Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание

Одним из самых распространенных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу или контрабанда. В данной связи государству наносится колоссальный ущерб, который напрямую связан с функцией пополнения Государственного бюджета страны. Федеральная таможенная служба РФ ежегодно пополняет Государственный бюджет на 50 процентов (минимум), что значительно влияет на экономику страны. К числу контрабанды относится незаконное перемещение оружия, боеприпасов, наркотических средств, что угрожает безопасности страны. Необходимо законными способами выявлять, предупреждать и пресекать всякую попытку совершения контрабанды.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и особенности ее осуществления таможенными органами 6
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ 12
1.3 Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 13
Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ 15
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 15
2.2 Организация оперативно-розыскной деятельности 19
2.3 Проведение оперативно-розыскных мероприятий 23
Глава 3. Судебная практика, применяемая при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

    Стоит отметить, что оперативно-розыскной  деятельностью может заниматься только узкий круг государственных  органов, уполномоченных законом «об  оперативно-розыскной деятельности в РФ». Негосударственные организации, в том числе общественные, коммерческие, предпринимательские, такого права не имеют.

    Основой для регулирования данного вида государственной деятельности является закон «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ». Нормативные акты, издаваемые руководителями ведомств, наделенных правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью в области таможенного дела, не должны выходить за пределы их компетенции и противоречить законам, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

    При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности таможенные органы тесно  взаимодействуют с оперативно-розыскными подразделениями других компетентных ведомств, таких как МВД, ФСБ. Несмотря на тесную связь и наличие отдельных  общих задач, они существенно отличаются друг от друга. А именно, их правовая природа деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности, процессуальные формы, виды, методы деятельности и источники правового регулирования.  
 
 

    1. Организация оперативно-розыскной деятельности
 
 
 

    Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» определен круг государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Такого права не имеют любые негосударственные организации, в том числе общественные, коммерческие, предпринимательские. Также не обладают правом на занятие данным видом деятельности лица, имеющие лицензию на осуществление детективной и охранной деятельности.

      На  основании части второй ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункта «б» ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» в системе таможенных органов были сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной безопасности, которые выполняют свои функции в структуре центрального аппарата ФТС РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Все структурные подразделения таможенных органов находятся между собой в строгой подчиненности, а именно нижестоящие подразделения подчиняются вышестоящим и главное руководство осуществляет ФТС РФ. [2]

      Система таможенных органов РФ:

    1. Федеральная таможенная служба РФ
    2. Региональные таможенные управления
    3. Таможни
    4. Таможенные посты [3]

      Оперативно-розыскные  подразделения таможенных органов  имеют следующую структуру: 1. Главное управление по борьбе с контрабандой, оперативные таможни и оперативные подразделения территориальных таможен; 2. Управление собственной безопасности, службы и отделы безопасности таможенных управлений и таможен; 3. оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения; 4. подразделения таможенных расследований и дознания; 5. подразделения Таможенной инспекции.

      Рассмотрим  типовую структуру оперативной таможни (Таблица 1). 

 

      

      Таблица 1

    Типовая структура оперативной таможни 
 

Заместитель начальника РТУ – Начальник оперативной  таможни
Первый  заместитель начальника таможни Заместитель начальника таможни Заместитель начальника таможни Заместитель начальника таможни Заместитель начальника таможни по работе с кадрами
Подразделение организации и контроля за деятельностью  правоохранительных подразделений Оперативно-аналитическое подразделение Подразделение организации административных расследований Подразделение тылового обеспечения Подразделение кадров
Подразделение по борьбе с экономическими таможенными  правонарушениями Подразделение сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран Подразделение административных расследований Автотранспортное  подразделение Подразделение инспектирования и профилактики правонарушений
Подразделение по борьбе с особо опасными видами контрабанды Оперативно-дежурное подразделение Подразделение организации дознания Подразделение таможенной охраны Подразделение подготовки кадров
Подразделение по борьбе с контрабандой наркотиков Информационно-техническое  подразделение Подразделение дознания   Отдельная должность(по психологической работе)
Подразделение по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте Подразделение по информационной безопасности и технической  защите информации Криминалистическое  подразделение    
Оперативно-розыскное  подразделение Кинологическая  служба Подразделение исполнения поручений по уголовным  делам и делам об АП    
Подразделение защиты прав интеллектуальной собственности Подразделение организации кинологической деятельности Подразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов    
  Информационно-аналитическое  подразделение Учетно-регистрационное  подразделение    
  Подразделение кинологической подготовки Подразделение контроля соблюдения законности при  привлечении к АО    
    Подразделение взаимодействия с органами прокуратуры и судами    
 
 

[Приказ ФТС РФ от 16 мая 2006 г. N 443 (ред. от 25.08.2009) «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации»] 

      Из  данной структуры видно, что для  нормального функционирования оперативной таможни необходима слаженная работа всех ее подразделений, а обеспечивается она правильной организацией таможенного органа. При решении поставленных задач оперативно-розыскные подразделения тесно взаимодействуют со всеми структурными подразделениями таможенных органов. Таким образом, большое значение при организации борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями имеет деятельность оперативно-розыскных подразделений. [12]

      Другие  подразделения ФТС РФ не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью и, следовательно, прибегать к использованию специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной деятельности.

      Стоит отметить, что лицо, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность это сотрудник оперативно-розыскного органа, который постоянно, временно или по специальному полномочию исполняет функции представителя власти в области оперативно-розыскной деятельности. [6]

      Сотрудники  оперативных подразделений в рамках оперативно-розыскной деятельности обычно скрывают перед объектом свою заинтересованность и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности является, как правило, неофициальным. Все действия сотрудников оперативно-розыскных подразделений носят скрытый характер, так же как и средства и способы, используемые ими при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

      Должностные лица таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обладают социальной и правовой защитой. Существует система правовых норм, призванная обеспечить безопасность и эффективность деятельности оперативно-розыскных органов и иных участников оперативно-розыскной деятельности по решению поставленных перед ними задач. Это законность решений в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности, их социальная защищенность, а в случае правонарушений это устранение причиненного вреда.

      Защита  прав заключается в том, что никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кроме лиц, непосредственно уполномоченных на то федеральным законом. 
 
 

    
  1. Проведение  оперативно-розыскных мероприятий
 
 
 

      Содержание  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные мероприятия: действия оперативно-розыскных отделов или их должностных лиц по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом.

      Проведение  оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права  человека и гражданина, возможно только на основании судебного решения.

      В нетерпящих отлагательства случаях, которые  могут привести к совершению тяжкого  преступления (например, контрабанда), а также, если имеются данные об угрозе безопасности страны, то допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий. Это возможно на основании постановления таможенного органа или его заместителя, наделенного таким правом, с обязательным последующим уведомлением суда об этом в течение 24 часов. А в течение 48 часов после начала оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение о возможности его проведения.

      При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

    1. Опрос.
    2. Наведение справок.
    3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
    4. Проверочная закупка.
    5. Исследование предметов и документов.
    6. Наблюдение.
    7. Отождествление личности.
    8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
    9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
    10. Прослушивание телефонных переговоров.
    11. Снятие информации с технических каналов связи.
    12. Оперативное внедрение.
    13. Контролируемая поставка.
    14. Оперативный эксперимент. [6]

      Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий  может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

      Опрос - сбор фактической информации, имеющей  значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности, со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.

      Субъектом опроса является оперативный работник, агент, иное лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскным мероприятиям. Данный вид оперативно-розыскных мероприятий проводится в любом месте и в различной обстановке. Основным условием проведения опроса является добровольное согласие лица на опрос. При проведении опроса могут быть использованы такие технические средства как «детектор лжи».

      Применяются два вида опроса: заранее подготовленный и неподготовленный (проводится экспертом без подготовки).

      Наведение справок - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение необходимой информации у ее официального носителя. Наведение справок может производиться гласно, негласно. Также данный вид оперативно-розыскных мероприятий может осуществляться путем просматривания документов, в том числе архивных материалов. Для наведения справок должны быть официальные основания. Если наводятся справки у лиц, которые соблюдают различного рода тайны, то оперативник должен дать обещание, что и он будет хранить эти тайны.

      Сбор  образцов для сравнительного исследования - обнаружение и изъятие материальных носителей информации (предметов либо веществ) с целью их сравнения с материалами которыми уже располагает оперативно-розыскной орган, для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

      Источниками получения образцов являются:

  • лицо или объект материальной заинтересованности;
  • предметы, ценности, орудия, инструменты, технические средства, которые вероятно сохранили следы преступления, либо служили объектом преступных посягательств;
  • животные, растения;
  • результаты экспериментальных действий;
  • документы, печати, подписи.

      Субъектом проведения сбора может бать агент, должностное лицо таможенного органа, специалист. При проведении данного вида оперативно-розыскных мероприятий следует соблюдать определенные условия, а именно нельзя создавать опасность для жизни и здоровья людей и причинять вред окружающей среде. Сбор образцов оформляется рапортом оперативного сотрудника или справкой. Там указывается количество, краткое описание образца, условия отбора, применяемые технические средства, упаковочный материал.

      Проверочная закупка - совокупность действий по искусственному созданию ситуации сделки купли-продажи. Целью данной операции является получение необходимой информации для принятия решения. Таможенные органы проводят такие операции очень редко.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов