Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 17:24, курсовая работа
Современный страховой рынок в России строился почти 17 лет. Сейчас очень важно, чтобы меры поддержания финансовой устойчивости страховщиков и защиты прав клиентов были приняты и заработали. Иначе банкроты дискредитируют саму идею страхования, тогда пострадает весь рынок.
Введение. 3
Глава 1. Защита прав страхователей в практике страхования. 5
1.1 Понятие защиты прав страхователей и ее законодательное регулирование. 5
1.2 Значение защиты прав страхователей. Проблемы в данной сфере в современных условиях. 9
1.3 Зарубежный опыт в сфере защиты прав страхователей. 11
Глава 2. Платежеспособность страховой компании и ее значение для защиты прав страхователей. 14
2.1 Сущность платежеспособности страховой компании и ее показатели. 14
2.2 Платежеспособность страховых компаний в условиях кризиса и ее влияние на права страхователей. 20
Глава 3. Основные меры по обеспечению защиты прав страхователей в современных условиях. 23
3.1 Анализ состава и структуры активов страховых организаций. 23
3.2 Меры по преодолению неплатежеспособности страховых компаний. 24
3.3 Цели и задачи Стратегии развития страховой отрасли в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в сфере защиты прав страхователей. 29
Заключение. 32
Список литературы. 34
Приложения. 35
Если
говорить о показателях
По оценкам «Эксперт РА», объем российского страхового рынка в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года упал на 7,4% (без учета ОМС). При этом усредненная величина рентабельности активов страховых компаний была положительна и составила 2,3%.
В
итоге впервые за несколько лет
средняя величина отношения фактической
и нормативной маржи
Тем не менее, эти расчеты не учитывают ни качество активов, принимаемых в покрытие собственных средств, ни возросшие риски страховых компаний.
В период кризиса и нарастания проблем с ликвидностью в экономике, а значит, и у собственников страховых компаний, качество активов страховщиков резко снизилось, значительно возросла доля векселей иных организаций в инвестициях страховых компаний на неотчетные даты. Кроме того, кризис сказался на росте рисков финансовой устойчивости самих страховщиков: страховых, кредитных, операционных. Если бы при расчете фактической маржи платежеспособности российских страховых компаний учитывался капитал, скорректированный на риск, то, без сомнения, отношение их фактической и нормативной маржи платежеспособности по итогам 1-ого полугодия 2009 года резко упало бы.
В среднесрочной перспективе (2 – 3 года) возможны два сценария развития: либо кризис войдет в затяжную стадию, тогда в результате убытков снизится величина фактической маржи платежеспособности страховых компаний, либо начнется рост экономики, в таком случае возрастет размер нормативной маржи платежеспособности. В любом случае, российским страховщикам понадобится дополнительный капитал.
Страховой сектор, в отличие от банковского, не ощутил никакой поддержки со стороны государства в период кризиса. Правда в отличие от банков, страховые компании не сталкиваются с резким ухудшением их платежеспособности вследствие кризиса (за исключением случаев обесценения их инвестиций), кризис действует на них постепенно через падение спроса, инфляцию расходов и рост числа обращений по страховым случаям.
Однако поддержка страховым компаниям все-таки необходима: ведь в кризис меняются основные предпосылки, на которых был построен бизнес страховщиков – растет частота наступления страховых случаев и средняя величина страховой выплаты, повышается вероятность реализации катастрофических событий.
Кроме того, государство должно предпринять ряд мер, направленных на развитие спроса на страхование.
На перспективу в 5-7 лет целесообразно передать роль основных драйверов развития рынка вмененным и обязательным видам страхования. Страхование должно стать одним из важнейших элементов промышленной и торговой политики государства, в том числе в сфере поддержки малого бизнеса, субсидирования отдельных отраслей экономики, защиты собственных финансовых интересов государства.
Фактором, обеспечивающим рост страхового рынка со стороны предложения, должно стать повышение капитализации российских страховщиков. В этих условиях особую актуальность приобретут и субординированные кредиты, и различные меры по стимулированию рефинансирования прибыли страховых компаний.
После восстановления докризисного объема спроса на страхование потребность российской страховой отрасли в капитале будет стремительно расти. При этом если никаких мер принято не будет, недостаточной уровень капитализации страховой отрасли станет основным фактором, сдерживающим развитие страхового рынка, и приведет к росту доли взносов, переданных в перестрахование за рубеж.
Таким образом, в настоящее сильно возросло число жалоб граждан на страховщиков, поскольку страховщики, испытывая финансовые трудности в связи с безответственным формированием резервов и активов, стали повсеместно и в значительно большей степени, чем ранее, нарушать права и интересы страхователей. В этих условиях страховым компаниям необходима поддержка со стороны государства, которое должно предпринять ряд мер, направленных на развитие спроса на страхование, например, целесообразно передать роль основных драйверов развития рынка страхования вмененным и обязательным видам страхования.
В целях оценки финансовой устойчивости и платежеспособности российских страховщиков в условиях мирового финансового кризиса Федеральная служба страхового надзора продолжает проводить мониторинг активов страховых организаций, осуществляемый с 31.08.2008 г., и представляет данные на 31.07.2009 г.
Для получения более достоверного «среза» страхового рынка были запрошены данные об активах семи крупных, семи «средних» и семи «небольших» страховых организаций по совокупному объему активов. К категории «средних» страховщиков были отнесены страховые организации, размер активов которых наиболее приближен к среднему значению по рынку, к категории «небольших» – компании, сумма активов которых варьируется около 20% от среднего значения. При запросе данных по возможности выбирались страховщики из различных федеральных округов.
Анализ таблицы основных изменений активов крупных страховщиков (приложение 1) показывает, что за 6 месяцев 2009 года произошел прирост по большинству наименований активов крупных страховщиков, снижение же в большей степени пришлось на денежные средства. Достаточна возросла доля активов необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, что говорит о повышении платежеспособности крупных страховщиков. Также произошло увеличение доли резервов страховщиков на 5,98 млрд. руб., что повышает финансовую устойчивость страховщиков и снижает риски.
У средних страховщиков по большинству активов практически стабильные позиции (приложение 2), увеличение также произошло среди активов необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Больше всего снизилась доля акций и облигаций, поскольку в связи с кризисом многие ценные бумаги обесценились.
У небольших страховщиков доли активов практически не изменились (приложение 3), произошло незначительное сокращение доли активов необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Как видно из таблицы темпов прироста величины активов (приложение 4), с кризисом лучше всего справились крупные страховщики, у которых не только сохранилась величина их активов, но также за год произошел прирост в 10, 2%.
Таким образом, мониторинг активов страховых организаций приобретает особую актуальность в условиях кризиса. По результатам мониторинга видно, что крупные страховщики не только сохранили величину своих активов по истечении года, но даже смогли увеличить их долю. Я считаю, что данные о финансовом состоянии страховых компаний необходимы не только государству, но также и страхователям для борьбы за свои права, в случае если страховая компания отказывает в выплатах в связи со своей неплатежеспособностью.
Вопрос обеспечения финансовой устойчивости компаний, вывод с рынка банкротов и защита их клиентов особо актуален во время кризиса. Страховой рынок наиболее уязвим, он мгновенно реагирует на ухудшение экономической ситуации. Вследствие падения платежеспособного спроса на страхование и обесценивания активов финансовая устойчивость страховщиков пошатнулась - сбор премий резко сокращается, выплаты же производятся по уже заключенным договорам в прежнем объеме.
Развитие страховой отрасли определяется в ряде нормативных документов. Например, Основные направления развития национальной системы страхования, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, Концепция развития страхования в Российской Федерации, Стратегия развития финансовых рынков, где страхованию, как составной части финансового рынка, отводится определенная роль. По результатам рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации мер по совершенствованию законодательства о страховании Минфину России поручено подготовить стратегию развития страховой отрасли на среднесрочную перспективу. Стратегия будет являться продолжением реализации тех мероприятий, которые были намечены в последние три года, в то же время рассматриваются новые направления в развитии отрасли. Основной упор в данном документе делается на открытость и прозрачность деятельности страховых компаний и их финансовую устойчивость. Важная роль отводится вопросам защиты прав потребителей
В этом направлении предусматривается создание гарантийных фондов, которые позволяли бы страховщикам в случае отзыва лицензии и неплатежеспособности исполнить обязательства перед клиентами. А также создание системы внесудебного урегулирования споров по страхованию, по аналогии с комиссией по трудовым спорам, которая создана в целях урегулирования трудовых споров и выработке согласованной позиции спорящими сторонами.
Чтобы
не допустить из-за банкротств отдельных
компаний негативного отношения
к идее страхования в целом, госорганам
нужно усовершенствовать
Для
обеспечения выплат в России функционирует
только один гарантийный фонд - в
рамках Российского союза
По другим рискам всю ответственность перед страхователями несет только страховщик. Для обеспечения финансовой устойчивости компания обязана формировать страховые резервы, которые временно размещаются в различные активы. Направления и структура инвестиций строго регламентированы законом. Наибольшую долю страховых резервов (до 50%) компания может направлять в векселя и на депозиты в банках. Доля акций для ограничения рискованности вложений не должна превышать 15%, инвестиционных паев ПИФов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления - 10% от величины резервов по страхованию жизни и 5% по иному страхованию. Создание и размещение страховых резервов контролирует ФССН. В случае нарушения законодательных норм лицензия страховой компании может быть приостановлена или отозвана.
В условиях стабильно развивающейся экономики особых проблем с обеспечением выплат нет: объема поступающих премий и сформированных резервов хватает. Но в связи с кризисом многие активы, в которые по требованию государства были размещены страховые резервы, обесценились (как ценные бумаги) или стали неликвидными (как недвижимость). Поэтому сегодня сложно сказать, достаточны или недостаточны страховые резервы для выплат.
В апреле 2009 года был принят приказ Минфина РФ «Об утверждении порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни». Правила формирования страховых резервов по страхованию жизни заполняют правовой вакуум, существующий в описании методик расчета резервов по страхованию жизни, существовавший с начала 90-х годов. Сам факт появления правил формирования резервов для компаний, занимающихся страхованием жизни, – это важный шаг на пути развития рынка страхования жизни, который сделает его более открытым и прозрачным. Законодательство должно и в дальнейшем развиваться в этом направлении, потому что в конечном итоге все подобные меры на руку страховым компаниям: они дают дополнительные гарантии их клиентам. Однако, несмотря на принятие данного приказа, у страховых компаний все равно недостаточен объем страховых резервов, причиной этого может быть демпинг, ошибки в актуарных расчетах. Также вследствие финансового кризиса обесцениваются активы, принимаемые в покрытие страховых резервов.
Чтобы оставаться на плаву,
сохранять резервный фонд, компании
должны изменять стратегию
Информация о работе Защита прав потребителей в случае неплатежеспособности страховой компании