Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:42, курсовая работа
Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров.
Согласно законодательству
государственное регулирование
внешнеторговой деятельности осуществляется
посредством таможенно-
Закон определяет таможенно-тарифное
регулирование как метод
Механизм нетарифного
регулирования
Рассмотрим инструменты
тарифного регулирования
Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу страны.
Основные цели таможенного тарифа РФ:
-рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
-поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
-создание условий для
прогрессивных изменений в
-защита экономики РФ
от неблагоприятного
-обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
К основным функциям таможенных пошлин относят протекционистскую, фискальную и балансировочную.
Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей.
Фискальная функция
Наконец, балансировочная
функция относится к
Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза и вывоза.
Рассмотрим классификацию таможенных пошлин.
Согласно статье 4 Федерального закона РФ "О таможенном тарифе" таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.
Адвалорная таможенная пошлина
- это пошлина, начисляемая в процентах
к таможенной стоимости облагаемых
товаров (например, 20% от таможенной стоимости).
Данный вид таможенной пошлины схож
с пропорциональным налогом на продажу
и применяется при
Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.
Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.
Импортные пошлины накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основным механизмом зашиты отечественного производителя.
Экспортные пошлины
Транзитные пошлины
По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.
Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
Компенсационные пошлины накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Другой группой методов
регулирования
Рассмотрим классификацию, разработанную ГАТТ/ВТО:
. Финансовые способы
Скользящие сборы - это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режим предполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления.
Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера. Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и национального производства, а также поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке.
Дополнительные сборы - сборы,
взимаемые с импортируемых
Импортные депозиты - это требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов).
. Экспортная субсидия
или субсидия на производство.
Экспортная субсидия - это дотация
производителю или продавцу
. Количественные ограничения
импорта и экспорта с помощью
квотирования, контингентирования, лицензирования,
добровольных ограничений
Квотирование - это мера оперативного
регулирования
Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям.
Лицензирование импорта
- это регулирование
Добровольное ограничение
экспорта - метод государственного
регулирования
. Технические стандарты
и требования к импортируемой
продукции, связанные со
. Таможенные, административные
импортные формальности, которые
создают препятствия и
1.2 Зарубежный опыт регулирования ВЭД: США, Великобритания, Япония, Китай
В современных условиях все без исключения государства регулируют свою внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные ограничения. Покажем это на примере США.
Регулирование внешнеэкономической деятельности США осуществляется системой государственных органов, функции которых указаны в таблице 1.
С точки зрения абсолютных
объемов внешнеторгового
Основным средством
В США используется таможенный тариф на основе Гармонизированной системы HTS (Harmonized Tariff Schedule) наименования и кодификации товаров, разработанной при участии Совета таможенного сотрудничества. Ставки тарифа представлены в двух колонках, в первой из которых две графы. Первая графа - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимых из стран, на которые США распространяют льготные режимы. Во второй графе - общие ставки - указаны ставки на товары, в отношении которых распространяется режим наибольшего благоприятствования. Вторая графа первой колонки таможенного тарифа содержит также ставки пошлин, установленные в рамках специальных преференциальных программ таможенного обложения.
Таблица 1 - Функции органов
управления внешнеэкономической
Уполномоченный
Информация о работе Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности