История страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:39, реферат

Описание

Существует предположение, что первичные формы страхования встречались еще в законах вавилонского царя Хаммурапи и в Кодификациях Юстиниана (Римского права).
Происхождение современного страхового дела восходит к договору морского страхования (Италия, середина XIV в.), который развился из особой страховой (морской) ссуды, которая называлась бодмерея. Банкир объявлял о заключении договора ссуды с купцом или судовладельцем и брал на себя ответственность (в размере ссуды) за корабль или товары в продолжение определенного времени на пространстве определенного морского рейса.

Работа состоит из  1 файл

история страхования.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Страхование у «непризнанных» страховщиков (покупка страхового полиса у страховщика, не зарегистрированного в пределах территории государства-покупателя)

Такое страхование запрещено  во всех странах, за исключением морского страхования (Венгрия), страхования  собственности граждан, находящаяся за границей (Польша), риски лиц, работающих за границей (Венгрия), и в Венгрии и Бразилии допускается страхование у иностранных страховщиков в  случае, когда покрытие рисков не возможно в пределах национального рынка, но только при наличии специального разрешения.

В дополнение к вышеупомянутым особенностям, характерным для всех шести систем регулирования страхования, в каждой стране в этой группе также применяется  множество других средств управления и требований, согласно национальным законам и экономическим приоритетам. Следующий уже не всеобъемлющий список иллюстрирует некоторых из наиболее существенных дополнительных средств управления страхованием:

Минимальные требования депонирования

В Болгарии от страховщиков требуется депонировать 3% от минимального размера капитала плюс 0.1% для каждого осуществляемого вида страхования. Бразилия требует от страховщиков, продающих полисы, номинированные в индексных единицах, держать специальные резервы. В Чешской Республике требуется депонировать 10 миллионов крон, но это требование будет отменено.

Регулирование условий  страховых договоров

В Польше нельзя принять  на себя риск в размере более 15 % капитала и технических резервов. В Бразилии премии могут быть оплачены в 7 приемов  в рассрочку. В Чили, премии и страховые суммы должны быть заявлены и зафиксированы в иностранной валюте, или в индексных единиц (для ясности сравнения и для целей защиты от инфляции). Форма полиса  должна быть официально одобрена в Чешской Республике и в некоторых случаях в Венгрии.

Контроль за нормой доходности национальных компаний

 В Польше требуется  одобрение Министерства Финансов  в случае установления нормы  доходности 10%, 25 % и далее 75 %. Чешская  Республика планирует ввести  аналогичное требование для 50 %.

Требования к предоставлению отчетности

В Бразилия предписано, чтобы  страховые компании публиковали  финансовые отчеты в установленных  газетах, и публикации должны быть ежеквартальными  или даже ежемесячными в некоторых  случаях. Чили требуют публикаций ежеквартальных и ежегодных отчетов. В Польше и Бразилии страховщикам предписана форма отчета.

Государственные монополии

Несмотря на общую  либерализацию рынка страхования, некоторые элементы государственной  монополии на страховом рынке  все еще остаются в секторах, которые  являются политически или социально чувствительными. В Чешской Республике медицинское страхование и страхование социального обеспечения - государственная монополия, в то время как в Венгрии государство осуществляет страхование экспортных кредитов. В Бразилии страхование некоторых федеральных или государственных правительственных рисков - государственная монополия, и иностранные страховщики не допускаются в эти сектора. Страхование компенсации рабочим - в настоящее время государственная монополия в Бразилии, и бывший государственный страховщик IRB все еще имеет приоритет в бизнесе перестрахования (см. Главу F (v) ниже).

Ограничения на инвестиции средств страховщиков

Бразилия, Болгария, Венгрия  и Польша требуют инвестирование активов страховых компаний в  одобренные виды активов на внутреннем рынке, включая правительственные ценные бумаги. В Болгарии такие активы включают депозиты банка, недвижимость (максимум до 25 %), долевое участие и обязательства местных  властей. Болгария разрешает страховщикам капиталовложения за границей, но только с разрешения Министерства финансов. Бразилия требует, чтобы страховщики вкладывали 25 % резервов в Бразильские акции, торгуемые и одобренные наблюдательным органом, и инвестиции резервов за границей запрещены. В Польше максимальный предел инвестиций за границу - 5 % активов, покрывающих обязательства страховщика, и для перестраховщика от 15-25 % в зависимости от статуса.

Налогообложение страховых  взносов

Среди анализируемых  шести рынков  премии подлежат налогообложению  только в Чили, где налог в 18 % уплачивается со всех премий кроме страхования землетрясения и жизни, и специальный налог в 22% на страхование, произведенное за границей; и в Польше, где установлен взнос в 2% от премии при страховании от огня, с целью финансирования пожарных команд, 7 % на действия посредников (брокеры и агенты), и налог 0.3 % на финансирование органов власти. В Венгрии установлен 6 % почтовый сбор и ряд других налогов с целью финансирования пожарников.

Вместе с тем практически  во всех странах ОЭСР страховые взносы подлежат налогообложения по ставкам от 0,1 до 10%.

 

Часть 4

 

ЕС.

Детали законодательств  о страховании и его регулировании  остаются во власти правительств государств - членов, осуществляющих самостоятельное  серьезное регулирование. Все требуют  лицензирования страховщиков и все осуществляют строгий «благоразумный контроль» относительно действий в сфере страхования, включая требования к платежеспособности, отчетности и надзора.

Однако принципы регулирования  страхования были согласованы Сообществом  централизованно Советом Министров. Цель этого согласования, по существу, открытие рынка в пределах Европейского Экономического Сообщества, и удаление барьеров в торговле страховыми услугами между государствами - членами. Это не означает введение однородной регулирующей системы. Основной принцип в том, чтобы государства - члены позволяли страховщикам других государств - членов действовать на их рынках так же, как в своей стране. Чтобы достичь этого результата, Европейское Экономическое Сообщество сочло необходимым в некоторых случаях потребовать, чтобы законы всех государств - членов включил некоторые основные положения. Множество директив устанавливает юридически обязательные в рамках Европейского Экономического Сообщества стандарты, но они вводятся параллельно в национальные законодательства государств - членов.

Ключевой элемент законодательства о страховании Европейского Экономического Сообщества - ряд Координирующих Директив, касающихся страхования жизни и  страхования иных видов, чем страхование  жизни, которые в течение 20 лет постепенно открывает внутренние страховые рынки стран Европейского Экономического Сообщества

• Первая Координирующая Директива по страхованию жизни, 1979 (79/267/EEC)

Она касается всех видов  страхования, относящихся к страхованию  жизни, видов, предполагающие выплату ренты, долгосрочное страхование здоровья и управление коллективными пенсионными фондами. Устанавливаются элементы, которые могут быть включены в качестве требований платежеспособности. От всех государств - членов требуется установление системы лицензирования страховщиков, осуществляющих страхование жизни; к тому же, директива вводит пределы, в которых может действовать собственная система регулирования. От страховщиков должно быть потребовано, чтобы они ежегодно предоставляли отчетность регулирующим властям любого государства-члена, в странах, где они осуществляют свою деятельность и они должны подчиняться регулирующим требованиям этих государств.

• Вторая Координирующая Директива в области страхования  жизни, 1990 (90/619/EEC)

Она касается свободы предоставления соответствующих услуг в пределах Европейского Экономического Сообщества. Органы власти государств-членов должны иметь все необходимые полномочия по сбору информации о страховщиках и принимать необходимые меры в случаях возникновения проблем. Осуществление надзора - полномочие государства-члена, к которому относится страховщик (то есть государства-члена, на территории которого зарегистрирован страховщик); если страхователь не потребовал никаких дополнений и добровольно заключил договор страхования со страховщиком, зарегистрированным на территории другого государства-члена, тогда полномочия надзора находятся в руках государства страховщика. Действует «Принцип взаимности»: регулирование страховщиков, действующих на территории Европейского Экономического Сообщества, но основанных вне Сообщества может в некоторых моментах зависеть от механизма доступа на рынок для страховщиков Европейского Экономического Сообщества на рынкок той страны, в которой зарегистрирован страховщик.

• Третья Координирующая Директива по страхованию жизни, 1992 (92/96/EEC)

Она завершает создание единственного рынка страхования  жизни во всем Европейском Экономическом  Сообществе. Она обеспечивает то что, после того, как страховщик, осуществляющий страхование жизни был зарегистрирован в своем государстве, то выданное ему разрешение (лицензия) имеет силу во любом государстве-члене, который все же может применять ряд собственных регулирующих систем, хотя вводятся значительные ограничения на свободу такого регулирования. Например, наблюдение за финансовой устойчивостью лежит целиком на «родном» государстве страховщика и власти, которым он подчинен должны быть уведомлены в каждом случае, где страховщик хочет расширить свою деятельность на территории другого государства-члена;  регулирующий орган национального государства, однако, может вмешаться, в случае, если есть основания полагать, что страховщик другого государства-члена нарушает местные инструкции, касающиеся регулирования страхования. Полномочия регулирующих властей на этот случай установлены и утверждены. Лица, приобретающие 10% или более акций страховой компании, должны предуведомить об этом регулирующий орган своего государства, и впоследствии, когда их капиталовложения превысят 20 %, 33 % или 50 %.

• Первая координирующая директива, касающаяся страхования иных видов, чем страхование жизни, 1973 (73/239/EEC)

Это первая существенная директива в области страхования (предшествующая первой Директиве по страхованию жизни на шесть лет). Она является основой для Европейского Экономического Сообщества по страхованию, не связанному со страхованием жизни, и определяет формы функционирования страховых компаний в странах-членах, касается целого пласта страхования рисков, не связанных с рисками по страхованию жизни (от страхования от несчастного случая и болезни, страхования транспортных средств и страхования воздушного транспорта  до страхования от финансовых рисков и страхованию расходов по ведению судебных разбирательств). От государств-членов требуется использовать унифицированные системы для разрешения страхования рисков, не связанных с жизнью и осуществлять тесное сотрудничество при страховом надзоре за такими страховщиками на основе принципа главенства ответственности страны-члена, в которой расположен головной офис страховщика (так был впервые провозглашен принцип главенства регистрирующего государства). Были установлены минимальные стандарты платежеспособности, которые страны-члены должны установить.

• Вторая координирующая директива, касающаяся страхования  иных видов, чем страхование жизни, 1988 (88/357/EEC)

Она укрепила права для  страховщиков Европейского Экономического Сообщества, чтобы обеспечить международные  страховые услуги в пределах Европейского Экономического Сообщества. Она проводит различия между "крупными рисками", страхование которых осуществляются крупными страховщиками (имеющими более чем 250 служащих) и страховать которые можно в любом государстве-члене при государственном контроле в «родном» государстве страховщика и "массовые риски", которые являются по существу страхованием, доступным для широкой публики - риски, связанные с транспортными средствами и внутренние риски. Для страхования «массовых рисков» должно быть получено разрешение регулирующих органов государства, в котором страховые продукты будут предлагаться (NB: см. 92/49/EEC ниже).

• Третья координирующая директива, касающаяся страхования  иных видов, чем страхование жизни, 1992 (92/49/EEC)

Различие, которое было сделано в 1988 между "большими" и "массовыми" рисками, было отменено, в целях проведения радикальных реформ, обеспечивающих контроль со стороны «родного» государства страховщика в пределах Европейского Экономического Сообщества для всех видов страхования, не связанных со страхованием жизни, при дальнейшем согласовании странами-членами регулирующей процедуры для разрешений и благоразумного контроля за действием в других странах. Директива уменьшает свободу страховщиков, и согласовывает меры, проводимые государственными надзорами, с целью получения информации, включая получение информации на чужой территории. Позже, были сделаны поправки к минимальным требованиям платежеспособности и к контролю за инвестициями страховщика.

Эти шесть координационных Директив - основные элементы законодательной  базы Европейского Экономического Сообщества по регулированию страхования. Они были расширены за период с 1973 в соответствии с другими директивами, которые, например, требуют свободы и равенства прав регистрации страховщиков в любой стране Европейского Экономического Сообщества в случае принадлежности их создателей к разным странам-членам; управляют доступом на рынок для страховщиков стран-членов, определяют принципы создания товариществ сострахования; определяют права и обязанности организаций помощи путешествующим (компании-ассистанса, которые должны рассматриваться как страховщики и, следовательно, подчинены правилам регулирования страхования); обеспечивают гарантии в области страхования кредитов; и требует выделения страхования судебных издержек в особый вид страхования. Отдельный ряд директив, принятых между 1972 и 1990 управляет поведением государств-членов в области автострахования.

Германия

Анализ германской системы  интересен нам, как наиболее близкий  пример к нашей системе – в  силу близости ряда традиций, менталитета, исторических параллелей и, что очень важно для регулирования -–традиций в законодательстве.

Германская система регулирования  страхового рынка является одной  из старейших в Европе, развивается  в рамках континентального права  и по праву считается самой  жесткой. Несмотря на федеративное государственное устройство, система регулирования строго централизована, регулирование практически полностью осуществляется на федеральном уровне.

Германия имеет развитое страховое  законодательство. Основными законодательными актами являются:

Закон о договоре страхования (Gesetz uber den Versicherungsvertrag, (Versicherungsvertragsgesetz) от 30 мая 1908 г. (установил основные принципы и правовые рамки заключения договоров страхования, права и обязанности страховщиков и их клиентов);

Закон о страховом надзоре (Gesetz uber die Beaufsichtigung der Versicherungsunternehmen (VAG) от 12 мая 1901 года (в ред. от 13.10.83, с изменениями от декабря 1985 и октября 1990 г.) (определяет юридические основы государственного регулирования и контроля деятельности страховых организаций);

Закон об учреждении Федерального ведомства  по надзору за страховой деятельностью (Gesetz uber die Errichtung eines Bundesaufsichtsamtes fur das Versicherung-swesen (BAG) от 31 июля 1951 г. (основной нормативный акт, определяющий правовые основы, статус, структуру, функции и права Федерального ведомства, его полномочия по отношению к страховым организациям);

Общие условия страхования (Allgemeinen Versicherungsbedingungen), утверждаемые по каждому  виду страхования, и имеющие силу федерального нормативного акта (фактически являются типовыми правилами страхования. Если страховая компания хочет получить возможность осуществлять страхование на условиях, отличающихся от типовых, она может направить на утверждение специальные условия страхования).

Информация о работе История страхования