Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель данной работы – анализ роли и объективных свойств права в обеспечении деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть роль и объективные свойства права.
2. Рассмотреть таможенную систему РФ, сущность и значение таможенной деятельности.
3. Проанализировать роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ.
Введение 3
Глава. 1 Роль и объективные свойства права 5
§1. Сущность и социальное значение права 5
§2. Объективные свойства права: понятие, признаки, принципы 7
§3. Системность права 10
§4. Нормативность права 11
Глава 2. Таможенная система РФ 14
§1. Сущность и социальное значение таможенной деятельности 14
§2. Основные направления деятельности таможенной системы РФ 16
§3. Роль и значение таможенной системы современности для общества и государства 19
Глава 3. Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§1. Роль права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§2. Принципы и признаки права в обеспечении деятельности таможенной системы Российской Федерации 23
§3. Системность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 25
§4. Нормативность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 26
Заключение 29
Список литературы 30
4. Кроме указанных основных направлений таможенной деятельности, система таможенных органов России осуществляет ряд дополнительных направлений деятельности:
- гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. Данное направление таможенной деятельности определено Приказом ФТС России от 29.12.2006 № 1407 «О подготовке должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»14;
- участие в реализации международных договоров, соглашений Российской Федерации, деятельность ФТС России сосредоточена на следующих основных направлениях: проведение работы по созданию представительств таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах зарубежных государств; привлечение консультационных услуг и финансовых средств Европейского Союза (ЕС) для реализации стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации; развитие сотрудничества с компетентными органами ЕС в борьбе с экономическим преступлениями и таможенными правонарушениями;
-
деятельность по обеспечению
прав, свобод и законных интересов
граждан – направлено на
Таможенная
служба Российской Федерации как
федеральный орган
Роль и значение таможенной службы проявляется в наборе решаемых ею задач:
1.
сокращения издержек, связанных
с перемещением товаров и
2. пополнение доходной части федерального бюджета. Путем взимания таможенных платежей, пошлин, а также налогов при перемещении товаров через российскую таможенную границу, таможенные органы ежегодно пополняют бюджет Российской Федерации более чем на 2 трлн. руб. В Приложении 1 представлены данные о перечислении средств в федеральный бюджет системой российских таможенных органов.
3) Третья задача – уменьшение потенциальных угроз Российской Федерации, обусловленных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику Российской Федерации. В данном направлении деятельности реализуется правоохранительная функция российской таможенной системы. Социальную значимость данного направления трудно переоценить: наряду с обеспечением экономической безопасности России таможенные органы выполняют функции обеспечения соблюдения российского таможенного законодательства, ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Правоохранительными подразделениями таможенных органов выполняется большой объем работы по пресечению контрабанды товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, фальсифицированной и контрафактной продукции легкой промышленности, подакцизных товаров, объектов, представляющих культурную и историческую ценность, валютных ценностей, ювелирных изделий, драгоценных камней и металлов, черных и цветных металлов, леса и продуктов переработки древесины, продукции топливо-энергетического комплекса, продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, объектов дикой флоры и фауны, находящихся на грани исчезновения, вооружения, военной техники, продукции и технологий двойного назначения, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных материалов, радиоактивных веществ и наркотиков. 16
В результате осуществления оперативно-розыскной деятельности в 2007г. таможенными органами возбуждено более 2000 уголовных дел, в том числе по преступлениям в области топливно – энергетического комплекса, незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических и сильнодействующих веществ, контрабандой и др. 17
Приведенные данные позволяют сделать вывод о высокой социальной значимости таможенной системы Российской Федерации. Находясь на страже интересов российского государства и общества в целом, она становится важнейшим субъектом регулирования внешней торговли и макроэкономической ситуации в целом. Благоприятная экономическая ситуация, в свою очередь, является залогом социального благополучия в обществе, повышения благосостояния каждого его члена.
Возрастет роль таможенной службы Российской Федерации в иных направления социального регулирования: в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризму, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.
Вместе с тем, система таможенных органов еще далека от совершенства и остается потенциал ее развития. Так, основными направлениями развития российских таможенных органов могут стать следующие: совершенствование и оптимизация таможенных процедур, ускорение документооборота и оформления результатов; активизация правоохранительной деятельности и борьба с коррупцией в собственных рядах; повышение эффективности борьбы с нарушениями российского таможенного законодательства, перемещением через российскую таможенную границу предметов, ограниченных или запрещенных в обороте; повышение профессионального уровня кадров таможенной системы; повышение ответственности должностных лиц таможенной системы.
Данные приоритеты развития, определенные руководством ФТС России, позволят еще более повысить эффективность деятельности российских таможенных органов, а значит, эффективность выполняемой или социальной роли.
Итак, право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
В то же время Федеральная таможенная служба – орган государственной исполнительной власти, деятельность которого может иметь только правовую основу. Это означает, что все направления и аспекты деятельности российских таможенных органов должны иметь нормативно - правовую основу.18
Если в первой части данной работы были рассмотрены свойства права, определяющие его социальную ценность, то теперь можно назвать все те же свойства права, определяющие социальную ценность таможенной деятельности:
1.
инструментальная ценность
2.
социальная ценность права
Таким образом, в области таможенной деятельности (как и других сферах реализации исполнительной власти) право одновременно выступает инструментом обеспечения деятельности и определяет рамки и порядок ее осуществления. При этом преследуется цель максимальной эффективности как самого права, так и таможенной деятельности.
В первой части данной работы были рассмотрены принципы и признаки права вообще, в данной части работы целесообразно рассмотреть указанные признаки и принципы права применительно к деятельности таможенной системы РФ:
1) системность, придающая нормативно – правовой основе таможенной деятельности стройную упорядоченную структуру;
2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В отношении таможенной деятельности данное свойство права имеет принципиальное значение. Таможенные органы, как и любые другие органы государственной власти, обладают властными функциями, что заведомо ставит таможенные органы в более выгодное положение в правоотношениях с физическими и юридическими лицами. В этом случае первостепенное значение приобретают рамки дозволенности применения властных полномочий и ответственности за их превышение;
3)
нормативность права в
4) государственная обеспеченность означает обеспечение исполнение правовых норм в области таможенной деятельности силой государственного принуждения. Юридическая ответственность предусмотрена за нарушение правовых норм как со стороны физических и юридических лиц, так и должностных лиц таможенных органов;
5)
формальная определенность
6) право есть реально действующая система нормативной регуляции в целях достижения задач, поставленных перед системой таможенных органов России;
7)
право не тождественно закону,
однако закон является
В первой части данной работы были также рассмотрены принципы права, имеющие следующую классификацию (Приложение 2):
Применительно к деятельности таможенных органов система принципов права не меняет своей классификации и актуальности. Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). 19
В специально – правовых принципах отражается специфика права в области таможенной деятельности:
1) общеправовые принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип справедливости.
2) межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права, данные принципы отражают связь таможенной деятельности с иными отраслями права: административного, гражданского, гражданско – процессуального, уголовного, уголовно – процессуального. Так, общими для таможенного и уголовного права являются принципы законности, неотвратимости наказания, справедливости, соразмерности наказания совершенному преступлению и т.д;
3) отраслевые принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права. Статья 338 Таможенного кодекса РФ определяет следующие принципы таможенной деятельности: законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, сочетания гласных и негласных методов деятельности, подконтрольности и поднадзорности;
4) внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права. Так, в таможенной деятельности существует институт таможенных брокеров, принципами деятельности которых являются принципы законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и поднадзорности.