Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:53, курсовая работа
Возникновение страховых отношений относится к глубокой древности. Еще в античные времена существовали подобные страховым общества, оказывавшие материальную поддержку своим членам. Древние греки создавали особые союзы для покрытия убытков, возникающих при мореплавании. А первый дошедший до нас морской полис был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорку.
1. Понятие и виды социального страхования в России и за рубежом.
1.1. Понятие социального страхования…………………………………….6
1.2. Система социального страхования в РФ………………………………7
1.3. Системы социального страхования в Европейских странах…………11
2. Понятие, принципы классификации и методы оценки риска.
2.1. Понятие риска……………………………………………………………14
2.2. Оценка рисков……………………………………………………………17
2.3. Классификация рисков………………………………………………......20
3. Современное состояние медицинского страхования.
3.1. Характеристика медицинского страхования……………………………23
3.2. Обязательное медицинское страхование………………………………..25
3.3. Проблемы обязательного медицинского страхования в России………27
3.4. Добровольное медицинское страхование…………………………….....29
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………......35
Задача…………………………………………………………………………….36
2
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ РИСКОВ
ТЕМА: Социальное страхование.
1. Понятие и виды социального страхования в России и за рубежом.
1.1. Понятие социального страхования…………………………………….6
1.2. Система социального страхования в РФ………………………………7
1.3. Системы социального страхования в Европейских странах…………11
2. Понятие, принципы классификации и методы оценки риска.
2.1. Понятие риска……………………………………………………………14
2.2. Оценка рисков……………………………………………………………
2.3. Классификация рисков………………………………………………......
3. Современное состояние медицинского страхования.
3.1. Характеристика медицинского страхования……………………………23
3.2. Обязательное медицинское страхование………………………………..25
3.3. Проблемы обязательного медицинского страхования в России………27
3.4. Добровольное медицинское страхование…………………………….....29
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………....
Задача………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение страховых отношений относится к глубокой древности. Еще в античные времена существовали подобные страховым общества, оказывавшие материальную поддержку своим членам. Древние греки создавали особые союзы для покрытия убытков, возникающих при мореплавании. А первый дошедший до нас морской полис был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорку.
В эпоху великих географических открытий возникали новые портовые рынки и пути продвижения товара. Соответственно, стали появляться и новые опасности и потребности в защите имущественных интересов. Вместе с ними развивалась и требовала совершенствования идея страхования. В 1706 г. было учреждено первое общество по страхованию жизни. В ХVIII-XIX в. Образуется достаточно широкий круг страховых рисков – начинается страхование сельскохозяйственных животных, от краж со взломом, долгов. С развитием экономики, расширением диапазона имущественных интересов росло число страховых организаций, увеличивались их обороты и капиталы, вложения в другие отрасли хозяйствования.
В России первый опыт страхования жизни относится к 1771 г. При учреждении в 1776г. Государственного заемного банка ему предоставили право страхования каменных домов и фабрик. В 1797 г. при Государственном ассигнационном банке открывается страховая контора для страхования товаров, в 1798 и 1799гг. в Москве и Петербурге при Камеральном департаменте учреждаются ассекуранц-конторы для взаимного страхования от огня. Специфика развития страхования в России заключаются в том, что оно всегда тем или иным способом связано с государством. Это могло быть непосредственное участие государства в страховом деле либо его покровительство в виде предоставления монополии страховым обществам.
В 1827 г. появляется Первое Российское страховое общество для страхования от огня и получает от государства монополию на страхование в важнейших губерниях России сроком на 20 лет. Образовавшееся в 1835г. Второе Российское общество от огня получило монополию на 12 лет в остальных 40 губерниях России. В том же году начало функционировать Российское общество застрахования капиталов и доходов. В 1847 г. открылась организация «Надежда», занимавшаяся транспортным страхованием. В 1894 г. устанавливается правительственный надзор над страховыми предприятиями и определяются общие правила отчетности. С 1906 г. в России начинается государственное страхование жизни.
Практически во всех экономически развитых странах имущественные интересы имеют страховую защиту. В СССР в условиях командной экономики страхование практические не развивалось, главным образом из-за отсутствия частной собственности, имущества и имущественных интересов у населения.
В 1921 г. после издания декрета «О государственном имущественном страховании» страховая деятельность полностью перешла в ведение «Госстраха» СССР. С ростом объема операций и расширением сферы страховой деятельности за рубежом в 1947 г. из состава «Госстраха» было выделено отдельное учреждение «Ингосстрах», ставшее второй государственной монопольной страховой организацией. И только с переходом к рыночной экономике в России начался быстрый рост коммерческих структур в области страхования. Страховое дело в России уверенно вступало в третий век своего существования. Таким образом, можно выделить следующие основные этапы развития страхового дела страны:
- страхование в Российской империи (1786-1917гг.);
- страхование в Советской России и СССР (1917-1991гг.);
- страхование в Российской Федерации (после 1988г.)
Развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку с последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии (в советский период истории). Серьезные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом ССС, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.
Таким образом, страхование представляет собой одну из древнейших категорий общественно - производственных отношений. Возникновение страхования обусловлено рискованным характером общественного производства. Постепенно страхование стало всеобщим универсальным средством по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых премий.
1. Понятие и виды социального страхования в России и за рубежом.
1.1. Понятие социального страхования.
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.
1.2. Система социального страхования в РФ.
Начало становления нового российского социального страхования было положено в конце 1990г. Созданием двух государственных внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря – Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов.
Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и населения естественным образом привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения. Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализации безработицы потребовали принятия в 1991г.[1]. Законов «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР». Реализация этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 г. Были введены страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения РФ (ГРФ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Система социального страхования РФ является государственной, т.е. страховые фонды находятся в собственности государства. Фонды социального страхования не ассоциированы с государственным бюджетом, называются внебюджетными фондами социального назначения и находятся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных законодательному органу – Федеральному [1]Страхование; учеб.под ред.доктора экономических наук, проф.Федоровой Т.А.
Собранию и Правительству РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый
год утверждаются федеральными законами. Социальное страхование в РФ носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособности, которое только для наемных работников.
Система социального страхования России включает четыре отрасли, управляемых тремя внебюджетными фондами (табл. 1.)
- государственное социальное страхование;
- обязательное страхование от несчастных случаев;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное пенсионное страхование.
До 2001 г. Существовал еще один вид социального страхования – государственное страхование по безработице, которым управляла Государственная служба занятости. Однако при введении единого социального налога страховые взносы в фонд занятости в размере 1,5% и сам фонд были упразднены. Установленные законодательством социальные гарантии по безработице были сохранены, но переданы на финансирование из федерального бюджета. Таким образом, страхование по безработице перешло в разряд видов государственного социального обеспечения.
Таблица 1.1. Функциональная структура системы социального страхования РФ (по состоянию на 2002 г.)
Отрасли
Элементы | Государственное социальное страхование | Обязательное страхование от несчастных случаев | Обязательное медицинское страхование | Обязательное пенсионное страхование |
Страхуемые социальные риски | Временная нетрудоспособность, смерть | Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний | Расходы на медицинское обслуживание | Постоянная нетрудоспособность, смерть |
Страховщики | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Фонд социального страхования РФ (ФСС) | Федеральный и территориальные фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские компании (СМО) | Пенсионный фонд РФ (ПФР) |
Страхователи | Юридические лица; граждане, использующие наемный труд | Юридические лица; граждане, использующие наемный труд | Все хозяйствующие субъекты; местные органы исполнительной власти | Все хозяйствующие субъекты |
Страховые тарифы по плоской шкале (для работодателей),% | 4,0 | 0,2-8,5 (всего 00 разряда по классу профессионального риска) | 3,6 | 14,0 (суммарно) |
Застрахованные | Наемные работники, их дети, некоторые категории неработающих | Наемные работники | Все население | Работающее население |
Отечественная система социального страхования имеет важную особенность в покрытии риска временной нетрудоспособности. В РФ термин «социальное страхование» употребляется для обозначения двух различных понятий. В широком смысле «социальное страхование» означает всю систему обязательного социального страхования социальных рисков в масштабах общества в целом, как и принято в остальном мире. С другой стороны, исторически «социальное страхование» одновременно имеет и более узкий смысл: страхование временной нетрудоспособности, осуществляемое Фондом социального страхования. Еще в советское время через этот фонд происходило страхование потери заработной платы, в период этот вид страхования был дополнен отдельным страхованием расходов на лечение. В настоящее время риск временной нетрудоспособности, связанный с заболеванием, покрывается двумя различными отраслями. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, компенсирует временную утрату трудового дохода. Обязательное медицинское страхование, реализуемое через соответствующие фонды, оплачивает расходы на медицинское обслуживание. Начиная с 2000г.
Разрабатывается проект реформирования этих двух отраслей социального страхования с целью создания единого обязательного медико-социального страхования, объединяющего функции ФСС и ФОМС, о чем говорится в Программе социально-экономического развития РФ на 2002-2004 гг.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 2000г. И находится в управлении ФСС. Фонд социального страхования формирует общий бюджет по двум отраслям: социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве с выделением отдельными строками как поступлений, так и расходов по страхованию от несчастных случаев. В целом доля новой отрасли составила 21% в консолидированном бюджете ФСС на 2002г.
1.3. Системы социального страхования в странах Европейского союза (ЕС).
Современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы: социальное страхование и социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государственного бюджета. Посредством этих двух форм перераспределяется 28% валового продукта стран- членов ЕС. В табл. 2. представлена современная структура социальной защиты западноевропейских стран в разрезе основных финансовых компонентов, обеспечивающих социальные трансферты.
Таблица 1.2. Соотношение основных элементов в системах социальной защиты (СЗ) стран ЕС, 1998г.