Характеристика отраслей и видов страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:59, реферат

Описание

В личном страховании объектом выступают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением человека. Во всех развитых странах личное страхование выступает фактором социальной стабильности, источником инвестиционных ресурсов для экономики, механизмом снижения расходной части бюджета на социальные программы. В личном страховании особенно важно не просто предоставить клиенту гарантию выплаты страховой суммы, а экономически заинтересовать в оформлении страхового документа.
Страхователями по личному страхованию могут выступать как физические, так и юридические лица, а застрахованными — только физические лица. В заключении договора страхования жизни в пользу третьего лица (застрахованного) всегда должен быть заинтересован страхователь: родители в страховании детей, работодатель в страховании работников и т.п. В качестве застрахованных могут выступать как дееспособные, так и недееспособные физические лица. При личном страховании страхователь может одновременно быть застрахованным лицом.

Работа состоит из  1 файл

Страхование.docx

— 72.99 Кб (Скачать документ)

     Объектами страхования могут выступать  как сами средства транспорта, так  и перевозимые ими грузы.

     Страхование грузов — один из наиболее распространенных видов страхования. Страхователями могут выступать любые юридические  и физические лица, являющиеся грузоотправителями или грузополучателями.

     Страхование, предусматривающее страховую защиту только грузов, называется страхованием карго.

     Страхование груза подразумевает страховую  защиту в процессе его перемещения (перевозки) из одного пункта в другой, как правило, на всех стадиях перевозочного  процесса. Схема перевозки может, в частности, включать:

       погрузку груза со склада продавца, например, в автомобиль;

       доставку груза на автомобиле  на станцию, в порт отправления; 

       разгрузку автомобиля и погрузку  груза на водное или воздушное  судно, в железнодорожный вагон  или специальный магистральный  транспорт; 

       непосредственно перевозку груза  водным или воздушным, железнодорожным  или автомобильным транспортом; 

       перевалку груза в установленных  пунктах маршрута транспортировки  (при необходимости с хранением  груза на промежуточных складах), доставку и передачу груза  получателю на станции (в порту)  с оформлением документов приема-сдачи  груза; осуществлением необходимых  денежных расчетов.

     От  принятой схемы перевозки груза  зависит момент времени, с которого риск возможных убытков от страхового случая с грузом переходит от отправителя  товара (имущества) к получателю.

     Страхование воздушных судов — это вид  авиационного страхования, к которому относится большой круг специфических  рисков, возникающих при эксплуатации средств воздушного транспорта и  подразделяемых на страхование:

       самих средств авиатранспорта (страхование  каско);

       гражданской ответственности владельцев  авиатранспортных средств перед  пассажирами и третьими лицами.

     Под каско самолета подразумеваются: фюзеляж, крыло, шасси, двигатели, электрогидравлические  системы, навигационное и другое специальное оборудование, любое  дополнительное оборудование, установленное  внутри или на корпусе самолета, запасные части.

     Следует отметить, что развитие авиационной  промышленности, совершенствование  авиационных конструкций, развитие космической техники привели  к значительному увеличению суммарной  ответственности страховщиков по одному самолету, в особенности реактивному  пассажирскому.

     Объектом  страхования воздушных судов  может быть имущественный интерес, связанный с владением или  эксплуатацией воздушного судна. По условиям авиационного страхования (каждая из страховых организаций может  изменить и дополнить их по соглашению сторон) объектом служит само авиатранспортное средство, включая запасные части  со всеми видами специального оборудования, находящимися на борту, при условии, что оно связано с обеспечением полетов. Страхованием не покрываются  убытки, произошедшие вследствие:

       умысла или небрежности страхователя  или его сотрудников; 

       несоблюдения требований эксплуатации  средств авиатранспорта или противопожарной  защиты (запрещающих к перевозке  горючих (воспламеняющихся) или взрывчатых  веществ и материалов);

       известной страхователю или его  представителю непригодности воздушного  судна к летной эксплуатации  до выпуска судна в полет; 

       эксплуатации воздушного судна  в целях и условиях, не предусмотренных  его назначением и не указанных  в страховом полисе; и использования  воздушного судна вне согласованного  и не указанного в страховом  полисе района эксплуатации, если  только это не вызвано действием  непреодолимой силы, и т.д. 

     Страхование космической техники (ракеты-носителя, разгонного блока, космического аппарата и др.) производится на различных  этапах ее нахождения: на стадии производства, транспортировки на территорию космодрома, предстартовой подготовке, запуска, эксплуатации и возвращения на Землю.

     Срок  страхования устанавливается, как  правило, на один год с момента  ввода техники в эксплуатацию. Однако возможно продление договора на новый срок с необходимым изменением условий страхования. При наступлении  страхового случая размер возмещения зависит от того, насколько техника теряет свои функциональные возможности в рамках программы эксплуатации. 

     Страхование предпринимательских  и финансовых рисков 

     Страхование предпринимательского риска включает как риск утраты имущества, так и  риск неполучения ожидаемых доходов. Его следует определить как страхование  риска убытков и неполучения  ожидаемых доходов от предпринимательской  деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами или изменения  условий этой деятельности по независящим  от предпринимателя обстоятельствам.

     По  условиям договоров страхования  страховщики принимают на себя обязательства  произвести выплаты в размере  полной или частичной компенсации  утраченных ими доходов или понесенных дополнительных расходов, вызванных  такими событиями, как остановка  или сокращение объема производственной или иной деятельности в результате оговоренных причин; банкротство  контрагентов страхователя; неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств контрагентами страхователя, являющимися кредиторами по сделке; принятие нормативных актов или иные действия органов власти, ухудшающие положение страхователя; участие страхователя в судебных спорах и т.д.

     Объектами страхования предпринимательских  рисков могут быть имущественные  интересы страхователей, связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности. В соответствии с ГК РФ договоры такого страхования могут  заключаться только в пользу самих  страхователей. Договоры страхования  предпринимательских рисков, выгодоприобретателями  по которым становятся иные, чем  страхователь, лица, признаются ничтожными.

     Страховая сумма по договорам страхования  предпринимательских рисков не может  превышать убытков от застрахованной предпринимательской деятельности, которые страхователь понес бы при  наступлении страхового случая. В  перечень страховых рисков могут  входить различные события —  от стихийных бедствий до общественно-политических факторов.

     Финансовые  риски связаны с прямыми потерями и ухудшением показателей прибыли, доходности. Их возникновение в большинстве  случаев обусловлено имущественными рисками. При страховании от простоев, перерывов в производстве обеспечивается финансовая компенсация за убытки, недополучение прибыли, выручки, дополнительные затраты и другие непредвиденные издержки.

     Финансовый  риск — основная форма реализации угрозы банкротства, поскольку связанные  с ним убытки, наиболее ощутимы. Общий  финансовый риск деятельности организации  может быть установлен коэффициентом  соотношения заемных и собственных  средств. Чем выше этот коэффициент, тем больше зависимость организации  от кредиторов и степень риска  неплатежей, банкротства в будущем  периоде. Снижение коэффициента автономии (ниже 0,5) свидетельствует также об уменьшении финансовой независимости  организации и повышении финансового  риска в будущие периоды.

     Страхование финансовых рисков. В международной  практике страхования широко известно так называемое страхование риска  потери прибыли вследствие различных  причин. Часто страхование прибыли  включают в полис страхования  имущества, а по такому договору страховщик возмещает не только нанесенный ущерб, но и прибыль, не полученную вследствие остановки производства в результате пожара. Такое страхование называется также страхованием от риска перерыва в производстве, или страхованием от перерыва в производстве. Один из видов страхования при страховании  прямых финансовых потерь — страхование от простоев, перерывов в производстве. Успешная коммерческая деятельность любого юридического лица во многом зависит от непрерывности выпуска или продажи им продукции или оказания услуг. Однако различного рода события могут привести к перерывам в хозяйственной деятельности предприятия или организации. Между тем договоры страхования имущества предусматривают страховые выплаты только за ущерб, связанный непосредственно со стоимостью утраченного имущества или его обесценением либо затратами на восстановление поврежденного имущества, т.е. возмещению подлежат только прямые убытки страхователей. Но потери юридического лица при пожарах, поломках оборудования и в других экстремальных ситуациях чаще всего не ограничиваются подобными убытками. Они включают и косвенный ущерб, который может выражаться в недополучении прибыли, невозмещении расходов на осуществление хозяйственной деятельности за счет текущих доходов, затратах на скорейшее возобновление деятельности. Размер убытков может значительно превышать величину прямого ущерба от повреждения или уничтожения основных и оборотных средств. Такие потери предприятия или организации могут быть возмещены по договору страхования от перерывов в хозяйственной деятельности.

     Страхование от перерывов в хозяйственной  деятельности возмещает предприятиям и организациям потери, понесенные в связи с невозможностью в  течение определенного времени  осуществлять свою деятельность в обычном  режиме в результате наступления  предусмотренных в договоре страховых  случаев.

     Окончанием  перерыва в хозяйственной деятельности считается момент, с которого предприятие  или организация оказываются  технически готовыми к продолжению  деятельности. Другими словами, договор  может учитывать коммерческую готовность страхователя, т.е. восстановление им связей, утраченных в период простоя.

     Страхование, условия которого предусматривают  обязанность страховщика возмещать  убытки вплоть до наступления коммерческой готовности страхователя войти в  режим нормального функционирования, называется полным страхованием от перерывов. Оно обеспечивает создание для страхователей  таких условий, чтобы при перерывах  в хозяйственной деятельности их финансовое состояние не отличалось от того, каким оно могло быть при работе в нормальном режиме.

     Существует  ряд видов страхования на случай перерывов в хозяйственной деятельности. Прежде всего они подразделяются между собой в зависимости от причин простоя.

     Распространено  страхование на случай перерывов  в производственной деятельности в  результате поломок оборудования. Условия  такого страхования могут распространяться и на отдельные машины, если их выход  из строя способен вызвать значительный ущерб.

     Страхование от потерь ожидаемой прибыли обеспечивает страховой защитой строящиеся, расширяющиеся  или модернизируемые предприятия. Оно проводится на случай, если строительные или монтажные работы не будут завершены в срок в связи с происшедшими в период строительства, монтажа или испытаний оговоренными событиями, повлекшими за собой повреждение или гибель имущества, в результате чего предприятие не получит ожидаемой прибыли.

     Аналогично  могут заключаться договоры страхования  па случаи непоставки сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п. в связи с пожаром, стихийным бедствием или каким-либо иным оговоренным событием у поставщика. Специфика данных видов страхования заключается в том, что причина наступления страхового случая находится вне территории страхователя, поэтому для определения степени риска по договору и обстоятельств нанесения ущерба страховщик должен изучить деятельность контрагентов страхователя.

     Убытки  страхователя в связи со страховым  случаем состоят:

       из текущих расходов, остающихся  непокрытыми в связи с перерывом  в деятельности предприятия или  организации; 

       упущенной прибыли от реализации  товаров или предоставления услуг; 

       затрат по сокращению убытков  от простоя. 

     Основные  элементы при расчете размеров ущерба — текущие расходы и упущенная  прибыль.

     К текущим расходам относятся затраты, продолжаемые осуществляться страхователем  в период простоя (заработная плата  рабочих и служащих страхователя, а также исчисляемые с нее  налоги и сборы; плата за аренду помещений, оборудования и другого имущества; проценты по кредитам и иным привлеченным средствам, если эти средства были инвестированы в область хозяйственной деятельности, прерванную вследствие страхового случая, амортизационные отчисления, производимые на неповрежденные в результате страхового случая основные фонды или их части).

Информация о работе Характеристика отраслей и видов страховой деятельности