Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа
Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------
Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения государством активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите её экономических интересов.
Одним из крупных шагов в области рыночных реформ, проводимых в Кыргызской Республике является либерализация внешней торговли. Кыргызстан сегодня имеет самый либеральный внешнеторговый режим среди стран СНГ. В течение короткого режима времени торговый режим республики был радикально либерализован. Лицензирование экспорта и импорта было отменено в 1994 году за исключением 8 статей, принятых в мировой практике (оружие, наркотики, лекарственные средства, драгоценные металлы, произведения искусства). Кыргызстан не применяет количественные ограничения на импорт, или прочие нетарифные меры, противоречащие правилам ВТО, таможенный тариф на импорт является единственным инструментом регулирования торговли.
Из вышеизложенного
следует, что внешнеэкономические связи
формируются и осуществляются под воздействием
различных регуляторов, т.е. рычагов, которые воздействуют на возникновение связей
и направляют их развитие в единую эффективную
политико-экономическую систему, защищающую
интересы государства. Регуляторы
внешнеэкономических связей могут быть
экономические и организационно-
Экономические регуляторы воздействуют на экономические интересы возникновения и осуществления данных связей. К ним относятся:
Организационно-
Активное регулирование государством внешнеэкономических связей является одной из функций внешнеэкономической деятельности государства.
Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике.
Одним из основных элементов проводимых
в стране экономической реформы,
предусматривающей переход от административных
методов управления к экономическим,
является усиление роли таможенно-тарифного
регулирования внешней
Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения государством активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите её экономических интересов.
Таким образом, таможенно - тарифное регулирование ВЭД в новых условиях выступает не только в качестве инструмента регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности, но и приобретает качественно иное, более важное значение, становясь регулятором и средством формирования новых экономических отношений и связей.
1.2. Таможенный тариф – основной инструмент регулирования
внешнеэкономической деятельности
Таможенно-тарифная политика является одним из регулятивных инструментов экономики, при помощи которой осуществляется реализация государственного регулирования внешней торговли, включающее тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Таможенный тариф - это классический инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые налагаются на ввозимые или вывозимые товары. Появилась понятие – таможенная пошлина как экономическая категория после разделения труда на этапе возникновения обмена между отдельными государствами, то есть позже, чем сформировались категории цены.
Исторически таможенные пошлины получил название от татарского слова тамга – печать, принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою сбор с товаров, взыскание которого связано с перемещением товара через какую-либо линию - через государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т. п. Еще на Руси производился взимание сбора при перевозке товара через внешнюю границу, или при перемещении его внутри государства, таможенные пошлины разделяются на внешние и внутренние. Внутренние таможенные пошлины имели характер вознаграждения за пользование мостами, переправами, торговыми площадями и т. п. Иногда же представляют собою налог, взыскиваемый или в пользу государства, или городов, приходов и т.д. Вообще за передвижением товаров через внутренние линии следить несравненно труднее, чем на внешних границах; грузы, перевозимые внутри государства, всегда могут ускользнуть от оплаты внутренними сборами, особенно, если последние настолько значительны, что обход их составляет достаточную премию за перевозку товара окольными дорогами и т. д.4
Внешние таможенные пошлины были ввозными, отпускными и транзитными. Отпускные пошлины в прежнее время имели большое значение и доставляли значительную часть таможенного дохода; в ХVIII-м столетии, например, с отпуска получалось до 2/3 всех таможенных поступлений. Ныне принято за правило оказывать всяческое содействие развитию вывозной торговли, и потому отпускные пошлины почти всюду либо вовсе отменены, либо сведены к весьма немногим. В государствах с протекционным режимом отпускные пошлины иногда применяются к сырым продуктам, служащим материалом для наиболее поощряемых отраслей промышленности: В России, в этих целях, обложены вывозной пошлиной сырая кость, шлаки, железные руды и тряпье.
Сверх того, отпускными пошлинами, в фискальных целях, облагались те продукты, на которые данная страна имеет или почти имеет монополию производства, так что пошлина, уплачиваемая при их вывозе, должна ложиться на заграничного покупателя: например, такое значение принадлежит пошлине с вывозного пальмового дерева. В некоторых странах, где существуют умеренные фискальные таможенные пошлины, небольшие отпускные пошлины применяются до настоящего времени (напр. в Турции, Египте, Марокко и т. п.). Транзитные пошлины, в виду принятой ныне повсюду системы оказывать возможное покровительство транзитной торговле, почти нигде не существуют. Важное значение имеют ввозные таможенные пошлины.
На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления. Сейчас их значение резко сократилось, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления. Функции современных импортных тарифов связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.
Экспортные таможенные пошлины используются реже, целью которых является получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются.
Транзитные
пошлины взимаются с товаров,
пересекающих национальную территорию
транзитом. Они сдерживают товарные потоки
и рассматриваются как крайне нежелательные,
нарушающие нормальное функционирование
международных связей и
сейчас практически не применяются.
Несмотря на общие тенденции применения таможенных пошлин, в мировом сообществе у большинства стран все еще сохранилось стремление защитить собственные интересы в ущерб интересам других государств (особенно в развитых странах).
Размер таможенного обложения ввозных товаров определяется действующим таможенным тарифом и находится в зависимости от характера принятой в данном государстве таможенной политики - фритрэдерского, умеренно или сильно покровительственного, меркантилистического или запретительного, а также от принятой
в государстве
системы более или менее
Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих доходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, так как тесно связаны с ценами.
В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов
Обычно фундаментом, на котором строится таможенный тариф, служат законы, определяющие правовые основы таможенно-тарифного регулирования: "Законы о таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс".5
"Несущая конструкция" тарифа - это его товарная номенклатура, методология определения таможенной стоимости и взимания пошлин, механизм их ведения, изменения или отмены, правила определения страны происхождения товара, нормы, определяющие действия исполнительной власти в области таможенно-тарифного регулирования. Активная часть таможенного тарифа - это ставки таможенных пошлин, являющихся налогом за право ввоза или вывоза товара.
Таможенный тариф по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаров таможенной границы.
Как активный инструмент государственного регламентирования таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота. Увеличивая цену импортного или экспортного товара, таможенный тариф оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли.
Сущность таможенного тарифа проявляется в его функциях:
- фискальная функция обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны;
- регулирующая функция в основном осуществляется через таможенный тариф, так с помощью тарифов регулируется уровень цен товаров, ввозимых на таможенную территорию Кыргызстана.
Регулирующая функция таможенных пошлин подразделяется на две подфункции:
- протекционистская подфункция, посредством которой осуществляется защита национальных товаропроизводителей и направлена на установление препятствий для ввоза отдельных товаров путем введения повышенных ставок таможенных пошлин. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость и тем самым повышается конкурентоспособность национальных аналогичных товаров.
- стимулирующая подфункция направлена на поддержку экспортно- ориентированных производств и реализуется через систему льгот и освобождений;
- уравнительная функция таможенных пошлин возложена на налоги, такие как НДС и акцизы.
Кроме вышеназванных функций, таможенный тариф:
- влияя на внутренние цены, содействует развитию национального производства и экспорта;
- активно используется
для получения торгово-
- может
быть использован для развития
отечественного экспорта путем
установления низких (в некоторых
случаях и нулевых) ставок
Таможенный тариф Кыргызской Республики представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Кыргызской Республики и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) СНГ.
Порядок формирования и применения таможенного тарифа установлен Законом Кыргызской Республики «О таможенном тарифе», вступившим в действие с 15 декабря 1992 года, который ежегодно пересматривается и утверждается Жогорку Кенешем. Основными целями введения Таможенного тарифа Кыргызской Республики являются:6
Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества