Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:42, курсовая работа
Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров.
1.2 Методы и подходы таможенного регулирования
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства.
Направленность целей
таможенного регулирования на защиту
российского рынка товаров и
на стимулирование развития национальной
экономики обусловливает ее тесную
связь с внутренней политикой
российского государства. Как составная
часть внешней политики государства,
таможенное регулирование России призвано,
таким образом, реализовывать
Формирование таможенного регулирования любого государства предполагает наличие двух важных методов его достижения - это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм - это меры, направленные на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство - это политика
свободной торговли. Она устраняет
всякие помехи во внешнеторговых отношениях
и достигается путем
Протекционизм и фритредерство
имеют свою российскую историю. Линия
протекционизма в российской таможенной
политике просматривается со времен
царствования Петра I и вплоть до начала
XX века. Суть российского протекционизма
сводилась в основном к тому, чтобы
всячески поощрять вывоз российских
товаров, умеренными пошлинами облагать
при ввозе не производимые в стране
иностранные товары, в то время
как товары, производство которых
в России было освоено, или уже
налаживалось, облагать высокими пошлинами,
либо вообще запрещать к ввозу. Нередко
возникали и фритредерские
К сожалению, этот опыт слабо
относится к современной
Административные инструменты
регулирования внешней торговли
просто необходимы на современном этапе.
С их помощью государство в
условиях самостоятельного осуществления
большим числом компаний коммерческих
операций может остановить рост внешнеторгового
дефицита и выровнять торговый и
платежный балансы, более рационально
распорядиться иностранной
2. Особенности таможенного регулирования в
мировой практике
2.1 Нетарифные методы
Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.
К первому виду относятся
методы, направленные на прямое ограничение
импорта с целью защиты определенных
отраслей национального производства:
лицензирование и квотирование импорта,
антидемпинговые и
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке.
К третьему виду относятся
методы, непосредственно не направленные
на ограничение импорта или
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.
Лицензирование внешнеторговых
операций тесно взаимодействует
с количественными
Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.
В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлено, что количественные ограничения могут вводится в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.
Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:
- товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);
- товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.).
В контексте упорядочения
мер административного
В последнее десятилетие
широкое распространение
К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т. д.
Импортные квоты не обязательно
предназначены для защиты отечественных
производителей. Япония, например, сохраняет
квотирование на многие сельскохозяйственные
продукты, в ней не производящиеся.
Квотирование импорта является средством
воздействия при ведении
Экспортные квоты могут
устанавливаться для
Специфический тип квотирования,
который полностью запрещает
торговлю, называется эмбарго. Аналогично
квотам эмбарго может вводиться
в отношении импорта или
Особое место в ряду
нетарифных методов регулирования
занимают стандарты. Страны обычно устанавливают
стандарты по классификации, маркировке
и проведению испытаний продукции
таким способом, чтобы была возможность
продажи отечественной
Среди методов нетарифного
регулирования следует
Информация о работе Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности