Экологическое страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение экологического страхования в РФ.

Для изучения данной цели поставлены следующие задачи:

- определить понятие и содержание экологического страхования;

- рассмотреть состояние и перспективы развития экологического страхования в России;

- изучить экологические риски при страховании опасных производственных объектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Экологическое страхование в России……..........................................5
Понятие и содержание экологического страхования…………….5
О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России……………………………………………………………..22
Статистические данные об экологическом страховании……….31
Экологические риски при страховании опасных производственных объектов…………………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………….38

Список используемой литературы…………………………………41

Работа состоит из  1 файл

экологическое страхование в РФ.docx

— 75.28 Кб (Скачать документ)

Псковский

 Государственный  политехнический университет 
 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 

 

Контрольная работа 

На  тему «Экологическое страхование в РФ» 
 
 
 

Студента  гр.673-1101                                                                    Коробовой У.В.

Проверил                                                                                         Пантелеева А.П 
 
 
 
 
 

Псков 2011

     Содержание

     Введение………………………………………………………………….3

  1. Экологическое страхование в России……..........................................5
    1. Понятие и содержание экологического страхования…………….5
    2. О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России……………………………………………………………..22
  2. Статистические данные об экологическом страховании……….31
    1. Экологические риски при страховании опасных производственных объектов…………………………………………………………….31

    Заключение…………………………………………………………….38

    Список  используемой литературы…………………………………41 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Состояние и тенденции изменения качества окружающей среды в РФ вызывают большие  опасения. Несмотря на то, что как  в России, так и в целом по СНГ происходит сокращение объемов  производства продукции и потребления  сырья. Однако уровень загрязнения  окружающей среды, как это ни странно, не уменьшается пропорционально  спаду производства.

     Силовые методы решения указанных проблем, как это теперь всем стало ясно, мало результативны, и тем более неэффективны они в условиях становления рыночных отношений в нашей стране. Ведь рынок требует наряду с совершенствованием чисто административных методов управления экологопользованием также и создания условий, которые бы способствовали экономической заинтересованности хозяйств – субъектов как в уменьшении причиненного окружающей среде вреда, так и, что немаловажно, в предупреждении возникающих в связи с этим убытков.

     Поэтому, учитывая вышеуказанные факторы, приходится искать адекватные формы экологического стимулирования осуществления природоохранных  мероприятий предприятиями и  законодательного их оформления. И, как  представляется, именно система экологического страхования (ЭС), которая еще только набирает темпы в нашей стране, отражает в этом направлении большие перспективы, тем более что исследования в области ЭС на практике свидетельствуют о возможности эффективного решения перечисленных выше проблем.

     Следует отметить, что создание такой системы  не только трудоемкий, но и, к сожалению, малоизученный процесс в нашей  стране, хотя отличительной чертой любого рыночного хозяйства является развитая сеть страхования различных рисков, и в первую очередь – экологических как наиболее опасных для человека. Общее понятие страхования содержится в ст.2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании», которое представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

     Экологическому  страхованию посвящена статья 23 Закона «Об окружающей  природной  среды в РФ», которая предусматривает возможность самого ЭС, но и его две формы – обязательное экологическое страхование и добровольное экологическое страхование.

     Большую роль в развитии системы ЭС, и  в первую очередь, в ее финансировании должны были бы сыграть, по замыслу ряда ученых, экологические фонды, сформированные еще в 1992 г., тем более что, например, суммарные доходы внебюджетных фондов РФ уже в 1993 г. Составили более 50% доходной части федерального бюджета. Кроме того, в ст.21 указанного Закона прямо говорится, что основной задачей экологических фондов является финансирование программ, направленных на обеспечение экологической безопасности и размещение в установленном порядке компенсационных сумм третьим лицам в результате неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

     Целью данной  работы является изучение экологического страхования в РФ.

     Для изучения данной цели поставлены следующие  задачи:

     - определить понятие и содержание экологического страхования;

     - рассмотреть состояние и перспективы  развития экологического страхования  в России;

     - изучить экологические риски  при страховании опасных производственных  объектов.

    1.   Экологическое страхование  в России

    1. Понятие и содержание экологического страхования

     Экологическое страхование – один из новых и потенциально важных методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Под экологическим страхованием в РФ, следует понимать страхование ответственности предприятий – потенциальных источников опасности для окружающей среды за причинение ими вреда физическим и юридическим лицам, а также самой окружающей среде в результате внезапного наступления страхового события, которым в нашем случае является непреднамеренное причинение ущерба окружающей среде в результате экологического действия1.

       Экологическое страхование преследует три цели: 1) создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф; 2) формирование страховых резервов (и дополнительно, фонда предупредительных мероприятий, для финансирования мероприятий превентивного характера  с целью повышения экологической безопасности промышленных и иных объектов; 3) инвестиционная, которая выражается в расширении сферы деятельности страховщика вне традиционных рамок, в прямом или косвенном участии в предприятиях экологической направленности.

     В настоящий момент место экологического страхования необходимо рассматривать в двух аспектах.

     Первый – это отнесение экологического страхования к группе элементов экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с тем, что из-за дефицита бюджета и снижения государственных функций в области охраны окружающей среды возникает необходимость поиска новых источников средств, требующихся для предупреждения и ликвидации экологического ущерба, вызванного как негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, так и чрезвычайными ситуациями природного характера. Таким образом, государство постепенно переносит бремя экономической ответственности за состояние объектов охраны окружающей среды в первую очередь на физических и юридических лиц, а затем только на РФ, субъектов РФ, муниципальные образования. Хотя этот механизм не всегда работает. Примером может послужить приостановление на 2001 г. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000г.,  действия ст.15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в части финансового обеспечения обязательного страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения,  находящегося в федеральной собственности.

     Второй аспект при определении места экологического страхования – это признание его специальным видом страхования, входящим в перечень, определяемый гл.48 и в частности, ст.970 ГК РФ2.

     В федеральном законодательстве, так  как экологическое страхование  в Российской Федерации осуществляется только в соответствии с законодательством  РФ, возобладал подход к определению  экологического страхования как  «специального вида страхования». Критериев  для такого выделения служит уже имеющее место или предполагаемое в будущем урегулирование данного вида отдельными законами (или даже группой нормативных правовых актов во главе с законом). Признание экологического страхования в качестве специального вида страхования обусловлено также тем, что оно прямо предусмотрено в ст.18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее по тексту.

     Соответственно  общие правила ГК РФ о страховании  применяются и к специальным  видам страхования, поскольку законами об этих видах страхования не установлено  иное.

     Основные  виды страхования в ГК РФ определены как  имущественное и личное страхование. В рамках договора имущественного страхования, применительно к разновидностям экологического страхования необходимо рассматривать страхование имущества (ст.930 ГК РФ) и страхование ответственности  за причинение вреда (ст.931 ГК РФ), кроме  того, для целей экологического страхования  свойственны некоторые аспекты  и личного страхования (ст.934 ГК РФ).

     В п.1 ст.18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Данная краткая и обобщенная фраза позволит в будущем уйти от однообразного понимания под экологическим страхованием только страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной экологической опасности, а в дальнейшем поможет в выяснении всех научных и практических позиций при разработке проекта Федерального закона «Об экологическом страховании».

     Но  при отсутствии вышеуказанного Закона, на сегодня п.1 ст.18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вызывает лишь недоумения и вопросы. В первую очередь нуждается в уточнении термин «имущественный интерес», связанный с экологическими рисками. Обязательно следует установить характер события, на случай наступления которого осуществляется экологическое страхование (страхового случая). Ну и в качестве основного предложения,  необходимо структуру ст.18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» изложить в следующей транскрипции:

    • Первоначально определить понятие договора экологического страхования;
    • Указать на существенные условия договора экологического страхования;
    • Выделить имущественные интересы, которые могут быть застрахованы по договору экологического страхования, и, исходя из этого, определить разновидности экологического страхования;
    • Определить особенности правового статуса страховщиков и страхователей при проведении экологического страхования.

     В различных теоретических источниках под экологическим страхованием понимаются совершенно различные виды страхования. И окончательно единообразного подхода пока не сформировалось. Ряд ученых считают, что существуют экологические виды страхования, к которым относят страхование экологических рисков и страхование имущества от экологических бедствий. Под страхованием экологических рисков понимается страховая защита гражданской (имущественной) ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного непреднамеренного неожиданного загрязнения окружающей природной среды.

     В.В.Петров определял экологическое страхование  как отношения, которые направлены на защиту имущественных интересов  граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

     М.М.Бринчук полагает, что «институт экологического страхования» пока не получил развития в России, и перспективным для России направлением экологического страхования является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности высокорисковых экологически опасных объектов.

     С.А.Боголюбов  рассматривает экологическое страхование  через призму страховых случаев, определенных экологическими и стихийными бедствиями, авариями и катастрофами. Нетрудно заметить, что также вырисовывается два направления в рамках экологического страхования. Одно из них, это страхование  объектов охраны окружающей среды от пожаров. Например, в ряде стран (Финляндии  и т.д.) добровольные пожарные дружины  широко используются для тушения  лесных пожаров. Дело в том, что финансирование и материально-техническое обеспечение  этих общественных объединений осуществляют там страховые компании, в которых  собственники леса и отдельные лесопользователи страхуют его, как и любое другое имущество, от стихийных бедствий (в том числе от лесных пожаров) и других негативных воздействий. Указанные страховые компании определяют, кстати, и размеры вреда, причиненного лесными пожарами.

Информация о работе Экологическое страхование в РФ