Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание

Возникновение страховых отношений относится к глубокой древности. Еще в античные времена существовали подобные страховым общества, оказывавшие материальную поддержку своим членам. Древние греки создавали особые союзы для покрытия убытков, возникающих при мореплавании. А первый дошедший до нас морской полис был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорку.

Содержание

1. Понятие и виды социального страхования в России и за рубежом.



1.1. Понятие социального страхования…………………………………….6

1.2. Система социального страхования в РФ………………………………7

1.3. Системы социального страхования в Европейских странах…………11



2. Понятие, принципы классификации и методы оценки риска.



2.1. Понятие риска……………………………………………………………14

2.2. Оценка рисков……………………………………………………………17

2.3. Классификация рисков………………………………………………......20



3. Современное состояние медицинского страхования.



3.1. Характеристика медицинского страхования……………………………23

3.2. Обязательное медицинское страхование………………………………..25

3.3. Проблемы обязательного медицинского страхования в России………27

3.4. Добровольное медицинское страхование…………………………….....29



Заключение………………………………………………………………………32



Список используемой литературы…………………………………………......35



Задача…………………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

контрольная по страхованию.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)


2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ РИСКОВ

 

ТЕМА: Социальное страхование.

 

 

1. Понятие и виды социального страхования в России и за рубежом.

 

   1.1. Понятие социального страхования…………………………………….6

   1.2. Система социального страхования в РФ………………………………7

   1.3. Системы социального страхования в Европейских странах…………11

 

2. Понятие, принципы классификации и методы оценки риска.

 

   2.1. Понятие риска……………………………………………………………14

   2.2. Оценка рисков……………………………………………………………17

   2.3. Классификация рисков………………………………………………......20

 

3. Современное состояние медицинского страхования.

 

   3.1. Характеристика медицинского страхования……………………………23

   3.2. Обязательное медицинское страхование………………………………..25

   3.3. Проблемы обязательного медицинского страхования в России………27

   3.4. Добровольное медицинское страхование…………………………….....29

 

Заключение………………………………………………………………………32

 

Список используемой литературы…………………………………………......35

 

Задача…………………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Возникновение страховых отношений относится к глубокой древности. Еще в античные времена существовали подобные страховым общества, оказывавшие материальную поддержку своим членам. Древние греки создавали особые союзы для покрытия убытков, возникающих при мореплавании. А первый дошедший до нас морской полис был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорку.

   В эпоху великих географических открытий возникали новые портовые рынки и пути продвижения товара. Соответственно, стали появляться и новые опасности и потребности в защите имущественных интересов. Вместе с ними развивалась и требовала совершенствования идея страхования. В 1706 г. было учреждено первое общество по страхованию жизни. В ХVIII-XIX в. Образуется достаточно широкий круг страховых рисков – начинается страхование сельскохозяйственных животных, от краж со взломом, долгов. С развитием экономики, расширением диапазона имущественных интересов росло число страховых организаций, увеличивались их обороты и капиталы, вложения в другие отрасли хозяйствования.

   В России первый опыт страхования жизни относится к 1771 г. При учреждении в 1776г. Государственного заемного банка ему предоставили право страхования каменных домов и фабрик. В 1797 г. при Государственном ассигнационном банке открывается страховая контора для страхования товаров, в 1798 и 1799гг. в Москве и Петербурге при Камеральном департаменте учреждаются ассекуранц-конторы для взаимного страхования от огня. Специфика развития страхования в России заключаются в том, что оно всегда тем или иным способом связано с государством. Это могло быть непосредственное участие государства в страховом деле либо его покровительство в виде предоставления монополии страховым обществам.

   В 1827 г. появляется Первое Российское страховое общество для страхования от огня и получает от государства монополию на страхование в важнейших губерниях России сроком на 20 лет. Образовавшееся в 1835г. Второе Российское общество от огня получило монополию на 12 лет в остальных 40 губерниях России. В том же году начало функционировать Российское общество застрахования капиталов и доходов. В 1847 г. открылась организация «Надежда», занимавшаяся транспортным страхованием. В 1894 г. устанавливается правительственный надзор над страховыми предприятиями и определяются общие правила отчетности. С 1906 г. в России начинается государственное страхование жизни.

   Практически во всех экономически развитых странах имущественные интересы имеют страховую защиту. В СССР в условиях командной экономики страхование практические не развивалось, главным образом из-за отсутствия частной собственности, имущества и имущественных интересов у населения.

   В 1921 г. после издания декрета «О государственном имущественном страховании» страховая деятельность полностью перешла в ведение «Госстраха» СССР. С ростом объема операций и расширением сферы страховой деятельности за рубежом в 1947 г. из состава «Госстраха» было выделено отдельное учреждение «Ингосстрах», ставшее второй государственной монопольной страховой организацией. И только с переходом к рыночной экономике в России начался быстрый рост коммерческих структур в области страхования. Страховое дело в России уверенно вступало в третий век своего существования. Таким образом, можно выделить следующие основные этапы развития страхового дела страны:

   - страхование в Российской империи (1786-1917гг.);
   - страхование в Советской России и СССР (1917-1991гг.);

   - страхование в Российской Федерации (после 1988г.)

   Развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку с последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии (в советский период истории). Серьезные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом ССС, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

   Таким образом, страхование представляет собой одну из древнейших категорий общественно - производственных отношений. Возникновение страхования обусловлено рискованным характером общественного производства. Постепенно страхование стало всеобщим универсальным средством по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых премий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды социального страхования в России и за рубежом.

 

 

1.1. Понятие социального страхования.

   Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система социального страхования в РФ.

   Начало становления нового российского социального страхования было положено в конце 1990г. Созданием двух государственных внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря – Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов.

   Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и населения естественным образом привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения. Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализации безработицы потребовали принятия в 1991г.[1]. Законов «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР». Реализация этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 г. Были введены страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения РФ (ГРФ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).

   Система социального страхования РФ является государственной, т.е. страховые фонды находятся в собственности государства. Фонды социального страхования не ассоциированы с государственным бюджетом, называются внебюджетными фондами социального назначения и находятся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных законодательному органу – Федеральному [1]Страхование; учеб.под ред.доктора экономических наук, проф.Федоровой Т.А.

 

Собранию и Правительству РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый

год утверждаются федеральными законами. Социальное страхование в РФ носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособности, которое только для наемных работников.

   Система социального страхования России включает четыре отрасли, управляемых тремя внебюджетными фондами (табл. 1.)

   - государственное социальное страхование;

   - обязательное страхование от несчастных случаев;

   - обязательное медицинское страхование;

   - обязательное пенсионное страхование.

До 2001 г. Существовал еще один вид социального страхования – государственное страхование по безработице, которым управляла Государственная служба занятости. Однако при введении единого социального налога страховые взносы в фонд занятости в размере 1,5% и сам фонд были упразднены. Установленные законодательством социальные гарантии по безработице были сохранены, но переданы на финансирование из федерального бюджета. Таким образом, страхование по безработице перешло в разряд видов государственного социального обеспечения.

 

Таблица 1.1. Функциональная структура системы социального страхования РФ (по состоянию на 2002 г.)

             Отрасли

 

 

Элементы

Государственное социальное страхование

Обязательное страхование от несчастных случаев

Обязательное медицинское страхование

Обязательное пенсионное страхование

Страхуемые социальные риски

Временная нетрудоспособность, смерть

Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний

Расходы на медицинское обслуживание

Постоянная нетрудоспособность, смерть

Страховщики

Фонд социального страхования РФ (ФСС)

Фонд социального страхования РФ (ФСС)

Федеральный и территориальные фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские компании (СМО)

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

Страхователи

Юридические лица; граждане, использующие наемный труд

Юридические лица; граждане, использующие наемный труд

Все хозяйствующие субъекты; местные органы исполнительной власти

Все хозяйствующие субъекты

Страховые тарифы по плоской шкале (для работодателей),%

4,0

0,2-8,5 (всего 00 разряда по классу профессионального риска)

3,6

14,0

(суммарно)

Застрахованные

Наемные работники, их дети, некоторые категории неработающих

Наемные работники

Все население

Работающее население

 

   Отечественная система социального страхования имеет важную особенность в покрытии риска временной нетрудоспособности. В РФ термин «социальное страхование» употребляется для обозначения двух различных понятий. В широком смысле «социальное страхование» означает всю систему обязательного социального страхования социальных рисков в масштабах общества в целом, как и принято в остальном мире. С другой стороны, исторически «социальное страхование» одновременно имеет и более узкий смысл: страхование временной нетрудоспособности, осуществляемое Фондом социального страхования. Еще в советское время через этот фонд происходило страхование потери заработной платы, в период этот вид страхования был дополнен отдельным страхованием расходов на лечение. В настоящее время риск временной нетрудоспособности, связанный с заболеванием, покрывается двумя различными отраслями. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, компенсирует временную утрату трудового дохода. Обязательное медицинское страхование, реализуемое через соответствующие фонды, оплачивает расходы на медицинское обслуживание. Начиная с 2000г.

 

Разрабатывается проект реформирования этих двух отраслей социального страхования с целью создания единого обязательного медико-социального страхования, объединяющего функции ФСС и ФОМС, о чем говорится в Программе социально-экономического развития РФ на 2002-2004 гг.

   Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 2000г. И находится в управлении ФСС. Фонд социального страхования формирует общий бюджет по двум отраслям: социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве с выделением отдельными строками как поступлений, так и расходов по страхованию от несчастных случаев. В целом доля новой отрасли составила 21% в консолидированном бюджете ФСС на 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Системы социального страхования в странах Европейского союза (ЕС).

   Современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы: социальное страхование и социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государственного бюджета. Посредством этих двух форм перераспределяется 28% валового продукта стран- членов ЕС. В табл. 2. представлена современная структура социальной защиты западноевропейских стран в разрезе основных финансовых компонентов, обеспечивающих социальные трансферты.

 

 

Таблица 1.2. Соотношение основных элементов в системах социальной защиты (СЗ) стран ЕС, 1998г.

Информация о работе Социальное страхование