История страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:39, реферат

Описание

Существует предположение, что первичные формы страхования встречались еще в законах вавилонского царя Хаммурапи и в Кодификациях Юстиниана (Римского права).
Происхождение современного страхового дела восходит к договору морского страхования (Италия, середина XIV в.), который развился из особой страховой (морской) ссуды, которая называлась бодмерея. Банкир объявлял о заключении договора ссуды с купцом или судовладельцем и брал на себя ответственность (в размере ссуды) за корабль или товары в продолжение определенного времени на пространстве определенного морского рейса.

Работа состоит из  1 файл

история страхования.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, правовое регулирование реализуется через ряд других нормативных актов, которые предписывают условия страхования отдельных рисков, например, Закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспорта 1965 г. и др.

Основную регулирующую нагрузку несет Федеральное ведомство страхового надзора (Bundesaufsichtsamt fur das Versicherungswesen, BAV), находящееся в Берлине и возглавляемое президентом. Оно является самостоятельным государственным ведомством, подконтрольным Министерству финансов. Согласно законодательству Федеральное ведомство осуществляет регулирующую деятельность путем издания соответствующих распоряжений и циркуляров.

При Федеральном ведомстве  функционирует Страховой совет, в который входят эксперты в области  страхования, назначаемые федеральными президентом по представлению федерального министра финансов на пятилетний срок (п. 92 Закона о страховом надзоре), и несколько специальных палат, состоящих каждая из пяти членов (трех — от Федерального ведомства и двух — от Страхового совета).

К органам страхового надзора также относятся уполномоченные земельные органы (эти полномочия принадлежат, как правило, земельным  департаментам экономики), исполняющие  решения Федерального ведомства  на местах. Федеральное ведомство  может передавать земельным органам различные права, включая выдачу лицензий на страховую деятельность страховым компаниям, учрежденным для деятельности в отдельных федеральных землях. Вместе с тем, как отмечают исследователи, единственным органом, осуществляющим общее руководство страховой деятельностью в стране, остается Федеральное ведомство.

Через Федеральное ведомство  государство ведет работу по следующим  направлениям:

1. Принятие нормативных  актов, регламентирующих страховую  деятельность.

2. Лицензирование страховых компаний.

3. Текущий надзор за  деятельностью страховщиков.

4. Регулирование финансовой  устойчивости страховщиков.

5. Защита прав страхователей.

6. Установление порядка  ведения бухгалтерского учета  и отчетности страховщиков.

7. Методологическая деятельность в области страхования.

8. Направление своих  представителей в “проблемные”  страховые компании и др.

Согласно абз. 1 Закона о страховом надзоре “надзору подлежат предприятия, которые занимаются страховой деятельностью, но не являются носителями социального страхования”. В Германии надзору подлежат также общества взаимного страхования.

Страховым предприятием считаются предприятия, имеющие  предметом своей деятельности страхование  рисков, т.е. гарантирование страхователям  права на возмещение ущерба. Исходя из этого некоторые формы страховых союзов, например, кассы взаимопомощи, не предусматривающие для своих членов возмещения ущерба, надзору не подлежат.

Перестраховочные акционерные  общества подлежат только ограниченному  финансовому надзору (§ 1 абз. 2 Закона о страховом надзоре). Иностранные перестраховщики в Германии вообще не поднадзорны, т.е. могут действовать трансгранично, без каких-либо форм коммерческого присутствия на территории Германии, к ним не применяется никаких ограничений.

Иностранные прямые страховщики обязаны получить разрешение (лицензию) на деятельность в Германии, для чего они должны учредить филиал и назначить его руководителя. Страховым компаниям государств — участников ЕС в рамках свободного обмена услугами с 4 декабря 1986 г. разрешено проводить страховую деятельность в Германии без обязательной регистрации филиала, однако они обязаны получить лицензию на тех же условиях, что и немецкие компании.

Федеральное ведомство  осуществляет государственное регулирование  страхового рынка преимущественно через систему лицензирования (допуска страховых компаний на рынок) и текущего наблюдения (контроля) над страховыми компаниями.

Лицензирование. При создании новой страховой компании в процессе лицензирования необходимо представить  в орган страхового надзора заявление, к которому прилагается документ, подтверждающий величину полностью оплаченного уставного капитала страховой компании (не менее 5 млн немецких марок), сведения о членах совета директоров и высшем исполнительном руководстве страховой компании (включая документы, позволяющие установить профессиональную пригодность последних) и план страховой деятельности на ближайшие три года (включающий условия и тарифы по видам страхования, программу перестрахования, план расходов страховщика и др.).

Основным документом, наиболее детально проверяемым при лицензировании, является план. Он представляет собой комплексный документ (набор документов) и включает юридические, технические и финансовые документы, лежащие в основе деятельности страховой компании. В числе юридических документов обязательно предоставление устава, общих условий страхования и типовых форм договоров страхования. Техническая часть отражает технику страхования: математические основы и страховые тарифы. Финансовый раздел подробно обосновывает и подтверждает достаточность капитала для исполнения обязательств по договорам страхования, план расходов страховщика на ведение дела с детализацией по статьям и т.п. Страховая компания обязана отразить в предоставленных документах состояние своих резервов. Кроме того, там должна содержаться информация об использовании страховщиком услуг сторонних организаций в области бухгалтерского учета, аудита, оценки, урегулирования убытков и т.п.

Всякое изменение планов страховых предприятий, а также  их реорганизация, слияние и передача капитала также нуждаются в разрешении со стороны органов надзора.

В Германии вплоть до начала 90-х годов требовалось предварительное  одобрение надзорными органами содержания договоров (страховых полисов), в  тексте которых обязательно должна быть указана дата заключения, фамилия страхователя, перечислены риски, которые входят и исключаются из страхового покрытия, обязательства сторон, участвующих в страховании. Требования к минимальному содержанию договора страхования были установлены п. 10 Закона о страховом надзоре.

Кроме того, уже на стадии лицензирования начинался процесс  тарифного надзора (проверка размера  устанавливаемых тарифов). Затем  в рамках интеграции в страховую  систему ЕС эти требования были смягчены.

В Германии действует  ряд запретов на совмещение видов страхования в рамках одной компании. Обязательная специализация требуется для проведения следующих видов страхования, на которые выдается отдельная лицензия (подп. 1а п. 8 Закона о страховом надзоре):

— страхование жизни;

— добровольное медицинское страхование;

— страхование кредитов;

— иные виды страхования.

Кроме того, иногда создаются  специализированные компании для проведения страхования гражданской ответственности  и страхования кредитов.

Работа страховщика  без лицензии является в Германии уголовным преступлением (п. 140 Закона о страховом надзоре).

Текущий надзор реализуется, с одной стороны, через контроль регулярно предоставляемой страховщиками  отчетности и, с другой стороны, через  проведение периодических проверок работы страховых организаций органами надзора. В Германии основу текущего надзора составляет контроль выполнения плана, представленного в органы страхового надзора при лицензировании. Федеральное ведомство вправе контролировать правильность ведения учета, финансовое положение страховых компаний, достаточность формируемых резервов для выполнения страховых обязательств, размещение инвестиционных ресурсов, поведение страховой компании на рынке и т.п. Кроме того, немецкое законодательство допускает в отдельных случаях прямой контроль управленческих действий страховщика по договорам страхования крупных рисков. Текущий надзор создает возможность практических мер по реализации регулирования финансовой устойчивости.

Регулирование финансовой устойчивости страховщиков осуществляется на основе разработанных Федеральным ведомством нормативных документов. В основном требования совпадают с принятыми в ЕС, однако есть ряд специальных требований для иностранных страховщиков из стран, не входящих в ЕС, для них действуют дополнительные требования. Они обязаны внести специальный гарантийный депозит и производить инвестиции исключительно в экономику Германии.

Основу финансовой устойчивости составляет не столько уставный капитал (это применимо только к вновь  создаваемым компаниям, а их в  Германии появляется совсем немного), сколько страховые резервы: технические — по видам иным, чем страхование жизни, и математические — по страхованию жизни. К страховым техническим резервам в Германии относятся:

— резерв незаработанной премии;

— два резерва убытков;

— резерв колебания убыточности (был введен, когда тарифы устанавливались  централизованно органом страхового надзора, и использовался для  регулирования колебания в течение  одного календарного года; величина отчислений в этот резерв также устанавливалась органом страхового надзора на основе статистических данных);

— резерв по крупным рискам (катастрофам) (формируется по ядерным  и фармацевтическим рискам, планируется  введение такого резерва по риску  землетрясения).

Резервы по страхованию  жизни по всем страховым обществам Германии на конец 1993 года оценивались в 580 млрд марок, средняя страховая сумма по вновь заключенным договорам составляла 42 тыс. марок, средний срок страхования 27 лет, средний процент, выплачиваемый по договорам, согласовываемый со страховым надзором — 3-3,5%.

В современных условиях одними из важнейших являются нормативы, регламентирующие инвестиционную деятельность страховщиков. В Германии в 1994 году страховщики собрали 214 млрд марок, а инвестировали в экономику  порядка 1000 млрд марок. Поэтому регулированию инвестиционной деятельности уделяется особое внимание, причем проводится оно достаточно жестко. Ограничения в направлениях инвестирования установлены, в первую очередь, для прямых страховщиков, перестраховочные общества более свободны в этом отношении.

Принципами инвестиционной политики являются: надежность, рентабельность, ликвидность, комбинированность и  диверсификация (п. 1 п. 54 Закона о страховом  надзоре). Страховым компаниям предписывается вкладывать резервы в недвижимость, давать ссуды под залог недвижимости, покупать облигации и т.д. Инвестирование в такие объекты, как земельные участки, и участие в других обществах на сумму более 10% резервов производятся только по согласованию с органами страхового надзора. Операции с ценными бумагами и недвижимостью спекулятивного характера страховым организациям запрещены.

Регламентация деятельности страховых посредников в Германии минимальна. Регистрации в органах  страхового надзора подлежат только страховые брокеры (маклеры). В Германии три разновидности страховых агентов:

1) агенты, состоящие в  трудовых отношениях со страховой  компанией;

2) страховые представители  (страховые брокеры):исключительный, т.е. работающий на одну компанию, и комбинированный, работающий  на несколько страховщиков;

3) агенты - ”совместители” (то есть физические лица, работающие  по контрактам с несколькими  компаниями).

Органы надзора принимают  заявления и жалобы от страхователей  и проверяют их. При необходимости  они могут применять меры вплоть до прекращения деятельности страховой компании, уличенной в неоднократных и серьезных злоупотреблениях. Государство ставит целью обеспечить защиту прав как тех лиц, которые уже вступили в правоотношения со страховыми компаниями, так и потенциальных страхователей.

Особенностью Германии является то, что в этой стране нет централизованных гарантийных фондов для выплат по обязательствам страховщиков-банкротов (кроме фонда по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств). Поэтому органы страхового надзора большое внимание уделяют предупреждению недобросовестного поведения страховщиков. В Германии только один случай обмана страховщиком своего клиента парализует рынок на полгода, поэтому другие страховщики, иногда на добровольной основе с целью поддержания имиджа страхового рынка, а также привлечения к себе клиентов в будущем, стараются как можно скорее оплатить ущерб пострадавшему, а организующая роль в компенсационных схемах отводится органам страхового надзора.

Государство следит за тем, чтобы данные о клиентах, накопленные в банках данных страховых компаний, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите данных. Застрахованный может быть уверен, что сведения о нем не будут разглашены страховщиком.

Федеральное ведомство защищает интересы не только страхователей, но и владельцев акций страховых компаний. В случае спорных ситуаций акционер страховой компании вправе направлять жалобы в Федеральное ведомство, которое может принять участие в решении процедурных вопросов на стороне акционера, оказать ему консультативную помощь и т.п.

Федеральный орган надзора  ежегодно издает отчет о своей  деятельности, и ежемесячно — ведомости, содержащие циркуляры, инструктивные  письма, а также статистические материалы, имеющие большое значение для страховых организаций.

В Германии расходы на Федеральное ведомство страхового надзора несут сами страховщики. Для них предусмотрены обязательные отчисления от страховой премии на финансирование содержания органа надзора.

Информация о работе История страхования