Металлические конструкции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:41, реферат

Описание

Металл применяли давно с ХII века в уникальных по тому времени сооружениях (дворцах, церквах, и т. д.) в виде затяжек и скреп для каменной кладки. Затяжки выковывали из кричного железа и скрепляли через проушины на штырях. Первой такой конструкцией являются затяжки Успенского собора во Владимире (1158 г.). Покровский собор в Москве – первая конструкция, состоящая из стержней, работающих на растяжение, изгиб и сжатие.

Работа состоит из  1 файл

Металлические конструкции..doc

— 1.59 Мб (Скачать документ)
В В Е Д Е Н  И Е

  

      Понятие «Металлические» конструкции»  включают в себя их конструктивную  форму, технологию изготовления  и способы монтажа. Уровень  развития металлических конструкций  определяется, с одной стороны,  потребностями в них народного  хозяйства, с другой - возможностями технической базы развития металлургии, металлообработки, строительной науки  и  техники.

      Металл применяли давно с ХII века в уникальных по тому времени сооружениях (дворцах, церквах, и т. д.) в виде затяжек и скреп для каменной кладки. Затяжки выковывали из кричного железа и скрепляли через проушины на штырях. Первой такой конструкцией являются затяжки Успенского собора во Владимире (1158 г.). Покровский собор в Москве – первая конструкция, состоящая из стержней, работающих на растяжение, изгиб и сжатие. Там затяжки, поддерживающие пол и потолок, укреплены для облегчения работы на изгиб подкосами. Конструктор уже в то время знал, что для затяжки, работающей на изгиб, надо применить полосу, поставленную на ребро, а подкосы,  работающие  на  сжатие,  лучше  делать  квадратного сечения (рис.1).

   

 

Рис.1. Перекрытие коридора в Покровском соборе   (Москва, 1560 г.) 
 

  С   начала  XVII  века  металл  применяют в пространственных  купольных конструкциях  глав  церквей. Стержни  конструкций  выполнены  из  кованых брусков и соединены на замок и скрепы горной сваркой. Такие конструкции можно видеть в наши дни: трапезная Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде 1696-1698 гг., здание  Большого  Кремлевского Дворца в Москве  (1640 г.),  каркас  купола  колокольни Ивана Великого (1603 г.), каркас купола  Казанского  Собора   в   Петербурге,  пролетом  15 м (1805 г.)  и др.

      С начала XVIII стали осваивать процесс литья чугунных стержней и деталей. Строятся чугунные мосты. Соединения чугунных элементов осуществляются  на  замках   и  болтах.

      Первой  чугунной  конструкцией  в  России  считается  покрытие  крыльца  Невьянской  башни   на  Урале  (1725 г.).  В  1784 г.  в  Петербурге  построен  первый    чугунный  мост. Уникальной  чугунной конструкцией 40-х г. ХIХ века  является  купол  Исаакиевского  собора,  собранного  из  отдельных косяков  в виде  сплошной  оболочки  (рис.2).

   

Рис.2. Купол Исаакиевского  собора 
 

      Чугунная    арка,    пролетом    30м    применена         в       перекрытии

Александринского      театра      в Петербурге    (1827-1832 гг.).

      В 50-е годы ХIХ века в Петербурге был построен Николаевский мост с восемью арочными пролетами от 33 до 47 м, это самый крупный чугунный мост  мира.

      С 30-х г. ХIХ века до 20-х г. ХХ века – идет быстрый технический прогресс в металлургии и металлообработке, появляются заклепочные соединения, в 40-х г. ХIХ века освоен процесс получения профильного металла и прокатного листа. Сталь почти полностью вытеснила из строительных конструкций чугун.  Все стальные конструкции в течение ста последующих лет выполнялись клепанными.

      Чугунные конструкции во второй  половине ХIХ века применялись лишь в колоннах многоэтажных зданий, перекрытиях вокзальных дебаркадеров и т. п., то  есть,  где  сопротивляемость  чугуна  сжатию  лучше  стали.

      До конца ХIХ века в России промышленные и гражданские здания строились в основном с кирпичными стенами и небольшими пролетами, для перекрытия использовались треугольные металлические фермы (рис.3). Сначала в фермах не было раскосов, они появились в конце рассматриваемого периода.

                                      

Рис.3. Стропильная ферма (70-е  годы ХIХ в.) 

                               

      Во второй половине ХIХ века значительное развитие получило металлическое мостостроение, где стали применять решетчатые фермы с треугольной шпренгельной решеткой, появляется металлический сортамент прокатных  профилей.

  В  начале ХХ века промышленные  здания стали строить с металлическим каркасом, который поддерживал как ограждающие конструкции, так и пути мостовых кранов. Несущим элементом каркаса стала поперечная рама, состоящая из колонн и ригелей (стропильные фермы). Все стальные конструкции изготавливались в основном клепанными. Сталь стала вытеснять чугун. К концу века совершенствуется форма ферм, появляются раскосы, узловые соединения вместо болтовых на проушинах, стали выполнять заклепочными  с  помощью  фасонок.

      В конце ХIХ столетия стали применять решетчатые рамно-арочные конструкции для перекрытий зданий значительных пролетов, например, Киевский вокзал в Москве по проекту В.Г.Шухова 1913 – 1914 гг. (рис..4). Развивается металлическое мостостроение (например, мост с решетчатыми фермами через реку Лугу, 1853 г.). Профессор Л.Д.Проскурянов ввел в мостовые фермы треугольную и шпренгельную решетки (мост через реку Енисей).

      Дальнейшее развитие металлургии,  машиностроения и других отраслей  промышленности потребовало оборудования  зданий мостовыми кранами. Сначала  их  устанавливали на эстакадах, но с увеличением грузоподъемности стало целесообразно строить здания с металлическим каркасом,  

                                Рис.4. Перекрытие  Киевского вокзала  в Москве 
 

поддерживающим  пути мостовых кранов. Основным несущим элементом каркаса  стала  поперечная  рама  (рис.5). 

 
 
 

Рис.5. Каркас промышленного  здания (начало ХХ в.) 
 

      Профессор Ф.С.Ясинский первый  запроектировал многопролетное  промышленное здание. Академик В.Г.Шухов  первый в мире разработал и  построил пространственные и решетчатые конструкции покрытий и башен различного  назначения  (телебашня, рис.6).

      В  построенных им сооружениях  реализованы идеи предварительного  напряжения конструкций и возведения  покрытий в виде висячих систем. Тем самым он предугадал будущие направления в развитии металлических конструкций. Значительна его работа также в области резервуаростроения, он разработал новые формы резервуаров, их расчет и методы нахождения оптимальных   параметров  (рис.7).

      К концу 40-х годов ХХ века клепаные конструкции почти полностью заменили сварными, более экономичными. Появляются низколегированные и высокопрочные стали. Кроме стали, начали использовать алюминиевые сплавы, плотность которых почти втрое меньше.

      Расширилась номенклатура металлических конструкций. Большие и многообразные  задачи  по   развитию   металлических   конструкций решались

усилиями  проектных, научных и производственных коллективов – Проектстальконструкций, Промстройпроекта и ЦНИПС, переименованного в дальнейшем  в  ЦНИИСК,  а  также  вузовскими  коллективами.

      Проектировщики взяли за основу  схему конструирования поперечной  рамы с жестким сопряжением  колонны с фундаментами и ригелем.  С развитием металлических   конструкций,   большим   объемом   и   связанная   с            ним

                                                         

Рис.6. Башня В. Г. Шухова в Москве
 
 
 

повторяемость конструкций создали предпосылки  для разработки типовых систем  и  конструктивных  решений  промышленных  зданий.  В  связи  с  этим

впервые введен трехметровый  модуль пролетов, который в 50-е годы был заменен  шестиметровым.  Типизация  распространялась  также  на    пролетные

строения  мостов, резервуары, газгольдеры, радиобашни, радиомачты. Типизация, унификация и стандартизация – одно из главных направлений 
 

 
 

Рис.7. Листовые конструкции:

                                                             а) капле видный  резервуар;

б) газгольдер мокрый 

развития  металлических конструкций. Это снижало трудоемкость изготовления и монтажа конструкций, уменьшало расход стали. Из общественных сооружений можно выделить павильон Космоса на ВВЦ (Москва), перекрытие Дворца спорта в Лужниках, уникальные большепролетные сооружения с металлическими несущими конструкциями, построенными  в  Москве  к  Олимпиаде-80.

      Наряду с совершенствованием  конструкций развивались формы  и методы расчета. До 1950 г. расчет  велся по методу допустимых  напряжений. Такой расчет недостаточно  полно отражал действительную  работу конструкции под нагрузкой,  приводил к перерасходу   металла, поэтому был разработан метод предельного состояния. Появляются ЭВМ, что позволяет проектировщику найти  быстро  конструктивные  оптимальные  решения.

      Успехами в развитии металлических  конструкций мы обязаны профессору Н.С.Стрелецкому, который 50 лет возглавлял школу металлостроения. Он явился одним из инициаторов перехода от расчета по допускаемым напряжениям к расчету по предельным состояниям. В области электросварки большой  вклад  внес  профессор  Е.О.Патон.

     Параллельно с развитием металлостроения в России, расширяется его использование и в западных странах. Первый чугунный мост был построен в Англии через реку Северн в 1776-1779 гг., пролетом 30,6 м. Мост через Менейский пролив в Англии построен в 1818-1826 гг., пролетом 176,5 м. В 1832-1840 гг. построен мост во Фрейбурге в Швейцарии, пролетом 273 м, а в 1889 г. строится Эйфелева башня в Париже, высотой 300 м и многие другие сооружения. 
 

     РАЗДЕЛ 1.  ЭЛЕМЕНТЫ  МЕТАЛЛИЧЕСКИХ  КОНСТРУКЦИЙ 

    1. Номенклатура  и область применения металлических

конструкций 

      Металлические конструкции применяются  во всех инженерных сооружениях  значительных пролетов, высоты и  нагрузок. В зависимости от конструктивной  формы и назначения металлические  конструкции можно разделить   на  восемь  видов:

  1. Промышленные здания – цельнометаллические или со смешанным каркасом  (колонны железобетонные). Цельнометаллические в зданиях с                  большим пролетом,  высотой и грузоподъемностью.
  2. Большепролетные покрытия зданий – спортивные сооружения, рынки, выставочные павильоны, театры, ангары и др. (пролеты до 100-150 м).
  3. Мосты, эстакады – мосты на железнодорожных и автомобильных магистралях.
  4. Листовые конструкции – резервуары, газгольдеры, бункеры, трубопроводы   большого  диаметра  и др.
  5. Башни и мачты – радио и телевидения в геодезической службе, опоры                  линии электропередачи,  нефтяные  вышки и др.
  6. Каркасы многоэтажных зданий. Применяются в многоэтажных зданиях,  в   условиях  плотной застройки больших городов.
  7. Крановые и другие подвижные конструкции – мостовые, башенные,                          козловые  краны,  конструкции экскаваторов  и др.
  8. Прочие конструкции по использованию атомной энергии в мирных  целях, разнообразные конструкции радиотелескопов для космической и радиосвязи,  платформы  для  разведки и добычи нефти и газа в море и др.                                  

     Металлические  конструкции   обладают  следующими  достоинствами: 

  1. Надежность. Материал (сталь, алюминиевые сплавы) обладает большой однородностью  структуры.
  2. Легкость. Металлические конструкции самые легкие.
  3. Индустриальность. Изготовление и монтаж металлических конструкций производится специализированными организациями с использованием высокопроизводительной  техники.
  4. Непроницаемость. Обладают высокой прочностью и плотностью, непроницаемостью  для газов и жидкостей. 

Информация о работе Металлические конструкции