Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, контрольная работа
Целью данной работы является изучение экологического страхования в РФ.
Для изучения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание экологического страхования;
- рассмотреть состояние и перспективы развития экологического страхования в России;
- изучить экологические риски при страховании опасных производственных объектов.
Введение………………………………………………………………….3
Экологическое страхование в России……..........................................5
Понятие и содержание экологического страхования…………….5
О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России……………………………………………………………..22
Статистические данные об экологическом страховании……….31
Экологические риски при страховании опасных производственных объектов…………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………….38
Список используемой литературы…………………………………41
Федеральным законом "Об охране окружающей среды" предусмотрены две формы проведения экологического страхования - обязательная и добровольная. Обязательное страхование в силу действующего законодательства может быть введено только после принятия специального закона об обязательном экологическом страховании, который установит условия и порядок страхования. В настоящее время экологическое страхование осуществляется в добровольной форме, а его правила утверждаются действующим законодательством и страховыми компаниями, имеющими соответствующие лицензии. В договорах добровольного экологического страхования величина страховых сумм за возмещение вреда окружающей среде определяется по договоренности страховщика и страхователя.
Проект
федерального закона "Об обязательном
экологическом страховании" дважды
рассматривался на заседаниях Государственной
Думы, но не прошел рейтинговый барьер.
В настоящее время существует
понимание того, что принятие данного
закона необходимо и должно быть ускорено.
При разработке законопроекта учитывалась
не только необходимость создания специальной
системы страховой защиты объектов
окружающей природной среды, но и
требование гармонизации российских нормативно-правовых
норм с международным
С принятием закона "Об обязательном экологическом страховании" будет создан реальный механизм финансирования затрат на восстановление природной среды и ее компонентов. Страховщик будет оплачивать фактические расходы на восстановление природной среды в соответствии с планом восстановительных работ после их выполнения или осуществлять финансирование по смете. В законопроект заложена идея предупреждения возможного причинения вреда окружающей среде путем финансирования специальных предупредительных мероприятий, стоимость которых бывает дешевле, чем затраты на ликвидацию последствий от аварии.
Законом будут охвачены различные виды рисков: причинение ущерба окружающей среде и природным ресурсам, затраты на восстановление природных ресурсов, гражданская ответственность за причинение вреда окружающей среде и третьим лицам, а также риски неисполнения обязательств и финансовые риски.
Кроме того, с учетом ликвидированных экологических фондов и несовершенной системы штрафов принятие закона "Об обязательном экологическом страховании" может положить конец практически бесплатному использованию окружающей среды.
Экологическое страхование предусмотрено Законом "Об охране окружающей среды". Кроме того, экологической доктриной, одобренной Правительством РФ в 2002 г., также предусмотрены реализация принципа "загрязнитель платит", определение размера компенсации за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения и установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование.
Страхование
экологических рисков осуществляется
также в рамках страхования гражданской
ответственности, установленной рядом
федеральных законов для
В зарубежной практике под экологическим страхованием обычно понимают страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. К 2007 г. все страны ЕС должны были гармонизировать свое природоохранное законодательство в соответствии с Директивой ЕС об экологической ответственности, а к 2010 г. - систему финансовых гарантий на случай причинения вреда экологии. Основным положением Директивы является то, что субъект хозяйственной деятельности, нанесший вред окружающей среде, обязан нести финансовую ответственность.
На сегодняшний день экологическое страхование становится не только экономическим инструментом регулирования хозяйственной деятельности в целях снижения экологического риска, но и механизмом, повышающим уровень конкурентоспособности на мировом рынке.
В
России в настоящее время отсутствует
страхование экологических
По
оценкам Всемирной
Счетная палата способствует улучшению экологической ситуации в России. Счетной палатой был завершен аудит эффективности воспроизводства минерально-сырьевой базы в Российской Федерации в 2005 - 2007 гг. Проверка семи коммерческих структур выявила ряд нарушений, связанных с неисполнением условий лицензионных соглашений, и в том числе с несоблюдением природоохранного законодательства, в частности с несоблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и осуществлением выбросов без разрешительных документов, отсутствием лицензий на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, несоблюдением условий лицензионных соглашений по уровням добычи полезных ископаемых, а также осуществлением разработки участков месторождений без лицензий. Недоначисление недропользователями платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ составило 47,3 млн руб.
Существующая
методическая база оценки ущерба, причиненного
окружающей природной среде, не соответствует
реалиям сегодняшнего дня. У большинства
документов отсутствует правовой статус,
преобладают нормативные
Руководители природоохранных подразделений в регионах указывают на отсутствие федерального статуса у методик по оценке ущерба.
При
проверке Счетной палатой целевого
использования средств
В
настоящее время сумма
Более
того, согласно распоряжению Правительства
РФ в 2008 г. для частичного покрытия расходов,
связанных с ликвидацией
Для того, чтобы в ближайшем будущем экологическая ситуация улучшилась - должен быть осуществлен целый комплекс мер. Законодателям необходимо доработать и принять ряд нормативных актов, в том числе закон "Об обязательном экологическом страховании", о котором сегодня мы с вами говорили. Счетная палата в свою очередь продолжит проведение аудитов охраны окружающей среды. Главное, чтобы все мы не забывали о том, что природные богатства небесконечны и невосполнимы и ответственность за то, что увидят будущие поколения, лежит на каждом из нас.
2. Статистические данные об экологическом страховании
2.1. Экологические риски при страховании опасных производственных объектов
Возможности
страховой отрасли в еще крайне
малой степени задействованы
как для предотвращения, так и
для возмещения нанесенного окружающей
природной среде ущерба и ликвидации
нанесенного природе по вине застрахованного
ущерба. Действительно, страхование
выполняет не только компенсационную
функцию, защищая страхователей - прежде
всего крупные промышленные объекты
- от крупных убытков и
Здесь уместно сослаться на классический закон страхования, который гласит, что ни страховщик, ни страхователь (имеется в виду, конечно, только добросовестный страхователь) не должны быть заинтересованы в наступлении страхового случая, который наступает помимо их воли в силу рассчитанной специалистами статистической вероятности. Они должны приложить все старания, чтобы предотвратить его. Но если ущерб, то есть неблагоприятное событие, все-таки наступил, то надо приложить все усилия, чтобы ограничить его масштаб. Договор страхования наделяет страхователя правом "требовать от страховщика возмещения расходов, произведенных в целях уменьшения убытков от страхового случая". Однако это происходит, только когда страховая компания признала такие расходы необходимыми и дала на них свое согласие. В экстремальной ситуации возможностей для предварительного согласования, наверное, немного.