Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель данной работы – анализ роли и объективных свойств права в обеспечении деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть роль и объективные свойства права.
2. Рассмотреть таможенную систему РФ, сущность и значение таможенной деятельности.
3. Проанализировать роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ.
Введение 3
Глава. 1 Роль и объективные свойства права 5
§1. Сущность и социальное значение права 5
§2. Объективные свойства права: понятие, признаки, принципы 7
§3. Системность права 10
§4. Нормативность права 11
Глава 2. Таможенная система РФ 14
§1. Сущность и социальное значение таможенной деятельности 14
§2. Основные направления деятельности таможенной системы РФ 16
§3. Роль и значение таможенной системы современности для общества и государства 19
Глава 3. Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§1. Роль права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§2. Принципы и признаки права в обеспечении деятельности таможенной системы Российской Федерации 23
§3. Системность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 25
§4. Нормативность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 26
Заключение 29
Список литературы 30
4) внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права - их действие ограничено предметом регулирования.
Итак, системность права означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостные образования, дифференцированные на специфические группы норм.
С философской точки зрения система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.
Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.). Выделяют следующие элементы системы права: нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.5
Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает одновременно возложение обязанности на должностных лиц и соответствующие государственные органы в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (непредоставление информации, создание препятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве - корреспондирующих ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, - означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.6
Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования.
Как уже было отмечено, нормативность права означает, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает, что право представлено нормами - правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность.
Норма права - особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы - обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.7
Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
Норма права - критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи. Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.8
Итак,
сущность права - это обусловленная
материальными и социально-
В современной теории государства и права получили развитие множество различных теорий права в рамках общесоциального подхода. Несмотря на различие взглядов на сущность права, представителями различных направлений признается социальная ценность права, заключающаяся в его способности выступать одновременно регулятором и гарантом социальных отношений.
Универсальность и сила права обеспечивается, во-первых, его принципами, во-вторых, объективными свойствами, в числе которых важнейшими являются свойства системности и нормативности.
Таможенное дело (таможенная деятельность) появилось и существует потому, что через границы государств перемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. С возрастанием массы движимого имущества, которое обращается между разными странами, увеличиваются объем и значение таможенного дела. Таможенная деятельность – сложное комплексное понятие, она теснейшим образом связана с внешней и внутренней политикой Российского государства. В процессе ее осуществления реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические цели таможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.9
Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.
В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским таможенным законодательством, то применяются правила международного договора.10
В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:
-
Государственный таможенный
-
региональные таможенные
- таможни Российской Федерации;
- таможенные посты Российской Федерации.
В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории, научно - исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации (полиграфические, строительно-эксплуатационные и т.д.), подведомственные Государственному таможенному комитету РФ, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов (ст. 9 ТК РФ).
Региональные таможенные управления (РТУ) являются промежуточными звеньями в системе таможенных органов между центральным органом (ГТК РФ) и местными таможенными учреждениями (таможнями и таможенными постами). РТУ создаются, реорганизуются и ликвидируются приказами председателя ГТК.
Таможня – это государственный орган, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с ее территории всех импортируемых и экспортируемых товаров, а также багажа, почтовых отправлений и других грузов.
Таможенный
пост – подразделение таможни, уполномоченное
в полном объеме проводить оформление
и таможенный контроль в определенном
пункте или на определенной территории
(например, на крупном промышленном предприятии).
В отличие от таможни таможенный пост,
как правило, не обладает правом юридического
лица. Структура поста утверждается региональным
таможенным управлением. Таможенный пост
возглавляет начальник, назначаемый на
должность и освобождаемый от нее приказом
начальника соответствующего РТУ.
Группировка задач таможенной деятельности, указанных в российском законодательстве11, позволяет выявить следующие основные направления деятельности таможенной системы РФ:
1.
Обеспечение экономической
2.
Таможенное регулирование
3. Правоохранительная деятельность. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации" и от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям". С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности. Для осуществления данного вида деятельности таможенные органы имеют ряд специальных подразделений, выполняющих соответствующие функции: отдел организации дознания, отдел таможенных расследований, отдел расследования уклонений от таможенных платежей, отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды, отдел по борьбе с контрабандой наркотиков, отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран, информационно-аналитический отдел, отряд быстрого реагирования.13