Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – анализ роли и объективных свойств права в обеспечении деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Задачи:

1. Рассмотреть роль и объективные свойства права.

2. Рассмотреть таможенную систему РФ, сущность и значение таможенной деятельности.

3. Проанализировать роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ.

Содержание

Введение 3
Глава. 1 Роль и объективные свойства права 5
§1. Сущность и социальное значение права 5
§2. Объективные свойства права: понятие, признаки, принципы 7
§3. Системность права 10
§4. Нормативность права 11
Глава 2. Таможенная система РФ 14
§1. Сущность и социальное значение таможенной деятельности 14
§2. Основные направления деятельности таможенной системы РФ 16
§3. Роль и значение таможенной системы современности для общества и государства 19
Глава 3. Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§1. Роль права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§2. Принципы и признаки права в обеспечении деятельности таможенной системы Российской Федерации 23
§3. Системность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 25
§4. Нормативность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 26
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

      4. Кроме указанных основных направлений таможенной деятельности, система таможенных органов России осуществляет ряд дополнительных направлений деятельности:

      - гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. Данное направление таможенной деятельности определено Приказом ФТС России от 29.12.2006 № 1407 «О подготовке должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»14;

      - участие в реализации международных договоров, соглашений Российской Федерации, деятельность ФТС России сосредоточена на следующих основных направлениях: проведение работы по созданию представительств таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах зарубежных государств; привлечение консультационных услуг и финансовых средств Европейского Союза (ЕС) для реализации стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации; развитие сотрудничества с компетентными органами ЕС в борьбе с экономическим преступлениями и таможенными правонарушениями;

      - деятельность по обеспечению  прав, свобод и законных интересов  граждан – направлено на соблюдение  прав и законных интересов граждан при осуществлении таможенных действий и процедур, рассмотрение жалоб и обращений граждан.

§3. Роль и значение таможенной системы современности  для общества и  государства

      Таможенная  служба Российской Федерации как  федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими целями социально-экономического развития государства. Исходя из этого стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является реализация общегосударственных задач в области таможенного дела, обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации с целью экономического процветания и социального благополучия общества.15

      Роль  и значение таможенной службы проявляется в наборе решаемых ею задач:

      1. сокращения издержек, связанных  с перемещением товаров и пассажиров  через таможенную границу Российской Федерации. Для этого таможенными органами разрабатываются системы оптимизации таможенных процедур, создаются условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, соблюдению таможенного законодательства;

      2. пополнение доходной части федерального бюджета. Путем взимания таможенных платежей, пошлин, а также налогов при перемещении товаров через российскую таможенную границу, таможенные органы ежегодно пополняют бюджет Российской Федерации более чем на 2 трлн. руб. В Приложении 1 представлены данные о перечислении средств в федеральный бюджет системой российских таможенных органов.

      3) Третья задача – уменьшение потенциальных угроз Российской Федерации, обусловленных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику Российской Федерации. В данном направлении деятельности реализуется правоохранительная функция российской таможенной системы. Социальную значимость данного направления трудно переоценить: наряду с обеспечением экономической безопасности России таможенные органы выполняют функции обеспечения соблюдения российского таможенного законодательства, ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

      Правоохранительными подразделениями таможенных органов выполняется большой объем работы по пресечению контрабанды товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, фальсифицированной и контрафактной продукции легкой промышленности, подакцизных товаров, объектов, представляющих культурную и историческую ценность, валютных ценностей, ювелирных изделий, драгоценных камней и металлов, черных и цветных металлов, леса и продуктов переработки древесины, продукции топливо-энергетического комплекса, продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, объектов дикой флоры и фауны, находящихся на грани исчезновения, вооружения, военной техники, продукции и технологий двойного назначения, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных материалов, радиоактивных веществ и наркотиков. 16

      В результате осуществления оперативно-розыскной деятельности в 2007г. таможенными органами возбуждено более 2000 уголовных дел, в том числе по преступлениям в области топливно – энергетического комплекса, незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических и сильнодействующих веществ, контрабандой и др. 17

      Приведенные данные позволяют сделать вывод  о высокой социальной значимости таможенной системы Российской Федерации. Находясь на страже интересов российского государства и общества в целом, она становится важнейшим субъектом регулирования внешней торговли и макроэкономической ситуации в целом. Благоприятная экономическая ситуация, в свою очередь, является залогом социального благополучия в обществе, повышения благосостояния каждого его члена.

      Возрастет роль таможенной службы Российской Федерации в иных направления социального регулирования: в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризму, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

      Вместе с тем, система таможенных органов еще далека от совершенства и остается потенциал ее развития. Так, основными направлениями развития российских таможенных органов могут стать следующие: совершенствование и оптимизация таможенных процедур, ускорение документооборота и оформления результатов; активизация правоохранительной деятельности и борьба с коррупцией в собственных рядах; повышение эффективности борьбы с нарушениями российского таможенного законодательства, перемещением через российскую таможенную границу предметов, ограниченных или запрещенных в обороте; повышение профессионального уровня кадров таможенной системы; повышение ответственности должностных лиц таможенной системы.

      Данные приоритеты развития, определенные руководством ФТС России, позволят еще более повысить эффективность деятельности российских таможенных органов, а значит, эффективность выполняемой или социальной роли.

Глава 3. Роль и объективные  свойства права в  обеспечении деятельности таможенной системы РФ

§1. Роль права в обеспечении  деятельности таможенной системы РФ

      Итак, право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

      В то же время Федеральная таможенная служба – орган государственной исполнительной власти, деятельность которого может иметь только правовую основу. Это означает, что все направления и аспекты деятельности российских таможенных органов должны иметь нормативно - правовую основу.18

      Если  в первой части данной работы были рассмотрены свойства права, определяющие его социальную ценность, то теперь можно назвать все те же свойства права, определяющие социальную ценность таможенной деятельности:

      1. инструментальная ценность права  применительно к деятельности  таможенной системы выражается  в его полезности для общества, государства и отдельных индивидов,  как регулятор общественных отношений  в области таможенного регулирования, обеспечения экономической безопасности и правоохранительной деятельности, а также ряде иных направлений;

      2. социальная ценность права применительно  к деятельности таможенных органов  выражается в свойстве права  выступать мерой и гарантом прав и свобод при выполнении таможенных функций.

      Таким образом, в области таможенной деятельности (как и других сферах реализации исполнительной власти) право одновременно выступает инструментом обеспечения деятельности и определяет рамки и порядок ее осуществления. При этом преследуется цель максимальной эффективности как самого права, так и таможенной деятельности.

§2. Принципы и признаки права в обеспечении  деятельности таможенной системы Российской Федерации

      В первой части данной работы были рассмотрены принципы и признаки права вообще, в данной части работы целесообразно рассмотреть указанные признаки и принципы права применительно к деятельности таможенной системы РФ:

      1) системность, придающая нормативно – правовой основе таможенной деятельности стройную упорядоченную структуру;

      2) право есть мера, масштаб свободы  и поведения человека. В отношении таможенной деятельности данное свойство права имеет принципиальное значение. Таможенные органы, как и любые другие органы государственной власти, обладают властными функциями, что заведомо ставит таможенные органы в более выгодное положение в правоотношениях с физическими и юридическими лицами. В этом случае первостепенное значение приобретают рамки дозволенности применения властных полномочий и ответственности за их превышение;

      3) нормативность права в таможенной  деятельности означает наличие  нормативно – правовой основы, набора нормативных актов, регулирующих  все аспекты таможенной деятельности;

      4) государственная обеспеченность означает обеспечение исполнение правовых норм в области таможенной деятельности силой государственного принуждения. Юридическая ответственность предусмотрена за нарушение правовых норм как со стороны физических и юридических лиц, так и должностных лиц таможенных органов;

      5) формальная определенность права в области таможенной деятельности проявляется в нормативном закреплении границ возможного и дозволенного поведения. Всего в области регулирования таможенной деятельности существует несколько десятков различных нормативных актов;

      6) право есть реально действующая система нормативной регуляции в целях достижения задач, поставленных перед системой таможенных органов России;

      7) право не тождественно закону, однако закон является основным  источником права в Российской  Федерации, таким образом, важно соответствие закона принципам права, в том числе в области таможенной деятельности.

      В первой части данной работы были также  рассмотрены принципы права, имеющие  следующую классификацию (Приложение 2):

      Применительно к деятельности таможенных органов система принципов права не меняет своей классификации и актуальности. Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). 19

      В специально – правовых принципах  отражается специфика права в  области таможенной деятельности:

      1) общеправовые принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип справедливости.

      2) межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права, данные принципы отражают связь таможенной деятельности с иными отраслями права: административного, гражданского, гражданско – процессуального, уголовного, уголовно – процессуального. Так, общими для таможенного и уголовного права являются принципы законности, неотвратимости наказания, справедливости, соразмерности наказания совершенному преступлению и т.д;

      3) отраслевые принципы, определяющие  специфику конкретной отрасли права. Статья 338 Таможенного кодекса РФ определяет следующие принципы таможенной деятельности: законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, сочетания гласных и негласных методов деятельности, подконтрольности и поднадзорности;

      4) внутриотраслевые принципы, или  принципы институтов права. Так, в таможенной деятельности существует институт таможенных брокеров, принципами деятельности которых являются принципы законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и поднадзорности.

Информация о работе Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ