Защита прав потребителей в случае неплатежеспособности страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание

Современный страховой рынок в России строился почти 17 лет. Сейчас очень важно, чтобы меры поддержания финансовой устойчивости страховщиков и защиты прав клиентов были приняты и заработали. Иначе банкроты дискредитируют саму идею страхования, тогда пострадает весь рынок.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Защита прав страхователей в практике страхования. 5
1.1 Понятие защиты прав страхователей и ее законодательное регулирование. 5
1.2 Значение защиты прав страхователей. Проблемы в данной сфере в современных условиях. 9
1.3 Зарубежный опыт в сфере защиты прав страхователей. 11
Глава 2. Платежеспособность страховой компании и ее значение для защиты прав страхователей. 14
2.1 Сущность платежеспособности страховой компании и ее показатели. 14
2.2 Платежеспособность страховых компаний в условиях кризиса и ее влияние на права страхователей. 20
Глава 3. Основные меры по обеспечению защиты прав страхователей в современных условиях. 23
3.1 Анализ состава и структуры активов страховых организаций. 23
3.2 Меры по преодолению неплатежеспособности страховых компаний. 24
3.3 Цели и задачи Стратегии развития страховой отрасли в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в сфере защиты прав страхователей. 29
Заключение. 32
Список литературы. 34
Приложения. 35

Работа состоит из  1 файл

Реферат Башкатова.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

     В то же время в сфере защиты прав страхователей много проблем. Как  показывает статистика Федеральной  службы страхового надзора (ФССН), растет число жалоб потребителей страховых услуг на необоснованные отказы страховых компаний в выплатах возмещения, на несвоевременные или некачественное исполнение обязательств по договорам страхования, на условия расторжения договоров.

     Государственные и контрольные органы стараются не вмешиваться в зону коммерческих интересов и договорных отношений финансовых институтов и граждан. Есть комиссии по этике при профессиональных объединениях, но зачастую они рассматривают споры двух юридических лиц - участников союзов.

     В отношении защиты прав потребителей образуется "законодательная дыра". Проблемы в сфере защиты прав потребителей на финансовом рынке РФ исследовались Всемирным банком (ВБ) в конце прошлого года. В обзоре по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг в России ВБ высказывал озабоченность наличием в стране финансовых пирамид, деятельность которых не подпадает под определение деятельности на рынке ценных бумаг. ВБ тогда предложил Федеральной службе по финансовым рынкам принять на себя ведущую роль в регулировании этого направления. Служба должна обладать законодательными полномочиями, чтобы иметь право при необходимости "замораживать" активы пирамид для защиты интересов инвесторов, считают в ВБ.

     Многие  потребители страховых услуг  знают, что страховщики имеют профессиональные юридические службы. И они зачастую не обращаются в суд, поскольку не уверены, что судебные издержки окажутся оправданными и дадут результат в спорах со страховщиками. Кроме того, действующий в РФ закон о защите прав потребителей готовился скорее для товарных рынков, применить большую часть его положений к финансовому рынку невозможно.

     Люди  жалуются и на действия банков, на организации, действующие на рынке ценных бумаг, особенно много жалоб на брокеров, в том числе страховых. В обращениях граждан отмечаются попытки ограничить информацию, в которой нуждается потребитель, или сделать не непрозрачной.

     Поэтому  сегодня речь идет о создании единых подходов, которые должны применяться  на финансовом рынке для защиты потребителей.

     Специалисты приходят к мнению, что разумным выходом из сложившейся ситуации будет создание организации, которая способна взять на себя досудебное урегулирование конфликтов с потребителями финансовых услуг и роль третейского судьи. Решения такой организации не будут обязательны для исполнения, однако они снимут значительную часть конфликтов и окажутся хорошим ориентиром для судов, если в предварительном порядке сторонам не удастся договориться о завершении конфликта.

     Такой организацией может выступать аналог общественного совета при администрации президента или при правительстве РФ, также она может быть создана на финансовом рынке за счет отчислений профессиональных игроков, действующих в каждом сегменте.

     Речи  о бюджетном финансировании такого института пока не ведется. В перспективе также будет решаться вопрос о законодательном обеспечении прав потребителей на финансовых рынках. Это может быть сделано как в профильных законодательных актах, так и за счет расширения и развития положений закона о защите прав потребителей в РФ.

     Таким образом, защита прав страхователей имеет огромное значение в современных условиях, поскольку незаконность и необоснованность действий страховщиков, дискредитируют саму идею страхования, подрывают хрупкое равновесие доверительных отношений страхователя и страховщика, а этого нельзя допускать. Но, несмотря на важность защиты прав страхователей, в этой сфере много проблем, таких как невмешательство государства в зону коммерческих интересов и договорных отношений финансовых институтов и граждан, несовершенство законодательства. Поэтому сегодня речь идет о создании единых подходов, которые должны применяться на финансовом рынке для защиты потребителей, например разумным выходом из сложившейся ситуации будет создание организации, которая способна взять на себя досудебное урегулирование конфликтов с потребителями финансовых услуг и роль третейского судьи.

1.3 Зарубежный опыт  в сфере защиты прав страхователей.

 

     Зарубежный  опыт показывает, что защита прав и  интересов страхователей должна осуществляться на трех нормативных уровнях: на уровне страхового законодательства, определяющего общие принципы отношений в сфере страхования, на уровне правил страхования и на уровне страхового договора. Конкретные, детальные условия страхования регулируются правилами каждого вида страхования, которые устанавливает страховщик.

     В Великобритании в соответствии с  законом о защите интересов полисодержателей (Policyholders Protection Act) от 1975 г. учрежден Совет защиты полисодержателей (Policyholders Protection Board), в обязанности которого входит компенсировать убытки или каким-либо другим образом оказывать финансовую поддержку держателям страховых полисов, которые как-либо пострадали от неплатежеспособности страховщиков. В случае если страховая компания, имеющая лицензию на проведение страховой деятельности в Великобритании, сталкивается с проблемой неплатежеспособности, Совет имеет полномочия финансировать оказание помощи страхователям, причем за счет страховых компаний с устойчивым финансовым положением, с которых взимаются специальные сборы на эти цели.

     Главная цель предпринимаемых мероприятий  в области надзора за страховой  деятельностью — защита интересов  страхователей. К числу мер регулярного  воздействия на страховую компанию со стороны Департамента торговли и  промышленности (DTI) относится жесткий контроль за выполнением согласованной с DTI инвестиционной программой страховщика. Орган страхового надзора может назначить специальную проверку вопросов постановки актуарных расчетов, потребовать провести независимую экспертизу программ перестраховочной защиты рисков страховщика. Кандидатуры вновь назначаемых специалистов на должности высших управляющих страховой компании, например, главного исполнительного директора, контролера (председателя наблюдательного совета) подлежат одобрению со стороны руководства страхового надзора. Страховая компания, испытывающая трудности с поддержанием необходимого уровня платежеспособности, обязана составить план финансовой санации (оздоровления), за выполнением которого орган государственного страхового надзора устанавливает систематический контроль. 
Особые меры государственного регулирования применяются в отношении страховщиков, специализирующихся на операциях накопительного страхования жизни и долгосрочных пенсионных планов накопления сбережений к определенному возрасту. Правовую базу для этого регулирования создает Закон о финансовом обслуживании 1986 г. (Financial Services Act, 1986).

     Также в Великобритании с целью защиты прав страхователей действует ряд  правил для страховых посредников. Брокеры, как и страховщики, подлежат обязательной аудиторской проверке. Страховой брокер обязан застраховать свою профессиональную ответственность. В некоторых случаях при банкротстве страховщика часть его обязательств перед клиентом оплачивается за счет отчислений брокеров, заключавших с ним договоры. Кроме того, в составе регистрационного совета действуют комитет по расследованиям и дисциплинарный комитет, в задачи которых входят выявление фактов нарушений со стороны брокеров прав своих клиентов и применение к брокерам санкций вплоть до запрета осуществлять посреднические операции и исключения из реестра.

     В Германии государственный контроль над всеми действующими национальными и иностранными страховыми компаниями осуществляет Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческих структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.

     Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.

     В Японии в рамках нового Закона о  реформе финансовой системы были созданы две «Корпорации по защите интересов страхователей» в сфере страхования жизни и в рисковых видах. Эти корпорации выполняют функции фондов на случай банкротства страховщиков, пополняемого за счет взносов всех страховых компаний, получивших лицензию на страхование на территории Японии.

     Таким образом, в каждой стране важное место  в системе защиты прав страхователей  имеет орган государственного страхового надзора, например как Департамент торговли и промышленности в Великобритании, Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний в Германии, которые проводят  анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний. Также в ряде стран для защиты интересов клиентов действуют фонды, гарантирующие урегулирование страховых претензий, предъявленных неплатежеспособным компаниям.  
 
 

 

     

Глава 2. Платежеспособность страховой компании и ее значение для  защиты прав страхователей.

 

     2.1 Сущность платежеспособности страховой компании и ее показатели.

     Платежеспособность  страховщика основной критерий надежности. Под платежеспособностью страховой компании понимается ее способность выполнить существующие страховые обязательства перед клиентами, исходя из имеющихся у нее активов, с использованием дополнительных средств перестраховщиков при расчетах по рискам, переданным в перестрахование. В качестве базовой характеристики при определении уровня платежеспособности используется коэффициент текущей ликвидности. Под финансовой устойчивостью страховой компании понимается ее способность сохранять существующий уровень платежеспособности в течение некоторого времени при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

     Понятие "устойчивость" в научной литературе трактуется многозначно. Некоторые  экономисты даже заявляют о неопределенности термина "в силу его сложности и многогранности"". Действительно, проблема устойчивости первоначально исследовалась математиками и механиками, среди которых Ляпунов A.M., Ла-Салль Ж., Малкин И.Г., Пуанкаре, А., Лагранж Ж.Л., Жуковский И.Е. и другие. Именно через них это понятие стало использоваться в других науках, в том числе и экономических.

     Конкретизируя понятие финансовой устойчивости для  страховых компаний, А.А. Кудрявцев  определяет ее как "обеспечение такой  структуры доходности и ликвидности вложений, которая минимизирует технический риск страхования". При этом под техническим риском страхования автор понимает риск недостаточности средств для осуществления страховых выплат. По Г.В.Черновой, финансовая устойчивость страховой компании — это "обеспечение гарантий выплат страхователям страховой компанией по договорам страхования". К гарантам она относит: а) страховые взносы; б) страховые технические резервы; в) страховые резервы и собственные свободные активы.

     Финансовая  устойчивость страховой организации обеспечивается достаточным и оплаченным уставным капиталом, адекватными принятым обязательствам страховыми резервами, а также принятой системой перестрахования. Использование системы перестрахования предполагает, что на ответственности страховщика остаются только те риски, по которым он может выполнять обязательства, исходя из своих финансовых возможностей. Критерием финансовой устойчивости страховщика обычно принято считать достаточность средств страховых резервов и собственных свободных средств для выполнения обязательств страховщика. Важнейшим показателем финансовой устойчивости страховщика, ее надежности, является платежеспособность.

     Проблемы  платежеспособности страховых компаний занимают одно из ведущих мест в  теоретических и практических разработках специалистов в сфере страхового бизнеса. При этом следует отметить международный характер рассматриваемой проблемы. Повышенный интерес к вопросам платежеспособности страховых организаций в странах с развитым страховым рынком объясняется достаточно динамичным ростом финансовой ответственности западных страховщиков и, соответственно, "моральным устареванием" критериев нормативной платежеспособности. В странах с развивающимися страховыми отношениями и с формирующейся законодательной базой по финансовому регулированию страховой деятельности проблема оценки платежеспособности является наиболее актуальной.

     Проблема  платежеспособности, которая, сводится к способности страховой компании выполнить все свои обязательства по страховым выплатам перед страхователями, является одной из наиболее важных проблем, изучаемых и анализируемых в процессе финансового мониторинга.

     Ответ на вопрос о выживаемости компании в конкурентной среде напрямую зависит  от того, насколько компания является платежеспособной, от способности компании (ее гибкости и эффективности) получать деньги от своих непосредственных операций и от финансового потенциала компании, позволяющего ей выстоять во время незапланированного денежного дефицита.

Информация о работе Защита прав потребителей в случае неплатежеспособности страховой компании