Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, контрольная работа
Целью данной работы является изучение экологического страхования в РФ.
Для изучения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание экологического страхования;
- рассмотреть состояние и перспективы развития экологического страхования в России;
- изучить экологические риски при страховании опасных производственных объектов.
Введение………………………………………………………………….3
Экологическое страхование в России……..........................................5
Понятие и содержание экологического страхования…………….5
О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России……………………………………………………………..22
Статистические данные об экологическом страховании……….31
Экологические риски при страховании опасных производственных объектов…………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………….38
Список используемой литературы…………………………………41
Обязательное государственное экологическое страхование осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министрами и иными федеральными органами исполнительной власти (страхователям) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства (ст.969 ГК РФ).
Хотелось
бы выделить нормативные правовые акты
об обязательном государственном экологическом
страховании. Это и Постановление
Правительства РФ «Об обязательном
бесплатном государственном страховании
личности от риска радиационного
ущерба вследствие чернобыльской катастрофы»
от 5 ноября 1992г., в котором определено,
что все граждане РФ, подвергшиеся радиоактивному
воздействию вследствие Чернобыльской
катастрофы, независимо от места проживания,
подлежат обязательному бесплатному государственному
страхованию личности от риска радиационного
ущерба. В ст.7 Закона РФ «О закрытом административно-
Как
видно, большая часть правоотношений
по обязательному страхованию
Но
смещение акцентов в сторону обязательных
форм страхования практически
Добровольное
страхование основывается на договоре.
В ст.3 Закона РФ «Об организации
страхового дела в РФ» говорится:
«Добровольное страхование
Представляется, что добровольное экологическое страхование может развиваться путем формирования организациями – источниками повышенной опасности собственных страховых фондов в виде средств, аккумулируемых на специальных счетах организаций с закреплением строго целевого характера их расходования. Порядок образования последних в настоящее время не регламентируется законодательством.
Добровольное экологическое страхование осуществляется страховой организацией на основании лицензии Федеральной службы страхового надзора Российской Федерации. В соответствии с Условием лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г., лицензии выдаются на следующие виды добровольного страхования: личное страхование, включающее страхование от несчастных случаев и болезней; страхование имущества; страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной экологической опасности. Переход к приоритетному развитию добровольного страхования, безусловно, соответствует характеру рыночных отношений, принципу самостоятельности хозяйствующих субъектов и граждан, предоставляя им возможность по собственному усмотрению решать вопросы использования (или не использования) страхования для охраны своих имущественных интересов.
Основными
стимулами добровольного
В качестве предложения, в настоящий статье выдвигалось требование об определении особенностей правового статуса страхователей и страховщиков при проведении экологического страхования.
Страхователи – это различные субъекты (физические, юридические лица, муниципальные образования и государство), имеющие интерес в объекте страхования, вступающие со страховщиком в договор с целью обеспечения своего или третьего лица (выгодоприобретателя) интереса и оплачивающие страховщику вознаграждение за принятие им на себя риска.
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» предусматривает три вида страхователей: юридические лица, дееспособные физические лица, страхователи в силу закона.
В экологическом страховании к страхователям относят: владельцев источников повышенной экологической опасности, субъектов специального природопользования и иных субъектов, определенных в нормативных правовых актах. В отдельных видах экологического страхования закон императивно устанавливает специальную фигуру страхователя. При страховании ответственности ими являются владельцы источников повышенной экологической опасности: опасных производственных объектов: источников атомной энергетики; гидротехнических сооружений и другие. При обязательном государственном страховании жизни и здоровья функции страхователя выполняют федеральные органы исполнительной власти.
Особенность
статуса страхователя в экологическом
страховании состоит в
Страховщик
– юридическое лицо, имеющее разрешение
(лицензию) на осуществление страхования
соответствующего вида (ст.938 ГК РФ), которое
в соответствии с предполагаемым
или заключенным договором
В законодательстве закреплено требование к страховой деятельности юридического лица – страховщика, исключающей занятие производственной, торгово-посреднической и иными видами деятельности, поэтому страховщики наделены исключительной правосубъектностью.
Отсутствие
специальных требований, предъявляемых
к страховщикам, кроме получения
лицензии, позволяет сделать вывод,
что страховщиком по обязательному
страхованию гражданской
Например,
у страховщиков, имеющих лицензии
на право осуществления
1.2. О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России.
Страхование экологических рисков приобретает все большее значение.
Уровень
развития государства оценивается
по экономическим показателям. Однако
погоня за ними и несоблюдение элементарных
требований по охране окружающей среды
могут быть пагубны не только для
отдельных регионов, но и для государства
в целом. Уже сегодня мы наблюдаем
эрозию и деградацию почв, истощение
водных и лесных ресурсов, нарушение
климата и другие природные катаклизмы.
По статистике, 15% территории России по
экологическим показателям
На
заседании Совета безопасности РФ,
которое проходило под
Небольшие инвестиции (в 2005 г. они составляли немногим более 30% от объема капиталовложений 1990 г.), а главное - их структурная асимметрия привели к тому, что износ основных производственных фондов в химической промышленности сегодня достигает 60%, износ оборудования - 70%. На гидротехнических сооружениях, срок службы которых перевалил уже за 40 лет, износ оборудования составляет 50 - 60%. В нефтедобывающей промышленности более 35% основных производственных фондов старше нормативного срока эксплуатации, а 55% парка промышленного оборудования морально устарело.
Негативное воздействие на окружающую среду, вызванное в том числе и этими факторами, усугубляет экономическую ситуацию в стране. Так, в течение пяти лет экономический ущерб, причиняемый аварийным химическим загрязнением окружающей среды, составлял ежегодно от 18,5 (в начале века) до 27 млрд руб. (в 2004 г.). Заболеваемость населения России, обусловленная воздействием загрязненной окружающей среды на человека, наносит экономике страны ущерб, составивший в 2005 г. 1,5 трлн руб.
Результаты наблюдений за загрязнением атмосферы показывают, что уровень этого загрязнения в городах остается высоким. В 69% городов, где проводятся наблюдения, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий и только в 17% городов как низкий.
В целом по России 55% (58,2 млн человек) городского населения проживает на территориях городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы. В 2006 г. 65 млн человек проживали в городах, где средние за год концентрации какого-либо вещества превышали ПДК.
Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2006 г. составил 51,4 куб. км, из них 34% составили загрязненные сточные воды4.
Наибольшими объемами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух характеризуются: обрабатывающие производства (7167,9 тыс. т) - производство цветных металлов, производство чугуна и нефтепродуктов; добыча полезных ископаемых (6027,1 тыс. т) - добыча сырой нефти и природного газа, каменного угля, металлических руд.
Крупными
источниками загрязнения
Поскольку экологический риск обусловлен технологическими, человеческими и природными факторами, его невозможно свести к нулю. Потенциальные причинители вреда заинтересованы в компенсации величины экономического ущерба. Механизмом снижения экологического риска является экологическое страхование (предоставление финансовых гарантий на случай нанесения вреда окружающей природной среде).
Страхование экологических рисков приобретают все большее значение. Страхование необходимо для предупреждения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и привлечения негосударственных средств в сферу природопользования и охраны окружающей среды.
Базовым законом, определяющим понятие "экологическое страхование", является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Под экологическим страхованием понимается страхование, которое осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Экологический риск - это вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Экологическое страхование представляет собой систему видов страхования в сфере охраны окружающей среды и природопользования, включающую в себя страхование ответственности хозяйствующих субъектов за вред, нанесенный загрязнением окружающей среды, ответственности за невыполнение обязательств по договорам природопользования, страхование природных ресурсов, имущества и здоровья граждан от негативного воздействия загрязненной окружающей среды.