Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание

Одним из самых распространенных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу или контрабанда. В данной связи государству наносится колоссальный ущерб, который напрямую связан с функцией пополнения Государственного бюджета страны. Федеральная таможенная служба РФ ежегодно пополняет Государственный бюджет на 50 процентов (минимум), что значительно влияет на экономику страны. К числу контрабанды относится незаконное перемещение оружия, боеприпасов, наркотических средств, что угрожает безопасности страны. Необходимо законными способами выявлять, предупреждать и пресекать всякую попытку совершения контрабанды.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и особенности ее осуществления таможенными органами 6
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ 12
1.3 Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 13
Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ 15
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 15
2.2 Организация оперативно-розыскной деятельности 19
2.3 Проведение оперативно-розыскных мероприятий 23
Глава 3. Судебная практика, применяемая при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

    Федеральная таможенная служба России

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Российская таможенная академия»

    Владивостокский филиал

    ______________________________________________________________

Кафедра гражданско – правовых дисциплин
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине «Таможенное право»  
 
 

    студента               Махалина Анатолия Павловича_________________

    группа_________131______форма обучения________очная________

    факультет___________таможенного дела________________________

    на  тему: «Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов РФ» 
     
     

          Научный руководитель: И.В. Чепурная

    ______          доцент, к.ю.н.__________________

       Оценка___________________________

    Подпись__________________________

      «___»_________________2010 г. 
 
 
 

    Владивосток

    2010

Содержание

 
 
 
 

 

      

      Введение 

    Тема  данной курсовой работы является актуальной, так как в современном мире все чаще совершают преступления в сфере внешнеэкономической  деятельности. Проведение оперативно-розыскных  мероприятий позволяет пресечь и значительно сократить процент преступлений совершаемых в области таможенного дела.

      Одним из самых распространенных преступлений в сфере внешнеэкономической  деятельности является незаконное перемещение  товаров и транспортных средств через таможенную границу или контрабанда. В данной связи государству наносится колоссальный ущерб, который напрямую связан с функцией пополнения Государственного бюджета страны. Федеральная таможенная служба РФ ежегодно пополняет Государственный бюджет на 50 процентов (минимум), что значительно влияет на экономику страны. К числу контрабанды относится незаконное перемещение оружия, боеприпасов, наркотических средств, что угрожает безопасности страны. Необходимо законными способами выявлять, предупреждать и пресекать всякую попытку совершения контрабанды.

      В соответствии с Федеральным законом  «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» на территории РФ оперативно-розыскную  деятельность могут осуществлять оперативно-розыскные  подразделения таможенных органов. Их деятельность играет важную роль в процессе борьбы с преступлениями в области таможенного дела.

      В связи с этим основными целями данной курсовой работы являются:

      Изучить особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами;

      Рассмотреть оперативно-розыскную деятельность таможенных органов РФ;

      Ознакомиться  с судебной практикой при осуществлении таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;

      Провести  анализ правоприменительной практики.

      При написании данной работы были использованы кодифицированные законы,  федеральные законы, нормативные правовые акты ФТС России, периодические аналитические издания, учебная литература, материалы по судебной и арбитражной практике.  

 

Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и особенности ее осуществления таможенными органами 
 
 

  1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
 
 
 

    Оперативно-розыскная  деятельность - особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов, уполномоченных на то федеральным законодательством, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Особенность ОРД, осуществляемой таможенными органами РФ, заключается в том, что она  направлена на выявление лиц, совершивших  преступные посягательства, производство дознания по которым возлагается  на таможенные органы. Одним из направлений деятельности субъекта ОРД, в том числе таможенного органа, является обеспечение собственной безопасности.

    ОРД проводится с целью:

    • выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
    • розыска лиц, скрывающихся от правосудия;
    • добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности РФ.

    Органы  исполнительной власти, осуществляющие ОРД, решают определенные законодательством задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ. Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

    В законе об ОРД установлены следующие задачи:

    1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
    2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
    3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    4. установление имущества, подлежащего конфискации.

    Оперативно-розыскная  деятельность базируется на Конституционных  принципах законности, уважения и  соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах  конспирации, сочетания гласных  и негласных методов и средств.

    Принципы  оперативно-розыскной деятельности – это основополагающие начала, руководящие идеи.

    Принципы  законности и уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина являются общеправовыми.

    Принципы  конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств относятся к специальным отраслевым принципам.

    Под конспирацией в практике спецслужб  и правоохранительных органов понимается проведение какого-либо действия (мероприятия) втайне от лица, в отношении которого оно осуществляется. Данный принцип закреплён в ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ».

    Согласно  ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ» при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности с соблюдением принципа конспирации могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия:

    1. опрос граждан
    2. наведение справок
    3. сбор образцов для сравнительного исследования
    4. проверочная закупка
    5. исследование предметов и документов
    6. наблюдение
    7. отождествление личности
    8. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
    9. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
    10. прослушивание телефонных переговоров
    11. снятие информации с технических каналов связи
    12. оперативное внедрение
    13. контролируемая поставка
    14. оперативный эксперимент

      Данный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен только федеральным законом.

      п. 2 ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ» предоставляет  право устанавливать на безвозмездной  либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

      Правовыми основаниями осуществления оперативно-розыскной  деятельности для таможенных органов РФ являются: Конституция РФ, УПК, п. 5 ст. 408 и гл. 42 ТК РФ, п. 2 ст. 7 ТК ТС, ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ».

    Право осуществления оперативно-розыскных  действий без каких-либо исключений предоставлено оперативным подразделениям таможенных органов п. 6 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». Из смысла части четвертой данной статьи видно, что все предусмотренные законом оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться ими лишь по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов. Также в ст. 13 говорится о том, что руководитель таможенных органов определяет перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

      Содержание  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные  мероприятия: действия оперативно-розыскных  отделов (их должностных лиц) по сбору  информации, имеющей значение для  решения задач, определенных для них законом.

    Для проведения оперативно-розыскных мероприятий  необходимы законные основания. Под  основаниями понимаются фактические  данные, указывающие на подготовку либо совершение преступления. Применительно  к деятельности таможенных органов  РФ основаниями для проведения ими оперативно-розыскных мероприятий согласно ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» являются:

  1. наличие возбужденного уголовного дела
  2. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2) событиях  или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

    3) лицах,  скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся  от уголовного наказания;

    4) лицах,  без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  1. поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве
  2. запросы других органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье
  3. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
  4. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» устанавливает, что, если иное не оговорено законом, оперативно-розыскные мероприятия на территории РФ могут проводиться в отношении лиц, независимо от их гражданства, национальности, пола, места жительства, социального и имущественного положения, должности принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

    Одновременно  этой же статьей введены определенные ограничения на проведение оперативно-розыскных  мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, Такие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться на основании судебного решения и при наличии информации:

  • о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно
  • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно
  • о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов