Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:38, курсовая работа
Современная экономика России закрепляет приоритетность развития страхования. Оно выступает неотъемлемым элементом мирового и национального хозяйства, обеспечивающим всестороннюю защиту интересов граждан. Рационализация построения страховых отношений оказывает прямое содействие внедрению инновационных разработок в области медицины, стабилизации и дальнейшему экономическому развитию.
Еще одной проблемой развития добровольного медицинского страхования является то обстоятельство, что в нашей стране по полису ДМС покрываются расходы только на те медицинские услуги, которые оплачиваются программой ОМС частично или не оплачиваются вообще, например, дорогостоящие операции и процедуры. ДМС дает право пациенту на привлечение ведущих врачей-специалистов, выбор больницы и врача, обеспечение комфортных условий лечения и т.д. Вместе с тем добровольное медицинское страхование может носить совершенно самостоятельный характер и не зависеть от ОМС. Например, страхование выезжающих за рубеж, страхование лиц, не охваченных обязательным медицинским страхованием.
Фактически четкое разграничение функций ОМС и ДМС в одном страховом случае не является простым делом. В результате возможно пересечение функций и переложение затрат на лечение либо на обязательное, либо на добровольное страхование. При этом, естественно, исходят не из интересов застрахованного лица, а из финансовых интересов самих страховщиков.
Также в связи с дискуссиями о реформе ОМС высказываются радикальные предложения оставлять часть причитающихся взносов на ОМС на предприятиях. Тем самым работодатель мог бы использовать эти средства вместе с собственными затратами на ДМС на качественное лечение своих работников. Привлекательность такого предложения очевидна. Однако его принятие неизбежно приведет к разрушению единой системы обязательного медицинского страхования, так как в России более половины населения относятся к категории неработающих, кроме того, немало людей, занятых на малых и средних предприятиях и в госсекторе, так что покупка полиса ДМС в большинстве случаев для них нереальна.
Еще одной важнейшей проблемой медицинского страхования является определение стоимости медицинских услуг. В России до сих пор отсутствуют четкие медико-экономические стандарты и протоколы для лечения большинства заболеваний, которые разрабатывает и утверждает Министерство Здравоохранения РФ. Основой при этом должны стать стандарты ОМС, которых тоже пока не существует.
Расчет стоимости медицинских услуг делается разными способами: по смете расходов, по средней стоимости пролеченного больного, по числу койко-дней и т.д. Однако ни одним документом не закреплена практика использования этих тарифов в ДМС как базы для расчетов с медицинскими учреждениями и обоснования стоимости программ. Фактически стоимость медицинских услуг в добровольном страховании устанавливается на основании индивидуальных соглашений между страховщиками и лечебными учреждениями. При этом налицо прямое давление медицины на страховщиков, связанное с отсутствием конкуренции на рынке медицинских услуг. Исключение составляет лишь стоматология, где уровень конкуренции достаточно высок.
В целом, по оценкам специалистов, рост цен на медицинские услуги составляет в среднем в год 20-30%, а на страховые полисы – 10-15%. Результат – быстрый рост убыточности добровольного медицинского страхования, который в среднем по рынку составляет около 60% и имеет тенденцию к повышению. Вследствие диспаритета цен падает качество страховой услуги. В целях снижения затрат страховщики вынуждены сокращать оплату диагностических и лечебных процедур, ставя под сомнение необходимость их проведения. Очевидно, что пришел черед формировать новую технологичную систему отношений на рынке добровольного медицинского страхования.
Заключение.
В настоящее время Федеральный фонд обязательного медицинского страхования принимает активное участие в разработке Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.
Концепцией предусматривается принятие нового Федерального закона об обязательном медицинском страховании граждан, закона о государственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.
С учетом положений Концепции соответствующие изменения будут внесены в действующие нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов системы ОМС на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях.
В течение 2009 – 2015гг. предполагается переход от бюджетно-сметного финансирования лечебно-профилактических учреждений, реализующих программы обязательного медицинского страхования, к одноканальному финансированию по страховому принципу и полному тарифу, с введением персонифицированного учета и концентрации в системе ОМС большей части средств, направляемых на здравоохранение и обеспечивающих практическую реализацию права граждан на получение бесплатной помощи.
«В связи с глобальной реформой системы здравоохранения России очень важна работа фондов обязательного медицинского страхования. Система ОМС должна быть отраслеобразующей системой, объединяющей все функции и механизмы здравоохранения», – подчеркнула заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Вероника Скворцова на семинаре-совещании с директорами территориальных фондов ОМС, который состоялся в Москве с 1 по 3 октября 2009 года[4].
Планом правительства по реализации основных мер по социально-экономическому развитию страны предусмотрено, что к 2012 году 70% средств, которые направляются на здравоохранение, должны поступать через систему ОМС. При этом важна не сама одноканальность, а принципы работы по переходу на новую систему – оплата за законченный случай, подушевой принцип финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений, которые будут получать средства ОМС не за каждый отдельный прием пациента, а за всех прикрепленных граждан. Это создаст дополнительные стимулы для профилактической работы в первичном звене.
Из вышесказанного можно сделать заключение, что при реализации обязательного медицинского страхования в последнее десятилетие XX века произошла трансформация страховых принципов, развитие получила бюджетно-страховая медицина, что не позволяет в полной мере достичь поставленной цели и решить обозначенные задачи.
Следует особо отметить, что система ОМС находится на переломном этапе. От того, что возобладает: политический популизм или здравый, научно обоснованный, исторически подтвержденный подход к выбору дальнейшего пути развития, – зависит будущее системы обязательного медицинского страхования и социальной защиты населения в целом.
Литература.
1. Конституция РФ ст. 39, ст. 41 от 12 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ – «Отдельные виды обязательств», глава 48.
3. Бюджетный кодекс РФ (с изменениями на 27 декабря 2009 года), ст. 143.
4. Закон РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского».
6. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. N 4015-I, статья 25.
7. Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан (в ред. Приказов ФФОМС от 24.11.2004 № 74, от 10.05.2006 № 55, от 21.03.2007 № 56).
8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем). – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 608 с.
9. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.
10. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 504 с.: ил.
11. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева [и др.]; под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 632 с.
12. Финансовый менеджмент в системе ОМС / М.В. Пирогов // Человек и труд.. – № 6. – 2009. – с.12-16.
13. Структурная модификация условий добровольного медицинского страхования / В.Г. Климин // Финансы и кредит.. – № 21. – 2009. – с.51.
14. О совершенствовании системы обязательного медицинского страхования / А.П. Архипов // Финансы.. – № 9. – 2009. – с. 41-46.
15. Система обязательного медицинского страхования в свете глобального экономического кризиса: риски финансовой необеспеченности / О.Б. Окунев // Страховое дело.. – № 8. – 2009. – с.5-11.
16. Медицинское страхование и защита здоровья населения / Т.А. Федорова // Финансы.. – №10. – 2008. – с. 48-51.
17. Проблемы развития обязательного медицинского страхования / С.С. Оношко // Известия ИГЭА – №5 (61). – 2008. – с. 12-15.
18. Заграница нам поможет? (Можно ли использовать в России зарубежный опыт медицинского страхования). / В.И. Авксентьев // Страховое дело.. – 2005. – № 9. – с. 52-53.
19. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность / В.В. Дрошнев // Страховое дело.. – № 2. – 2004. – с. 57-64.
20. ОМС: реальность и перспективы. На пути к одноканальному финансированию / Ф. Смирнов // Медицинская газета – №78 (7010) от 16.10.2009 г.
21. www.minzdravsoc.ru/ – официальный сайт «Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
22. www.omsportal.ru/ – информационный портал «Обязательное медицинское страхование».
23. www.krasmed.ru/sp/?l=for.
24. www.rg.ru/2009/11/23/foms.html
25. www.rosmedstrah.ru/articles.
26. www.tisbi.ru/science/vestnik/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организационно-функциональные модели системы ОМС.
| |
| |
Рисунок § 2.1
[1] Вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; они подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.
[2] «Российская газета» (федеральный выпуск), №5045 (221), 23.11.2009 г./ «Весь в белом и денег не берет».
[3] "Российская газета" (федеральный выпуск), №5045 (221), 23.11.2009 г. / «Весь в белом и денег не берет».
[4] «Медицинская газета» №78 (7010) от 16.10.2009 г., «ОМС: реальность и перспективы. На пути к одноканальному финансированию».