Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
- работают по трудовому
договору или по договору
- самостоятельно обеспечивают
себя работой (индивидуальные
предприниматели, занимающиеся
- являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работают за пределами территории РФ и уплачивают страховые взносы;
- являются членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- являются священнослужителями;
- относятся к другим категориям, указанным в законе.
Таблица 2 - Динамика средних размеров пенсий в РФ за 2009-2011 г.
В рублях
2009 |
2010 |
2011 | |
Средний размер пенсий в Российской федерации: |
6177 |
7594 |
8273 |
Средний размер трудовой пенсии, в т.ч.: |
6314 |
7811 |
8510 |
по старости |
6630 |
8166 |
8876 |
по инвалидности |
4767 |
5100 |
5497 |
по случаю потери кормильца |
3727 |
4810 |
5323 |
Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальная пенсия) |
4245 |
4731 |
5207 |
Исходя из этого можно сделать выводы, что средний размер пенсий увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 1417 рублей, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 679 рублей. Средний размер пенсий по старости в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 1536 рублей, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 710 рублей, увеличился средний размер пенсий по потери кормильца, если в 2009 году он составлял 3727 рублей, то в 2010 году он увеличился на 1083рубля, а в 2011 году на 513 рублей. Средний размер социальной пенсии увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 486 рублей, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 476 рублей.
Таблица 3 - Показатели бюджета Пенсионного фонда РФ на 2010- 2012 г
В млрд. руб.
показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год утверждено |
|||||||||
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено | |||||||||
доходы бюджета ПФ (всего) |
4 680,04 |
4 610,08 |
5 137,38 |
5 255,64 |
5 696,86 |
|||||||
расходы бюджета ПФ(всего) |
4 398,04 |
4 249,23 |
4 822,39 |
4 922,11 |
5 407,31 | |||||||
величина дифицита/ профицита бюджета ПФ РФ |
282 |
360,85 |
314,99 |
333,53 |
289,55 |
Просмотрев данную таблицу, можно отметить следующее: общий объем доходов бюджета Фонда на 2010 год в сумме 4 688 859 069,1 тыс. рублей, из них 4 272 152 625,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 538 867 597,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 451 818,4 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 4 406 858 555,7 тыс. рублей, из них 4 272 160 417,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 79 000,0 тыс. рублей. Предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 282 008 305,2 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 7 791,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 5 264 012 750,4 тыс. рублей, из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 145 896 214,1 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 005 961,2 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 5 779 164 893,4 тыс. рублей, из них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 355 113 910,2 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 483 145,4 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 4 894 370 349,6 тыс. рублей, из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 85 000,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 5 360 297 548,0 тыс. рублей, из них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 81 000 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2011 год в сумме 369 642 400,8 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2012 год в сумме 418 867 345,4 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
2.3Анализ обязательного социального страхования в РФ
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
Денежные средства бюджетов
фондов конкретных видов обязательного
социального страхования
Риски, страхуемые фондом, довольно многообразны. Особые риски страхует фонд обязательного социального страхования. По объему располагаемых финансовых ресурсов занимает второе место после Пенсионного фонда России. Первым из этих видов является страхование временной нетрудоспособности, вторым — страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Что касается временной нетрудоспособности, то она может быть вызвана различными причинами: общим заболеванием работника, беременностью, родами, уходом за ребенком до 1,5 лет, уходом за ребенком-инвалидом и т. п.
Таким образом, сфера страховой
деятельности ФСС является более
широкой по сравнению с другими
формами страховой защиты. В нее
включен широкий спектр услуг
помимо предоставления таких пособий,
как пособия по временной трудоспособности,
материнству, в связи с рождением
ребенка и уходу за ним, еще
и компенсационные выплаты на
реабилитационное лечение, связанное
с производственными травмами, предоставление
путевок для профилактики заболеваний
в санаторно-курортных
Особое место в деятельности Фонда социального страхования занимает страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования введен с 2000 г. Значение введения этого вида страхования трудно переоценить. Во-первых, оно обеспечивает защиту от наиболее опасного риска для работника — риска утраты материальной обеспеченности в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием, причем с возможными самыми тяжелыми последствиями (инвалидность, смерть работника). Во-вторых, восстановление здоровья и трудоспособности работника обычно требует длительного времени и немалых затрат. Страхование в одиночку за счет личных сбережений работникам практически не под силу. В-третьих, нельзя не учитывать и того, что уровень травматизма и профессиональных заболеваний в России очень высокий, особенно по сравнению с другими странами с социально ориентированной рыночной экономикой.
Средства на осуществление
обязательного социального
- обязательных страховых взносов страхователей;
- капитализированных платежей,
поступивших страховщику в
- взыскания штрафов и пени;
-иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Таблица 4 - Показатели бюджета Фонда социального страхования
В млрд. руб.
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||
утверждено |
исполнено |
утверждено |
утверждено |
исполнено | |
доходы бюджета ФСС (всего) |
425,49 |
463,78 |
458,82 |
425,49 |
463,78 |
расходы бюджета ФСС(всего) |
453,82 |
491,82 |
456,87 |
453,82 |
491,82 |
величина дифицита/ профицита бюджета ФСС |
-28,33 |
27,42 |
1,94 |
-28,33 |
27,42 |
Исходя из и выше представленной таблицы можно отметить что Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год: общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 425 488 232,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 61 579 366,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей, общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 453 818 770,7 тыс. рублей и предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 28 330 538,1 тыс. рублей, включая предельный объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей.
А что касается бюджета Фонда на период 2011 и 2012 годов: общий объем доходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 493 580 940,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 74 426 326,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 000 000,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 543 751 731,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 79 371 483,5 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 000 000,0 тыс. рублей, общий объем расходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 489 141 947,7 тыс. рублей и на 2012 год в сумме 535 214 143,8 тыс. рублей, а предельный объем профицита бюджета Фонда на 2011 год в сумме 4 438 992,8 тыс. рублей и на 2012 год в сумме 8 537 587,2 тыс. рублей. Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2010 год в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является остаток средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на счетах по учету средств бюджета Фонда в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей. Объемы расходов бюджета Фонда на 2010 год по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 317 205 960,1 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 57 533 444,5 тыс. рублей, а общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2010 год в сумме 398 463 413,4 тыс. рублей.
Информация о работе Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования