Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание

Одним из самых распространенных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу или контрабанда. В данной связи государству наносится колоссальный ущерб, который напрямую связан с функцией пополнения Государственного бюджета страны. Федеральная таможенная служба РФ ежегодно пополняет Государственный бюджет на 50 процентов (минимум), что значительно влияет на экономику страны. К числу контрабанды относится незаконное перемещение оружия, боеприпасов, наркотических средств, что угрожает безопасности страны. Необходимо законными способами выявлять, предупреждать и пресекать всякую попытку совершения контрабанды.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и особенности ее осуществления таможенными органами 6
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ 12
1.3 Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 13
Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ 15
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 15
2.2 Организация оперативно-розыскной деятельности 19
2.3 Проведение оперативно-розыскных мероприятий 23
Глава 3. Судебная практика, применяемая при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

    Все деяния, ведение дознания по которым  входит в компетенцию таможенных органов, относятся к категории уголовных дел, производство предварительного следствия по которым обязательно.

    Таможенные  органы для решения возложенных  на них задач в соответствии со ст. 10 ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ» могут создавать  и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. [6]

    Результаты  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов могут служить  поводом и основанием для возбуждения  уголовного дела, представляться дознавателю, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»). Кроме того, они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. 
 
 

  1. Принципы  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов РФ
 
 
 

      Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. [6]

      Таким образом, таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с принципами: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов деятельности.

      Рассматривая  принцип законности, стоит отметить, что должностные лица таможенных органов, осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, должны строго выполнять все требования Конституции Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации и других правовых актов, регулирующих данный вид деятельность.

      Принцип уважения прав и свобод человека заключается в том, что таможенные органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

      Принцип конспирации состоит в следующем, оперативно-розыскные мероприятия проводятся, как правило, с соблюдением тайны, которая обеспечивает успех в решении поставленных задач. Результаты данного вида деятельности, а также сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий и лицах, оказывавших помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

      Следующий принцип, основан на сочетании гласных и негласных методов деятельности. Он состоит в том, что исполнитель оперативно-розыскных мероприятий обязан использовать обе формы деятельности, причем в различных пропорциях, учитывать при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и методов, а также оперативную обстановку. Применение гласных и негласных методов находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника. Для оперативно-розыскной работы обычно применяется негласный характер.

      К гласной форме оперативно-розыскной  деятельности прибегают в тех  случаях, когда можно решить задачу при помощи открытых методов и нет необходимости в применении специальных сил и средств. 
 
 

  1. Задачи  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
 
 
 

      Органы  исполнительной власти, осуществляющие ОРД, решают определенные законодательством задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ. Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

      В законе об оперативно-розыскной деятельности установлены следующие задачи:

    1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
    2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
    3. получение оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;
    4. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;
    5. оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;
    6. обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;
    7. оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;
    8. участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых компетентными органами исполнительной власти, взаимодействие с силовыми структурами Российской Федерации в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
    9. обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;
    10. выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

      Стоит отметить, что оперативно-розыскные подразделения, при решении поставленных задач, тесно взаимодействуют со всеми структурными подразделениями таможенных органов.

      Таким образом, из формулировок задач и принципов можно сделать вывод, что оперативно-розыскная деятельность – это деятельность особого рода, носит специфический характер, кардинально отличается от других тем, что основывается на принципе конспирации, на использовании тайных методов и средств.

 

    

      Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах РФ 
 
 

    1. Правовая  основа оперативно-розыскной деятельности
 
 
 

      Правовую  основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. [6] Таким образом, оперативно-розыскная деятельность является особым видом государственной деятельности.

    В Конституции РФ закреплены основополагающие правовые положения, которые обязательные для всех, государственных и негосударственных органов государственной власти, организаций и граждан, а также для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Принимаемые в Российской Федерации законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Положение о прямом действии норм Конституции РФ имеет непосредственное отношение к осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Во второй главе Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, которые составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации. Согласно части второй ст.23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Таким образом, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. В области оперативно-розыскной деятельности законодателем рассматриваются возможные случаи ограничений прав граждан. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. [1]

    Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» является основным законом, регулирующим данную деятельность. Он принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом России 12 августа 1995 г. №144-ФЗ, вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г. Федеральный закон состоит из преамбулы и 6 глав, включающих 23 статьи. [6]

    Особенности федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»:

  • определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
  • закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • раскрывает сущность, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности;
  • содержит требования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;
  • называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • определяет права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь указанным органам на конфиденциальной основе.

      В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности таможенные органы имеют право:

  • проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
  • сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать с таможенным органом;
  • использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;
  • использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе; создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.

    Согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» органы исполнительной власти уполномоченные осуществлять данный вид деятельности при решении задач оперативно-розыскной деятельности несут следующие обязанности:

  • принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
  • исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
  • выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
  • информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
  • соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. [6]

    Иными правовыми актами в области оперативно-розыскной  деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных органов, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

    Органы государственной власти, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов