правда», клуб потребителей «Привереда» в газете «Куранты», телевизионная программа «Экспертиза РТР» и другие). С 1992 года в России издаётся специальный потребительский журнал «Спрос», который публикует результаты потребительских испытаний различных товаров, комментирует судебную практику применения потребительского законодательства, публикует антирекламу товаров и услуг, а также полезную информацию для потребителей финансовых услуг. Но это лишь правовой ликбез, в котором отсутствует комплексность и последовательность. Всё острее встает вопрос о формировании систем школьного и вузовского потребительского образования, а также подготовки кадров для этой системы.

     Знания  законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и  услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственная защита прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

     2.1. Государственная защита прав потребителей 

     Полномочия  Федерального антимонопольного органа.

     С принятием Закона «О защите прав потребителей»  в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный  контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов  закрепляются в названном Законе. [18, с.152]

     Федеральный антимонопольный орган – это  центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке  новых экономических структур, ограничению  монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.

     В настоящее время таковым является Государственный антимонопольный  комитет Российской Федерации (ГАК  РФ). В своей деятельности ГАК  РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ.

     Основными задачами ГАК РФ являются:

     - содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

     - предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

     - государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

     Что может ГАК РФ?

     Конкретные  полномочия этого органа прописаны в Законах РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей».

     Согласно  статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:

     - предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения  прав потребителей, в том числе  о прекращении продажи товаров  с истекшим сроком годности, а  также о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

     - материалы о нарушении прав  потребителей в орган, выдавший  лицензию на осуществление соответствующего  вида деятельности, для решения  вопроса о приостановлении действия  данной лицензии или о её  досрочном аннулировании;

     - материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

     Государственный антимонопольный комитет (его территориальные  органы) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей вправе обращаться в суд для их защиты, предъявлять иски в суды в интересах неопределённого круга потребителей или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от или за несвоевременное их исполнение.

     Территориальные управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК РФ).

     Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах федерации свои территориальные  управления. Их полномочия не могут  превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено приказом ГКАП от 13 ноября 1995 г. № 146) .

     Согласно  этому Положению территориальные  управления ГАК РФ осуществляют проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ.

     В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным  управлением своих функций.

     Территориальное управление вправе:

     - направлять в ГАК РФ предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, практики его применения;

     - направлять обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых неправомерных актов, о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или изменении заключённых соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

     - вносить в органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и отдельных видов государственной поддержки;

     - осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

     - направлять нарушителям антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о прекращении этих нарушений и т.п.;

     принимать решения о наложении штрафов  за названные нарушения, административных взысканий;

     - устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках;

     - принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в представленный территориальным управлением срок;

     - обращаться в суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе;

     - направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.

     Совместным  письмом ГАК РФ и Генеральной  прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено  в обязанность в недельный  срок направлять в органы прокуратуры  для правовой оценки и принятия процессуального  решения требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также других нарушениях законодательства.

     Приказом  ГАК РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено «Положение о порядке рассмотрения Комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов  и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей». 

     2.2.  Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) 

     Центральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование  и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации в настоящее время является Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ).

     Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 42, пункт 3) возлагает на федеральный  орган по стандартизации, метрологии и сертификации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством  и безопасностью товаров (работ, услуг), ответственен этот орган и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг). Таким образом, Госстандарт России обладает довольно широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей. [11, с. 260]

     В соответствии с «Положением о  государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешнеэкономических  связей и торговли РФ», утверждённым Постановлением Правительства от 14 июля 1997 года, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) – государственный орган, основными задачами которого являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущении поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

     Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на неё задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

     Госторгинспекция  в своей деятельности взаимодействует  с Государственным комитетом  Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерством  здравоохранения Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиями договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей.

     Госторгинспекция  состоит из департамента государственной  инспекции по торговле, качеству товаров  и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Защита прав потребителей