Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение системы регулирования экспорта и импорта товаров.

Работа состоит из  1 файл

cbh.docx

— 80.05 Кб (Скачать документ)

Государство выступает также  организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует  эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный  характер, охватывая такие сферы  деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной  работы. Она содействует повышению  эффективности ВЭД, приобщению к  ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. Особое место в этом ряду занимает Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), созданная  в 1958 г. Она является некоммерческой и полностью финансируется правительством. ДЖЕТРО занимается изучением мировых  товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом  и торговых выставок других стран  в Японии, рекламной и издательской работой.

Японская система регулирования  ВЭД отличается формой взаимодействия государства и бизнеса. В ее основе - принятие частным сектором важнейших  стратегических направлений государственной  политики, своего рода государственный  менталитет этого сектора. Такая  модель регулирования, использующая не только жестко административные меры и методы, но и дополняющие их мягкие" формы, позволяет значительно  повысить эффективность государственной политики, органично сочетая ее с законами рынка.

Китай. Принципы вешнеэкономической деятельности Китая и их основное содержание находятся в таблице 3.

 

Таблица 3 - Принципы китайской  внешней торговли

ПринципСодержание принципаГосударственный контроль внешней торговли. Правительство и министерство внешней торговли осуществляют управление операциями по сортировке, лицензированию импорта и экспорта, проверке внешнеторговых предприятий, контролю иностранной валюты, ограничению цен в экспорте, защите таможенных налогов, контролю и запрещению контрабанды Принцип равноправия и взаимовыгодностиОпределяется политикой мирного сосуществования, под которым понимается уважение суверенитета и целостности территории, ненападение, невмешательство во внутреннюю политику, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и сосуществование. Эти принципы закреплены в первой китайской конституции. Ориентация на собственные силыСоздание своей целостной хозяйственной системы. При этом считается неправильным опираться только на международную помощь, как не приемлема и другая крайность - политика закрытых дверей. Предполагает взвешенную политику в развитии экономики с ориентацией на собственные силы вместе с обязательным расширением экспорта и импорта. Основа развития внешнеторговой деятельности - собственное производствоДля внешней торговли является важным собственное производство, чтобы гарантировать поставку по экспортуЕдиное планирование и регулирование внутренней и внешней торговли. В условиях слабого развития производства при большом населении было принято решение о едином и совместном планировании и регулировании поставки на внутренний рынок и на экспорт, чтобы обеспечить приоритет удовлетворения основных потребностей своего населения и гарантировать первоочередные поставки по внешнеторговым обязательствам.

Примечание: составлено авторам

Одним из главных направлений  сферы регулирования внешней  торговли КНР после присоединения  страны к ВТО является либерализации  внешнеторгового режима. По состоянию  на начало 2007 года Китай уже выполнил большую часть своих обязательств по снижению пошлин.

В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР действует система государственного квотирования. Тарифное квотирование с 1 января 2007 года действует в отношении  семи видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок) и 3 видов  химических удобрений.

В целях поощрения экспорта в отношении подавляющего большинства  товаров отсутствуют экспортные пошлины. Практика взимания экспортных пошлин применяется в КНР в  отношении экспорта некоторых товаров, вывоз которых запрещен или ограничен. Кроме того, в КНР действует  порядок возврата НДС экспортерам.

Экспортный тариф КНР  содержит 88 товарных позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20% -50%.

В соответствии с действующим  законодательством, в КНР в отношении  ряда товаров продолжает применяться  система импортного и экспортного  лицензирования. Лицензирующие органы в пределах полномочий занимаются выдачей  лицензий на импорт и экспорт определенных товаров.

Совместными приказами Министерства коммерции КНР и Главного таможенного  управления Китая ежегодно утверждаются списки товаров, экспорт и импорт которых возможен только при получении  соответствующей лицензии.

В Китае государство разрешает  свободный импорт и экспорт товаров  и технологий за исключением тех  случаев, когда законы или административные правила предусматривают иное. Контроль над товарами, экспорт или импорт которых ограничен, ведётся в  форме выдачи квот, лицензий и иными  методами. Контроль в форме выдачи лицензий также проводится и в  отношении технологий, экспорт либо импорт которых ограничен. Экспорт  и импорт товаров, технологий, которые  подлежат лицензированию, осуществляется по постановлениям Госсовета, посредством  выдачи разрешений отделом Госсовета, который ведает внешней торговлей, либо данным отделом совместно с  другими соответствующими организациями  в составе Госсовета.

В последние годы Китаем был достигнут ряд важных двусторонних и многосторонних договоренностей. В частности, проведены переговоры с рядом государств о признании рыночного статуса китайской экономики - в настоящее время 52 государства официально признали рыночный статус экономики Китая. В рамках стратегической задачи по созданию вокруг Китая зоны свободной торговли так же ведется практическая работа по реализации соглашений о создании зоны свободной торговли Китай-АСЕАН, Китай-страны Сообщества развития Юга Африки, Китай-страны Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, Китай-Новая Зеландия, Китай-Чили, Китай-Австралия, Китай-Пакистан. Продолжилась практическая работа по реализации соглашений на двустороннем уровне, по созданию зон свободной торговли с Австралией и Новой Зеландией. В ноябре 2005 года было подписано Соглашение о зоне свободной торговли между КНР и Республикой Чили.

В середине июня 2003г. между  Китаем и Таиландом подписано  соглашение о свободной торговле овощами и фруктами.14 января 2007 года в Себу (Филиппины) Китай и АСЕАН  подписали Соглашение о торговле услугами в рамках зоны свободной  торговли, что послужило более  прочной основой для своевременного завершения строительства зоны свободной торговли Китай-АСЕАН.

Таким образом, Китай проводит всестороннюю реформу законодательной  базы в области внешней торговли для улучшения благосостояния народа страны и развития экономики государства. Ведется работа по расширению возможностей китайских национальных отраслей промышленности и различных предприятий на мировом  рынке, а так же по защите их интересов  как в торговле внутри страны, так  и за ее пределами.

2. Роль государственного  регулирования вэд в современной экономике

 

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

 

Особенно возрастает роль государственного регулирования в  условиях экономического кризиса. Мировой  опыт показал, что выход из кризиса  возможен лишь при жесткой централизации  государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению  экономического роста. Так было с  западноевропейскими странами в  послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности- одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области ВЭД- важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства в области ВЭД.

 

 

 

Заключение

 

Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее  ощущается тенденция глобальной интеграции., необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие прежде всего вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического  благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.

 

На деле, роль государства  при некотором изменении его  функций в переходной экономике  возрастает. Если в прежней системе  всесильное тоталитарное государство  во внешнеэкономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся  кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы  путем регулирования внешнеэкономической  деятельности- одной из важнейших составляющих экономики. Ведь один из наиболее потенциальных путей «спасения и процветания» национальной экономики- это интеграция национальной экономики в мировое хозяйство и внешняя торговля.

 

Поэтому, в своей работе я решил раскрыть методы регулирования  ВЭД, чтобы яснее прорисовались  многие эффективные меры совершенствования  регулирования внешнеэкономической  деятельности, но для формирования комплексной скоординированной  системы необходимы дальнейшие шаги в области экспортной, таможенной, налоговой политики и организационного содействия внешнеторговым операциям. Только в этом случае внешнеэкономическая  деятельность из подручного и малоэффективного средства сведения текущих и хронических дефицитов во многих государствах станет мощным катализатором роста народного благосостояния, подъема экономики, стимулом научно-технического прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список летературы

 

 

 

 

 


Информация о работе Мировой опыт регулирования внешнеэкономической деятельности