Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.

Работа состоит из  1 файл

все главы.docx

— 56.74 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления реформирования системы обязательного страхования

 

В течение последних лет  осуществлялась деятельность по совершенствованию  системы обязательного социального  страхования в части, относящейся  к деятельности Фонда социального  страхования Российской Федерации. Принят ряд мер по поэтапному освобождению Фонда социального страхования  Российской Федерации от выполнения несвойственных ему функций не страхового характера.

Система ОСС в Российской Федерации охватывает:

- пенсионное страхование;

-социальное страхование  (в том числе возмещение вреда  от производственного травматизма);

-медицинское страхование.

В каждом из перечисленных  видов страхования имеются определенные проблемы, без решения которых  невозможно создать эффективную  систему социального страхования  и обеспечить высокий уровень  социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.

Реформирование системы  ОСС должно осуществляться на основе:

- соблюдения конституционных  прав граждан РФ;

- четкого определения  целей, задач и источников финансирования  по различным видам социального  страхования;

- соблюдения страховых  принципов;

- развития персонифицированного  учета во всей системе ОСС;

- адекватности уровня  социальной защиты размерам страховых  платежей;

- устранения дублирования  функций;

-создания условий для  достижения финансовой устойчивости  системы ОСС.

Реализация указанных  принципов потребует осуществление  целого комплекса мероприятий. В  частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для  эффективного функционирования системы  ОСС. Соответственно, Правительству  РФ потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:

1)в проведении анализа  законодательной и нормативной  правовой базы (федеральной и  региональной) в сфере ОСС, ведомственных  актов, регулирующих вопросы социального  страхования;

2) ревизии перечня выплат  и расходов, осуществляемых в  системе ОСС, и подготовке предложений  по установлению четких границ  для страховых и не страховых  выплат и расходов, определении  источников финансирования для  каждого их вида;

3)в осуществлении мер,  направленных на приведение порядка,  условий и размеров страхового  обеспечения в соответствие с  социально-экономическим положением  страны;

4) в определении потребности  системы ОСС в финансовых средствах;

5) в изменении законодательства  о внебюджетных государственных  социальных фондах, о системе  управления системой и ресурсами  социального страхования, об обеспечении  паритетности участия представителей  субъектов ОСС в органах управления  системы ОСС;

6) в создании условий  для привлечения частных страховых  компаний к системам ОСС и  ОМС.

Таким образом, в рамках реформирования системы обязательного социального  страхования необходимо решить ряд  задач:

-  завершить формирование законодательной базы;

- оптимизировать соотношение уровня обязательств и финансовых ресурсов;

- повысить эффективность администрирования расходов в системе обязательного социального страхования;

- исключить из системы социального страхования все нестраховые платежи;

- осуществить инвентаризацию обязательств и на этой основе реализовать мероприятия по обеспечению баланса доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации;

- повысить эффективность администрирования доходов и расходов. Решение этих задач возможно следующим образом.

- создать условия для долговременного баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.

Решение задач должно отвечать следующим принципам:

- защита от потенциальных социальных рисков, должна быть эффективной;

- система социального страхования должна обеспечивать необходимый уровень стабильности общества;

- обязательства государства в области обязательного социального страхования должны быть полностью обеспечены финансовыми средствами в режиме реального времени;

- оптимизация обязательств государства в области обязательного социального страхования должна в достаточной степени толерантно восприниматься обществом в целом и ее отдельными социальными группами;

- обязательства государственных внебюджетных фондов не должны расти опережающими темпами по сравнению с ростом доходов граждан.

Кроме этого, необходимо предпринять  шаги, направленные на повышение эффективности  администрирования расходов, предназначенных  для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной  перспективе следует создать  единую информационную базу по всем видам  ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.

Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан  позволит избежать случаев получения  страхового возмещения по одному и  тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.

В этом контексте можно  рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную  самостоятельность территориальных  фондов ОМС. Данное решение имеет  свои преимущества и недостатки: с  одной стороны, оно позволяет  снизить уровень административных расходов, с другой - возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов  страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.

Следует также иметь в  виду, что решение об объединении  внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в  действующем законодательстве.

В системе обязательного  медицинского страхования ставки страховых  взносов постепенно должны выйти  на уровень, обеспечивающий полное финансирование гарантированного перечня медицинских  услуг работающему населению. Необходимо также завершить переход к  полному финансированию этих услуг  неработающему населению за счет отчислений взносов из территориальных  бюджетов.

Необходимо ввести трехканальную схему поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет приходиться на работодателя, а меньшая — распределяться между работниками и государством. Соотношение между уплачиваемыми взносами устанавливается в зависимости от вида страхования. При этом страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателя, а страхование минимальных гарантий неработающих граждан — за счет бюджетных средств.

Федеральный закон об основах  социального страхования в Российской Федерации должен стать рамочным законом, в границах которого в последующем  должны быть подготовлены и приняты  федеральные законы по отдельным видам страхования.

Предстоит принять новые  федеральные законы по страхованию от несчастных случаев на производстве, по обязательному социальному страхованию (на случай временной нетрудоспособности и материнства), а также внести необходимые изменения в действующие законы по другим видам страхования.

Систему законодательных  актов должны дополнить федеральные  законы, на основании которых устанавливаются  тарифы страховых взносов и платежей, осуществляется их дифференциация, федеральные  законы о страховых обязательствах и страховом контроле и т.п., а  также нормативно-правовые акты, регулирующие другие отношения в системе социального  страхования.

Реализация этих предложений  способствовала бы превращению обязательного социального страхования в один из важнейших макроэкономических механизмов развития и регулирования социальных процессов.

 


Информация о работе Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования