Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование роли личного страхования в финансовой системе.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие основные задачи:
дать понятие личного страхования и ознакомиться с мировым опытом его использования;
провести оценку рынка страхования жизни в Казахстане;
проанализировать страхования жизни на примере АО «БТА-банк» и «БТА-ипотека»;
изучить проблемы системы личного страхования и предложить стратегию ее совершенствования.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Понятие и особенности развития личного страхования в финансовой системе………………………………………………………………………………..4
1.1 Страхование - инструмент экономической и социальной политики 4
1.2 Личное страхование– важнейший инструмент социально-экономической защиты 6
1.3 Долгосрочное личное страхование как источник инвестиций 9
2 Аналитические исследование развития личного страхования в Республике Казахстан 13
2.1 Современное состояние личного страхования в системе страхового рынка Казахстана 13
2.2 Анализ личного страхования на примере АО «БТА-банк» и «БТА-ипотека» 200
2.3 Перспективы развития личного страхования 30
Заключение 34
Список использованных источников
Страхование заемщиков производится в страховых организациях, программы и договора страхования которых согласованы с Компанией. Кроме того, в портфеле Компании есть ряд пакетов, по условиям которых страхование со стороны заемщика является необязательным.
Страхование жизни и28 потери трудоспособности заемщика производится на период действия кредитного договора. При этом, заемщик может выбрать по своему усмотрению либо полное страхование, когда страховым случаем является смерть или потеря трудоспособности в результате заболевания и в результате несчастного случая, либо страхование жизни и потери трудоспособности только в результате несчастного случая. Выгодоприобретателем (получателем страховой выплаты) по договорам личного страхования является Компания.
Необходимость личного страхования созаемщиков и гарантов по кредитному проекту принимается решением Кредитного комитета Компании.
Имущественное страхование недвижимости, являющейся обеспечением по кредиту, осуществляется по рискам:
Страхованию подлежат основной, промежуточный и дополнительный залоги, причем страхование промежуточного и дополнительного залога допускается не на весь срок кредитования, а на период нахождения данного объекта недвижимости в залоге у Компании.
При кредитовании заемщика сумма первоначального взноса может быть снижена до 10% при заключении заемщиком договора страхования ипотечного займа или при получении гарантии АО «КФГИК». Данный вид страхования (гарантирования) минимизирует риски Компании в случае дефолта заемщика.
В обоих компаниях доля ипотечного канала продаж не превышает 10–25% (в зависимости от вида страхования) от общих собираемых премий.
Тем не менее, банкострахование является главным каналом продвижения продуктов гражданам и бизнесменам.
Проведем анализ
объемов банковского страховани
Анализ проводится в разрезе трех позиций:
Анализ показал, что в течение первого полугодия 2011 года по АО «БТА» страхование в первый год снизилось почти в 4 раза: с 768 трлн. тенге в 2010 году до 205 в 2011 году (рисунок 9).
Рисунок 9 - Сравнение страховых премий за 2010, 2011 и 2012 годы по финансовому каналу БТА, трлн. тенге
Таблица 7 – Сравнение страховых премий по компаниям по месяцам 1 полугодия 2010-2011-2012гг.
Канал реализации |
Год |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Итог | |||||
Прямые продажи |
2010 год |
56 895 711 |
38 816 186 |
66 476 100 |
62 347 791 |
78 884 538 |
52 560 037 |
355 980 363 | |||||
2011 год |
45 451 576 |
88 034 332 |
67 723 813 |
58 921 332 |
107 273 314 |
81 312 520 |
448 716 887 | ||||||
2012 год |
48 365 862 |
86 365 254 |
69 856 596 |
60 596 365 |
101 745 567 |
98 475 575 |
562 775 256 | ||||||
БТА |
1 год 2010 |
86 840 011 |
93 680 486 |
113 860 792 |
154 728 485 |
156 519 176 |
162 513 390 |
768 142 340 | |||||
1 год 2011 |
27 322 575 |
25 544 047 |
31 063 384 |
47 246 709 |
36 463 684 |
37 874 836 |
205 515 235 | ||||||
1 год 2012 |
26 235 589 |
27 368 258 |
30 693 456 |
48 258 658 |
37 489 856 |
39 589 856 |
209 258 687 | ||||||
БТА |
2 год 2010 |
8 896 567 |
10 052 538 |
14 656 800 |
18 953 762 |
20 002 991 |
19 333 713 |
91 896 371 | |||||
2 год 2011 |
40 744 487 |
39 952 584 |
31 666 143 |
50 266 902 |
54 600 688 |
53 444 559 |
270 675 363 | ||||||
2 год 2012 |
41 895 489 |
40 896 489 |
30 489 258 |
52 258 147 |
56 200 589 |
56 258 456 |
289 369 148 | ||||||
БТА Итог 2010 |
95 736 578 |
103 733 024 |
128 517 592 |
173 682 247 |
176 522 167 |
181 847 103 |
860 038 711 | ||||||
БТА Итог 2011 |
68 067 062 |
65 496 631 |
62 729 527 |
97 513 611 |
91 064 372 |
91 319 395 |
476 190 598 | ||||||
БТА Итог 2012 |
70 259 032 |
66 489 369 |
63 159 835 |
99 259 346 |
92 126 545 |
93 123 236 |
496 156 259 | ||||||
БТА Ипотека |
1 год 2010 |
15 492 243 |
17 134 975 |
21 946 031 |
21 074 855 |
21 628 921 |
21 924 046 |
119 201 071 | |||||
1 год 2011 |
1 973 048 |
2 820 942 |
1 519 698 |
4 360 646 |
5 663 421 |
4 224 628 |
20 562 383 | ||||||
2 год 2012 |
2 329 256 |
3 291 156 |
1 963 569 |
5 256 145 |
6 256 145 |
5 158 020 |
21 126 555 | ||||||
2 год 2010 |
18 044 988 |
17 639 470 |
20 320 119 |
24 217 706 |
26 873 778 |
32 325 462 |
139 421 523 | ||||||
2 год 2011 |
19 750 743 |
21 405 663 |
20 214 146 |
23 417 692 |
23 832 998 |
22 452 311 |
131 073 553 | ||||||
2 год 2012 |
20 789 589 |
22 400 459 |
21 254 459 |
24 489 254 |
24 589 156 |
23 489 369 |
132 058 459 | ||||||
БТА Ипотека Итог 2010 |
26 941 555 |
27 692 008 |
34 976 919 |
43 171 468 |
46 876 769 |
51 659 175 |
231 317 894 | ||||||
БТА Ипотека Итог 2011 |
60 495 230 |
61 358 247 |
51 880 289 |
73 684 594 |
78 433 686 |
75 896 870 |
401 748 916 | ||||||
БТА Ипотека Итог 2011 |
129 273 |
138507 |
170 783 |
218 974 |
225 024 866 |
236 096 611 |
1 118 661 | ||||||
Итого 1-ые года 2010 |
809 |
469 |
742 |
808 |
896 |
459 |
305 | ||||||
Итого 1-ые года 2011 |
89 790 853 |
89723236 |
84 463 371 |
125 91 949 |
120 560 791 |
117 996 334 |
627 826 534 | ||||||
Итого 1-ые года 2012 |
90 789 032 |
90789256 |
85 459 225 |
135 289 145 |
121 589 789 |
119 879 259 |
640 589 596 | ||||||
Итого 2010 |
121 250 154 |
9148 986 |
861489256 |
148158 963 |
147 148963 |
120789 558 |
684 489586 | ||||||
Итого 2011 |
156 125 693 |
14585263 |
78956214 |
126258963 |
119055048 |
149 963125 |
569012632 | ||||||
Итого 2012 |
89 145 632 |
60112569 |
45986542 |
45896349 |
145698741 |
129639178 |
668321056 |
По АО «БТА-ипотека» данное снижение – еще больше: объемы страхования по первому году составили 17% от уровня 2010 года (рисунок 10).
Рисунок 10 - Сравнение страховых премий по 1-м годам за 2010,2011 годы по финансовому каналу БТА-ипотека, трлн. тенге
По БТА по второму году страхования прирост составил практически втрое – с 91,9 трлн. тенге до 270 трл. Тенге (рисунок 11), по АО «БТА-ипотека» по второму году наблюдается незначительное снижение – на 6% (рисунок 12).
Рисунок 11 - Сравнение страховых премий за 2010 ,2011 годы по финансовому каналу БТА, трлн. Тенге
В целом в 2011 году по обоим компаниям произошло снижение объемов страхования на 44,9% (таблица 7 и рисунок 13).
Рисунок 12 - Сравнение страховых премий по 3-м годам за 2010 ,2011 годы по финансовому каналу БТА-ипотека, трлн. тенге
Рисунок 13 – Итоговый график по сравнению 2010 ,2011 года по финансовым каналам БТА и БТА-ипотека
Таблица 8 – Темпы роста объемов страхования по 1-му ,2-му годам страхования
1-ые года |
2-ые года |
3- и года |
Итого | |
БТА |
26,8% |
29,5% |
31,6% |
55,4% |
БТА Ипотека |
17,3% |
94% |
96% |
58,6% |
По обоим компаниям |
25,5% |
173,7% |
185,2% |
56,1% |
В таблице 9 показано поступление за период 2010 - 2011 год по финансовым и прямым каналам.
Анализ показал, что поступления по Банковскому страхованию распределились следующим образом: на 2010 год приходится 69% поступлений, на 2011 год – 31% (рисунок 14).
Рисунок 14 - Поступления по Банковскому страхованию за период 2010 (с января по июнь месяц), 2011 (с января по июнь месяц) год
Поступления по Прямым продажам за период 2010 (с января по июнь месяц) и 2011 (с января по июнь месяц) год (рисунок 15) показали, что поступления за 2011 год составляют большую часть - 56%, на 2010 год приходится 44%.
Рисунок 15 - Поступления по прямым продажам за период 2010 (с января по июнь месяц) и 2011 (с января по июнь месяц) год.
При анализе
состояния рынка личного
Таблица 9 - Поступление за период 2010 - 2011 – 2012 год, млн. тенге
Период |
год |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
финансовые каналы |
||||||||||||||
2010 год |
1 года |
172 932 |
188 999 |
241 489 |
309 996 |
330 518 |
345 169 |
378 692 |
238 643 |
86 571 |
42 700 |
26 798 |
24 884 |
2 387 390 |
2010 год |
2 года |
31 756 |
32 765 |
65 679 |
56 333 |
60 519 |
65 150 |
67 310 |
60 411 |
73 406 |
106 085 |
115 780 |
96 460 |
831 654 |
Итого |
204 688 |
221 764 |
307 169 |
366 329 |
391 037 |
410 319 |
446 002 |
299 054 |
159 977 |
148 785 |
142 578 |
121 344 |
3 219 044 | |
Прямые продажи |
||||||||||||||
2010 год |
56 896 |
38 816 |
66 476 |
62 348 |
78 885 |
52 560 |
59 381 |
96 386 |
110 621 |
114 052 |
68 844 |
64 212 |
869 476 | |
финансовые каналы |
||||||||||||||
2011 год |
1 года |
28 355 |
31 742 |
36 745 |
60 410 |
49 841 |
46 513 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
253 605 |
2011 год |
2 года |
83 258 |
86 112 |
77 681 |
108 697 |
115 108 |
114 475 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
585 330 |
Итого |
111 613 |
114 426 |
169 107 |
164 949 |
160 987 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
838 936 | ||
Прямые продажи |
||||||||||||||
2011 год |
45 452 |
88 034 |
67 724 |
58 921 |
107 273 |
81 313 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
448 717 | |
финансовые каналы |
||||||||||||||
2012год |
1 года |
168 932 |
189 999 |
291489 |
406996 |
318 518 |
369 169 |
298 692 |
250643 |
90 571 |
46 700 |
39 798 |
29 884 |
3387 390 |
2012год |
2 года |
34 756 |
36 765 |
69 679 |
59 333 |
67 519 |
65 150 |
69 310 |
68 411 |
80 406 |
112085 |
118 780 |
99460 |
841 654 |
Итого |
215 688 |
219 764 |
310169 |
369329 |
389 037 |
432319 |
468 002 |
301 054 |
169 977 |
159 785 |
156578 |
192 344 |
4219 044 | |
Прямые продажи |
||||||||||||||
2012 год |
63 896 |
562816 |
96 476 |
93348 |
89885 |
68560 |
63 381 |
100 386 |
135621 |
149 052 |
120 844 |
96212 |
963476 |
Анализ теоретических основ страхования показал, что Казахстану необходимо изучение практики страховой деятельности зарубежных стран, особенно России, для повышения уровня защищенности казахстанских организаций и граждан от различных рисков в условиях глобализации, расширения перечня предлагаемых потребителям страховых услуг и улучшить качество, создания основы для развития добровольного страхования, совершенствования налогообложения страховых операций, что приведет к росту объемов финансовых средств в системе страхования.
В структуре инвестиционного портфеля страховых организаций на 1 декабря 2006 года доля государственных ценных бумаг Республики Казахстан снизилась с 38,2% до 16,3%, доля негосударственных ценных бумаг эмитентов Республики Казахстан увеличилась с 37,7% до 55,6%, вкладов в банках второго уровня снизилась с 23,4% до 22,2%. Такая тенденция связана с исключением требований к обязательному наличию государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле страховых организаций.
Поступления страховых премий по казахстанскому рынку в 2011 году составило 150,011 млрд. тенге (около $1,237 млрд.), что ниже аналогичного показателя прошлого года на 7,5%. (1 USD = 121.3 KZT).
На рынке по-прежнему наблюдается высокий уровень концентрации. На долю пятерки лидеров по сбору премий приходится 50,9% от совокупного объема собранных страховщиками премий. Состав пятерки лидеров остался неизменным, при этом наблюдаются некоторые изменения в расстановке позиций: АО «СК «Евразия» заняла 13,2%, АО «СК «Виктория» - 12,2%, АО «Дочерняя страховая компания Народного банка Казахстана «Халык-Казахинстрах» - 9,6%, АО «СК «Казкоммерц-Полис» - 9,0% и АО «СК «Альянс-Полис» - 6,9%.
За 12 месяцев 2011 года страховые премии, принятые по договорам перестрахования в Казахстане составили 8 797 млн. тенге. При этом на долю СК «Евразия» приходится 8 542 млн. тенге или 97,1% общего объема премий полученных в Казахстане от нерезидентов.
СК «Евразия» по итогам 2011 года стала лидером по собранным премиям в Казахстане. Совокупный объем принятых СК «Евразия» страховых премий в 2011 году составил 19,857 млрд. тенге, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 7,8%30.
Анализ показывает, что на рынке страховых услуг РК наметились весьма позитивные сдвиги. Увеличилось число страховых организаций, брокеров, актуариев. Активы страховых организаций значительно увеличились, снизился уровень концентрации страхового рынка, что позволяет расширить конкурентные возможности компаний и снизить уровень монополизма. Главное, объем страховых резервов, сформированных страховыми (перестраховочными) организациями для обеспечения исполнения принятых обязательств, по действующим договорам страхования и перестрахования увеличился в 2,4 раза.
За указанный период в РК продолжалось совершенствование нормативно-правовой базы регулирования рынка, обеспечения устойчивости и платежеспособности страховых организаций. Разрабатывались и принимались законы по новым видам обязательного страхования. Повышались требования к нормативам страховых организаций, представлению финансовой отчетности и прозрачности, созданию надежной базы данных страховой статистики.
Проведенное
исследование позволило выявить, что
мощным толчком для дальнейшего
количественного и качественног
Изучение зарубежного
опыта позволяет предположить, что
страховые компании станут основой
рынка ценных бумаг, так как именно
сбережения, вложенные в акции, являются
основой фондового рынка. Страховым
компаниям разрешено
Для страховых компаний Казахстана предлагаем запустить первый на отечественном рынке продукт, объединяющий страхование жизни и возможность инвестировать средства в ПИФ. Аналогичные программы, так называемые unit-linked очень популярны на Западе. Появление этой услуги на отечественном рынке может привести к взрывному спросу на полисы страхования жизни.
«Клиент сможет стать страхователем и пайщиком одновременно – накопительная часть премии по полисам будет конвертироваться в паи ПИФа.
Продукт unit-linked представляет собой некий симбиоз вложений в ПИФы и страхования от несчастного случая. Сейчас клиент, приобретая полис страхования жизни, автоматически соглашаетесь с предлагаемой страховой компанией инвестиционной политикой. Теперь же, покупая договор фондового страхования жизни, клиент получит возможность стать инвестором, выбирая собственную
Информация о работе Понятие и особенности развития личного страхования в финансовой системе