Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основании изученных нормативных и литературных источников провести комплексное исследование вопросов мошенничества в страховании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовую сущность страхового мошенничества.
Классифицировать преступления в страховании жизни.
Рассмотреть убийства и инсценировки, совершаемые с целью получения страховой выплаты.
Рассмотреть всевозможные способы пресечения мошенничества в страховании жизни.
Введение 3
1 Основные аспекты страхования 5
1.1 История страхования 5
1.2 Функции страхования 8
1.4 Страхование жизни 10
2 Российская практика мошенничества в страховании жизни 17
2.1 Классификация преступлений в страховании жизни 17
2.2 Убийства, совершаемые с целью получения страховой выплаты 21
2.3 Инсценировки смерти застрахованного лица, совершаемые с целью получения страховой выплаты 26
3 Организация борьбы с мошенничеством в страховании жизни 30
3.1 Государственное регулирование мошенничества 30
3.2 Предупреждение мошенничества в страховании жизни 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
- внедрить обязательную сертификацию страховых агентов (в разработке).
Налоговое законодательство:
- расширить применение социального налогового вычета, включив в него долгосрочное страхование жизни;
- увеличить размер взносов по договорам добровольного личного страхования (страхование жизни), которые включаются в состав расходов на оплату труда, с 15 тысяч рублей до 25 тысяч рублей;
- увеличить совокупную сумму платежей (взносов) работодателей, уплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни/пенсионного страхования, учитываемых в целях налогообложения как расходы на оплату труда, с 12% до 20%.
Пенсионная система:
- ввести единые налоговые правила для страховых компаний и НПФ: освободить от социальных страховых взносов суммы страховых платежей (работодателя) по добровольному пенсионному страхованию и долгосрочному страхованию жизни;
Инвестиционное страхование:
- дополнить страховое законодательство, включив отдельный вид страхования – «инвестиционное страхование жизни»;
Урегулирование убытков и борьба с мошенничеством:
В данном направлении
ведется активная работа по налаживанию
процесса сотрудничества между страховщиками
жизни и созданию инфраструктуры
для обмена информацией и совместного
раскрытия страховых
Благодаря постоянному обмену опытом, информацией и совместными мероприятиями, компаниями были достигнуты положительные итоги в борьбе со страховым мошенничеством. Так в 2010 году было возбуждено несколько уголовных дел по факту мошенничества, удалось добиться снятия незаконно установленных инвалидностей и диагнозов.
Представители профессиональных страховых сообществ уверены, что реализация предложенных мер даст рынку мощный импульс для роста:
- увеличение объема рынка страхования жизни до уровня ведущих стран Восточной Европы (Польши, Чехии, Венгрии), а именно до 200-300 долларов премии на одного жителя;
- привлечение «длинных», не спекулятивных денег в экономику России – наращивание общего объема активов по страхованию жизни до триллиона рублей или 2-3% от ВВП (в сегодняшних ценах);
- консолидация рынка страхования жизни с 30-50 устойчивыми и прибыльными компаниями.
Сформированные ресурсы рынка позволят решить и такие государственные задачи, как обеспечение граждан рабочими местами (более 100 000 новых рабочих мест) и сокращение бюджетных расходов на развитие инфраструктурных проектов.
3.2 Предупреждение мошенничества в страховании жизни
В страховании жизни объектом страховой защиты является жизнь застрахованного, и страховое покрытие складывается, как правило, из одного из следующих событий (или их комбинации): дожитие до оговоренного в договоре срока или смерть застрахованного лица. «Дожитие» мошенников интересует мало, а вот выплаты по смерти застрахованного - достаточно криминогенная область (многие действия сходны с рассмотренным выше страхованием от несчастных случаев).
Вот пример, ставший широко известным среди практиков страхового бизнеса и даже рассматривавшийся в одной из телевизионных передач. Страховая компания «N» заключила договор страхования с неким гражданином, застраховавшим жизнь другого гражданина, не состоявшего с ним ни в родстве, ни в каких-либо деловых отношениях. Выгодоприобретателем по данному договору гражданин назначил себя. Вскоре застрахованный гражданин погиб, и органы, занимавшиеся расследованием его смерти, выявили связь между ней и фактом страхования. Милицией совместно со страховой компанией преступник, виновный в убийстве ради получения страховки, был разоблачен.
На наш взгляд, анализ ситуации показывает следующее. Во-первых, сотрудники страховой компании в определенном смысле спровоцировали преступление, так как они не предусмотрели проверку достоверности подписи застрахованного лица на заявлении о его страховании. Согласно ст. 934 ГК РФ «договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица»[1].
Согласие подтверждается подписью застрахованного на заявлении о страховании (или в списке застрахованных лиц, если их несколько). В нашем случае за застрахованного расписался сам злоумышленник. Если бы операционистка, выдавшая полис, попросила, чтобы застрахованный расписывался на полисе в ее присутствии, преступления не было бы. Естественно, подпись впоследствии может быть оспорена, однако жизнь человека это уже не вернет.
Во-вторых, любой «нетипичный» договор страхования должен вызывать сомнение и проходить дополнительную проверку, особенно если речь идет о страховании на случай смерти по любой причине на очень большие суммы. А в современной России, где спрос на реальное страхование жизни до сих пор близок к нулю, у страховщика должен был возникнуть вопрос, что побудило гражданина застраховать лицо, от которого не зависят его материальные интересы.
Меры пресечения мошенничества в страховании жизни и от несчастного случая можно предложить следующие:
1. Сам факт заключения договора
с более чем сомнительным
2. Широко используемые на Западе
ограничения по страховой
3. При наступлении страхового
случая требуется тщательная
проверка всех документов, предъявляемых
при обращении за выплатой. Их
внимательное изучение, а также
при необходимости запросы в
медучреждения, на место
4. При страховании с включением
риска «временная утрата
Остановить поток
Во-вторых, важно наладить
В-третьих, немаловажную роль
в приостановлении волны
Заключение
Распространение страхового мошенничества в России пока что не приобрело масштабов, угрожающих развитию национального страхового рынка. Как показывает опыт развитых стран, по мере расширения страховых операций растут и размеры потерь от мошеннических действий. При этом, хотя непосредственной жертвой такого рода преступлений является страховая компания, в конечном счете больше всего страдают добропорядочные клиенты страховщиков, поскольку именно из средств уплаченных ими взносов осуществляются выплаты мошенникам. Проведенное исследование дает возможность сделать вывод о необходимости и возможности выявления, наказания и предупреждения мошенничеств в сфере страхования жизни.
Было бы преувеличением утверждать, что страховое мошенничество – это сугубо русская реалия. Мошенники есть везде. По оценкам зарубежных экспертов в странах Западной Европы и США на долю мошенников приходится около 15 % выплат по страховым случаям. Однако у нас формы страхового мошенничества с каждым годом становятся все более разнообразными и изощренными.
По мере развития российского страхового рынка в практику отечественных компаний целесообразно постепенно внедрять все применяемые на Западе методы борьбы с мошенничеством. Не все из них можно автоматически переносить на российскую почву, не учитывая национальные особенности. Например, гласность мошенничеств (т.е. предание огласке раскрытых фактов мошенничества и наказание преступников) в России будет иметь два типа последствий.
С одной стороны, безусловно, информация о том, что мошенничества раскрываются и наказываются, может оказать воспитательное действие и остановить преступника. Но, с другой стороны, в России подобная информация может и, наоборот, послужить толчком к преступлению, вызвать желание незаконно обогатиться за счет страховщика у лиц, до того и не помышлявших о преступлении (в силу того, что в России люди вообще очень мало знают о страховании).
Поэтому если и нужно применять такой метод, то весьма осторожно: давать минимальную информацию, без подробного описания «технологии» совершения мошенничества, но с акцентированным вниманием к разоблачению и наказанию преступника.
Однако основным критерием целесообразности проведения мероприятий против мошенничеств является все же финансовый, а не правовой. Дело в том, что систематические мероприятия, принятые на Западе, связаны с достаточно серьезными затратами для страховщиков, особенно на начальном этапе. Окупятся они в любом случае только в долгосрочном периоде.
При этом рентабельность достаточно тесно зависит от объемов страхования: чем крупнее компания, тем больше она теряет от мошеннических действий клиентов, тем быстрее окупятся затраты на борьбу с ними (не говоря уже о том, что и доля таких затрат в обороте крупной компании будет небольшой).
В целом в России объективным фактором, сдерживающим профилактику мошенничеств в страховании, является именно низкая рентабельность и длительная окупаемость подобных мероприятий, а также недостаточная капитализация страхового рынка.
Список использованных источников
1) Гражданский Кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ, статья 934, 963.