Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:28, курсовая работа
Одним из самых распространенных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу или контрабанда. В данной связи государству наносится колоссальный ущерб, который напрямую связан с функцией пополнения Государственного бюджета страны. Федеральная таможенная служба РФ ежегодно пополняет Государственный бюджет на 50 процентов (минимум), что значительно влияет на экономику страны. К числу контрабанды относится незаконное перемещение оружия, боеприпасов, наркотических средств, что угрожает безопасности страны. Необходимо законными способами выявлять, предупреждать и пресекать всякую попытку совершения контрабанды.
Введение 4
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и особенности ее осуществления таможенными органами 6
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ 12
1.3 Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 13
Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ 15
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 15
2.2 Организация оперативно-розыскной деятельности 19
2.3 Проведение оперативно-розыскных мероприятий 23
Глава 3. Судебная практика, применяемая при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Стоит
отметить, что оперативно-розыскной
деятельностью может заниматься
только узкий круг государственных
органов, уполномоченных законом «об
оперативно-розыскной
Основой
для регулирования данного вида
государственной деятельности является
закон «Об оперативно-
При
осуществлении оперативно-
Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» определен круг государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Такого права не имеют любые негосударственные организации, в том числе общественные, коммерческие, предпринимательские. Также не обладают правом на занятие данным видом деятельности лица, имеющие лицензию на осуществление детективной и охранной деятельности.
На основании части второй ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункта «б» ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» в системе таможенных органов были сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной безопасности, которые выполняют свои функции в структуре центрального аппарата ФТС РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Все структурные подразделения таможенных органов находятся между собой в строгой подчиненности, а именно нижестоящие подразделения подчиняются вышестоящим и главное руководство осуществляет ФТС РФ. [2]
Система таможенных органов РФ:
Оперативно-розыскные подразделения таможенных органов имеют следующую структуру: 1. Главное управление по борьбе с контрабандой, оперативные таможни и оперативные подразделения территориальных таможен; 2. Управление собственной безопасности, службы и отделы безопасности таможенных управлений и таможен; 3. оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения; 4. подразделения таможенных расследований и дознания; 5. подразделения Таможенной инспекции.
Рассмотрим
типовую структуру оперативной таможни
(Таблица 1).
Таблица 1
Типовая
структура оперативной таможни
Заместитель начальника РТУ – Начальник оперативной таможни | ||||
Первый заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни по работе с кадрами |
Подразделение организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений | Оперативно-аналитическое подразделение | Подразделение организации административных расследований | Подразделение тылового обеспечения | Подразделение кадров |
Подразделение по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями | Подразделение сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран | Подразделение административных расследований | Автотранспортное подразделение | Подразделение инспектирования и профилактики правонарушений |
Подразделение по борьбе с особо опасными видами контрабанды | Оперативно-дежурное подразделение | Подразделение организации дознания | Подразделение таможенной охраны | Подразделение подготовки кадров |
Подразделение по борьбе с контрабандой наркотиков | Информационно-техническое подразделение | Подразделение дознания | Отдельная должность(по психологической работе) | |
Подразделение по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте | Подразделение по информационной безопасности и технической защите информации | Криминалистическое подразделение | ||
Оперативно-розыскное подразделение | Кинологическая служба | Подразделение исполнения поручений по уголовным делам и делам об АП | ||
Подразделение защиты прав интеллектуальной собственности | Подразделение организации кинологической деятельности | Подразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов | ||
Информационно-аналитическое подразделение | Учетно-регистрационное подразделение | |||
Подразделение кинологической подготовки | Подразделение контроля соблюдения законности при привлечении к АО | |||
Подразделение взаимодействия с органами прокуратуры и судами |
[Приказ
ФТС РФ от 16 мая 2006 г. N 443 (ред. от 25.08.2009)
«О типовых структурах таможенных органов
Российской Федерации»]
Из данной структуры видно, что для нормального функционирования оперативной таможни необходима слаженная работа всех ее подразделений, а обеспечивается она правильной организацией таможенного органа. При решении поставленных задач оперативно-розыскные подразделения тесно взаимодействуют со всеми структурными подразделениями таможенных органов. Таким образом, большое значение при организации борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями имеет деятельность оперативно-розыскных подразделений. [12]
Другие подразделения ФТС РФ не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью и, следовательно, прибегать к использованию специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной деятельности.
Стоит отметить, что лицо, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность это сотрудник оперативно-розыскного органа, который постоянно, временно или по специальному полномочию исполняет функции представителя власти в области оперативно-розыскной деятельности. [6]
Сотрудники оперативных подразделений в рамках оперативно-розыскной деятельности обычно скрывают перед объектом свою заинтересованность и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности является, как правило, неофициальным. Все действия сотрудников оперативно-розыскных подразделений носят скрытый характер, так же как и средства и способы, используемые ими при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Должностные лица таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обладают социальной и правовой защитой. Существует система правовых норм, призванная обеспечить безопасность и эффективность деятельности оперативно-розыскных органов и иных участников оперативно-розыскной деятельности по решению поставленных перед ними задач. Это законность решений в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности, их социальная защищенность, а в случае правонарушений это устранение причиненного вреда.
Защита
прав заключается в том, что никто не вправе
вмешиваться в законные действия должностных
лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, кроме лиц, непосредственно
уполномоченных на то федеральным законом.
Содержание
оперативно-розыскной
Проведение
оперативно-розыскных
В нетерпящих отлагательства случаях, которые могут привести к совершению тяжкого преступления (например, контрабанда), а также, если имеются данные об угрозе безопасности страны, то допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий. Это возможно на основании постановления таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.
При
осуществлении оперативно-
Приведенный
перечень оперативно-розыскных
Опрос - сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности, со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.
Субъектом опроса является оперативный работник, агент, иное лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскным мероприятиям. Данный вид оперативно-розыскных мероприятий проводится в любом месте и в различной обстановке. Основным условием проведения опроса является добровольное согласие лица на опрос. При проведении опроса могут быть использованы такие технические средства как «детектор лжи».
Применяются два вида опроса: заранее подготовленный и неподготовленный (проводится экспертом без подготовки).
Наведение справок - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение необходимой информации у ее официального носителя. Наведение справок может производиться гласно, негласно. Также данный вид оперативно-розыскных мероприятий может осуществляться путем просматривания документов, в том числе архивных материалов. Для наведения справок должны быть официальные основания. Если наводятся справки у лиц, которые соблюдают различного рода тайны, то оперативник должен дать обещание, что и он будет хранить эти тайны.
Сбор
образцов для сравнительного исследования
- обнаружение и изъятие
Источниками получения образцов являются:
Субъектом проведения сбора может бать агент, должностное лицо таможенного органа, специалист. При проведении данного вида оперативно-розыскных мероприятий следует соблюдать определенные условия, а именно нельзя создавать опасность для жизни и здоровья людей и причинять вред окружающей среде. Сбор образцов оформляется рапортом оперативного сотрудника или справкой. Там указывается количество, краткое описание образца, условия отбора, применяемые технические средства, упаковочный материал.
Проверочная закупка - совокупность действий по искусственному созданию ситуации сделки купли-продажи. Целью данной операции является получение необходимой информации для принятия решения. Таможенные органы проводят такие операции очень редко.
Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов