Таможенная инфраструктура Российской Федерации: состояние и перспективы развития

Автор работы: c********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:02, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. В течение последних двух десятилетий в мировой торговле протекали сложные процессы, характеризующиеся как позитивными, так и негативными факторами. В истории не было иного такого периода, когда отмечалось бы столь быстрое и масштабное развитие международной торговли. Однако наряду с ростом мировой торговли в указанный период стали развиваться и негативные процессы. В первую очередь это связано с появлением терроризма и возрождением пиратства на главных путях перемещения товаров. Это, в свою очередь, явилось причиной того, что безопасность стала одной из основных проблем мирового торгового сообщества. Зашита общества всегда была одной из главных задач таможни. Однако после событий, случившихся в США 11 сентября 2001 года безопасность приобрела еще большее значение для всех государств, их правительств и таможенных служб. Существующие инициативы по усилению безопасности торговли вновь привлекли внимание и, наряду с ними, возникли новые. И международные, и двусторонние инициативы были пересмотрены и усилены.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Концепция развития таможенной инфраструктуры Российской Федерации ……………….……………………………………………………….
2. Перспективы развития таможенной инфраструктуры в Российской Федерации ……………………………………….…………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

_РЕФЕРАТ.docx

— 50.53 Кб (Скачать документ)

     Финансовое  обеспечение реализации Концепции  планируется осуществлять за счёт средств  федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

     Для реализации основных положений Концепции  разрабатываются федеральные целевые  программы, ведомственные целевые  программы ФТС России и межведомственный план мероприятий. 

     2.Перспективы  развития таможенной  инфраструктуры в  Российской Федерации  

     1.Усиление  процессов глобализации в течение  последних двадцати лет привели  к небывалому росту международной  торговли. Параллельно этому позитивному  процессу в указанный период  стал развиваться и негативный  процесс, связанный с появлением  терроризма и возрождением пиратства  на главных путях перемещения  товаров. Безопасность стала одной  из основных проблем мирового  торгового сообщества. Особую остроту  она приобрела после событий  11 сентября 2001 года в США. 

     В течение последних пяти лет существующие инициативы по усилению безопасности торговли были пересмотрены и усилены (всего двенадцать: три разработаны  Международными организациями, остальные  США, Англией и Евросоюзом). В основном они касаются безопасности перемещения  грузов воздушным и морским транспортом. Суть инициатив сводится к тому, что безопасность и упрощение  торговли^ можно достичь путем внедрения в деятельность таможенных служб предварительного информирования, электронного декларирования, системы управления рисками и постаудита. В ходе анализа было установлено, что в связи с необходимостью вложения больших инвестиций реализовать эти инициативы в максимальной степени смогут только лидирующие развитые и крупные развивающие страны. Остальным странам для обеспечения своей безопасности без внешних доноров не обойтись.

     2. Традиционные методы работы таможни  в новых исторических условиях  для обеспечения безопасности  торговли оказались недейственными. Проведенные исследования позволиж^выявить общие проблемы, к которым следует отнести: отсталость процедур работы; несоответствие законодательство международным требованиям, что затрудняет введение новых форм и методов работы; отсутствие таможенной инфраструктуры на государственной границе и внутри страны, способной обеспечить эффективное обслуживание международных грузопотоков с использованием новейших технологий; недостаточное внимание организационным и кадровым вопросам; высокий уровень коррупции; непонимание необходимости координации работы с другими правоохранительными структурами государства.

     Анализ  указанных проблем и причин их возникновения показал, что многие государства, особенно развивающиеся, по ряду объективных ^и субъективных причин оказались не готовыми к проведению таможенной реформы и внедрению рекомендаций, разработанных в международных документах. Главной была одна причина - отсутствие средств на реализацию проектов. Миссию по финансированию на себя взял МБР.

     3. Проведенный анализ результатов  модернизации таможни в ряде  государств под руководством  МБР (6 из 38 проектов получили оценку  удовлетворительно, остальные - неудовлетворительно)  показал, что при разработке  проектов и их реализации было  допущен ряд просчетов как  на этапах предпроектной диагностики и разработки проектов, так и при их реализации. Так как в условиях глобализации модернизация таможни - это целесообразно пользоваться следующими практическими соображениями:

     1) Диагностическая работа на ранних  этапах разработки проекта выиграет  от привлечения существующих  инструментов оценки сильных  и слабых сторон таможенной  службы.

     2) Необходимо разработать набор  показателей эффективности работ  с определенными на практике  контрольными значениями.

     3) Таможня является лишь одним  из органов, осуществляющих очистку  ввозимых и вывозимых грузов. Необходимо предпринять усилия  по включению этих органов в анализ в рамках проекта реформ и исследованию возможностей по рационализации процесса очистки грузов в Ц(

     Улучшение взаимодействия между таможней и  другими органами является важным экономически эффективным методом совершенствования  процесса очистки грузов и обеспечения  соблюдения законов.

     4) Для разработки проекта необходимо  привлекать специалистов высокой  квалификации. непрерывный процесс, то при разработке проектов и их е

     5) Чтобы повысить вероятность достижения  устойчивых результатов, необходимо  уже на самой ранней стадии  подготовки проекта добиваться  от правительства обязательств  по финансированию расходов, связанных,  в первую очередь, с модернизацией  таможенной инфраструктуры и  обновлением ИКТ-технологий.

     6) Для проведения реформы необходима  команда единомышленников, поддерживаемая  правительством. Частая смена руководства  таможни, как правило, нарушает  преемственность при проведении  мероприятий в рамках реформы. 

     7) Таможенная инфраструктура является  той материальной основой, без  которой достичь положительных  результатов в проведении таможенной  реформы невозможно. Она самая  затратная часть как по материальным, так и по финансовым средствам.

     4. В России таможенная реформа  проводится с 2002 года. Для этих  целей МБР выделил 140 млн. дол.  США. Не смотря на определенные успехи, связанные с разработкой современного таможенного законодательства, подготовкой кадров, реформа не дала пока позитивных результатов. Главным" тормозом в проведении реформы стала таможенная инфраструктура. Она не приспособлена сегодня для развертывания на ее базе современных технологий. Главные объекты в портах, на госгранице и внутри страны, которые являются зонами таможенного контроля и должны быть государственной собственностью, принадлежат бизнесу, что способствует коррупции, перемещению контрабандной и контрафактной продукции. Физическое состояние объектов неудовлетворительно: только 12% объектов соответствуют предъявляемым требованиям, 15% - требуют реконструкции, 38% -капитального ремонта и 35% - текущего ремонта.

     В диссертационном исследовании показано, что для успешного проведения таможенной реформы необходимо менять идеологию развития таможенной инфраструктуры, систему взглядов и идей, направленных на ремонт, строительство, реконструкцию  и обеспечение функционирования объектов таможенной инфраструктуры. В стране следует создать команду  единомышленников, как среди таможенников, так и в правительственных  кругах, которая бы взяла на себя ответственность за качественное проведение модернизации таможни и ее инфраструктуры. Частая смена руководства таможни  на федеральном и региональном уровнях  размывает ответственность за проведение реформы, спрсобствует бесконтрольности использования средств, выделяемых из государственного бюджета на и развитие объектов таможенной инфраструктуры, не способствует налаживанию деловых партнерских отношений между таможней и бизнесом. Для рационального использования ресурсов, которые государство способно выделить для совершенствования таможенной инфраструктуры, как в ближайшие годы, так и в длительной перспективе, необходимо проведение оптимизационных процедур по выбору целесообразных направлений и объемов работ по ее развитию и совершенствованию.

     5. На основе анализа международного  и отечественного опыта выявлено, что для корректировки российского  проекта модернизации таможни  и ее инфраструктуры необходимсГунитывать состояние политической обстановки в стране и мире, военно-политической обстановки на государственной границе и пограничном пространстве страны; воздействие на развитие таможенного дела экономических, социальных и географических факторов, правовых и нормативных актов; состояние объектов таможенной инфраструктуры, соответствие ее формам и способам служебных действий, применяемых таможенниками при выполнении поставленных задач.

     6. Проведенные исследования показали, что при планировании обустройства  таможенной территории целесообразно  настойчиво реализовывать разработанные  практикой принципы. К ним относятся: 

     - соответствие оборудования таможенной  территории страны задачам органов  ФТС России и условиям их  применения;

     - единое общегосударственное планирование  оборудования таможенной территории  страны;

     - обязательность проведения экономического  анализа и научного обоснования  программы оборудования таможенной  территории.

     - комплексный подход к оборудованию  таможенной территории на основе  тесного взаимодействия с федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  местного самоуправления, пограничными  войсками.

     - приоритетность проведения мероприятий  оборудования таможенной территории  страны, исходя из оценки угроз  экономической безопасности Российской  Федерации и анализа товаропотоков через ее государственную границу, а также по обустройству объектами таможенной инфраструктуры морских портов, аэродромов, пунктов перехода на государственной границе и превращении их в государственную собственность;

     - обеспечение экологической безопасности  таможенных органов при использовании  объектов таможенной инфраструктуры;

     - сочетание централизации при  -организации оборудования таможенной территории страны с децентрализацией проведения его мероприятий.

     7. В работе представлена логико-математическая многофакторная модель, позволяющая решать две задачи: оценку состояния и перспектив развития таможенной инфраструктуры.

     При решении первой задачи модель позволяет  проводить оценку состояния имеющейся  ТИ; анализировать правильность размещения её элементов на соответствующих  участках границы и внутри страны соответствующих таможенных региональных управлений, таможен; рассчитывать укомплектованность таможенных органов объектами ТИ в целом и по группам элементов; устанавливать степень изношенности различных элементов ТИ; выявлять необходимость и объем эафот по дальнейшему развитию ТИ с учетом предъявляемых к ней требований.

     При решении второй задачи - определять перспективы развития ТИ на год, 5 лет  и более отдаленную (10 лет) перспективу; очередность (приоритетность) развития ТИ по региональным управлениям (таможням) и за ФТС России в целом (новое  строительство, капитальный и текущий  ремонт, реконструкция); предложения  в Федеральную целевую программу  оборудования таможенной территории страны; необходимое ресурсное обеспечение  развития ТИ для нового строительства, капитального и текущего ремонта, реконструкции; объем нового строительства объектов ТИ на установленный срок по региональным управлениям и за ФТС России в  целом.

     8. Предложены научно-методические  рекомендации управленческим аппаратом  (научно-исследовательским коллективам)  по оценке состояния и определению  основных направлений развития  ТИ с частичным использованием  персональных ЭВМ (основной вариант)  и при решении в автоматизированном  режиме типовых расчетных задач  по объектам ТИ.

     Оценку  состояния ТИ, имеющуюся в том  или ином таможенном органе, рекомендуется  осуществлять по следующему алгоритму: прогнозирование факторов обстановки, влияющих на состав, состояние и  перспективы развития ТИ; создание банка данных по объектам ТИ; уяснение реального состава ТИ; расчет степени  оборудованности ТИ; оценка состояния ТИ и определение количества её объектов, отвечающих предъявляемым требованиям, требующих реконструкции, капитального и текущего ремонта, а также нового строительства; осуществление предварительных расчетов на финансовые затраты; разработка организационно-методических рекомендаций управленческим аппаратам по развитию ТИ.

     Прогнозирование перспектив развития объектов ТИ соответствующего таможенного органа целесообразно  проводить по следующему алгоритму: изучение состава и реального  состояния ТИ; формирование 5 - 6 и  более возможных вариантов развития ТИ; определение по каждому из таких  вариантов потребностей в ресурсах; оценку намеченных вариантов развита^ ТИ; разработку планов развития ТИ, касающихся нового строительства и реконструкции существующих объектов на очередной год, 5-летний и 10-летний периоды.

     7. Вскрыты перспективы развития  объектов ТИ на обозримое будущее.  В результате проведенного исследования  была установлена необходимость  осуществлять развитие ТИ по  единому замыслу и плану в  строгом соответствии с Федеральной  программой оборудования таможенной  территории страны, обратив особое внимание приоритетному развитию ТИ в зонах ответственности Южного и Приволжского таможенных управлений.  

Информация о работе Таможенная инфраструктура Российской Федерации: состояние и перспективы развития