Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

Работа состоит из  1 файл

11112Дипл[1].12pol.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

Таким образом, Кыргызская Республика поддерживая  новый раунд многосторонних переговоров, имеет следующую позицию относительно текущих переговоров, о которой заявила в ходе шестой Министерской конференции в городе Гонконг (КНР) в декабре 2005 года.

По сельскому хозяйству: модальности по переговорам по сельскому хозяйству должны отражать интересы таких стран, как Кыргызстан с малой и уязвимой экономикой в переходном периоде, но в тоже время с высокими либеральными обязательствами. В этом плане Кыргызстан, запросил предоставление равноценного подхода в принятии новых обязательств, как предполагается для наименее развитых стран, и как указанно в параграфе 45 Решения Генерального Совета от 1 августа 2004 года. В рамках подготовки к шестой Министерской конференции Кыргызстан совместно с Арменией, Грузией и Молдовой сделали совместное заявление в Комитет по сельскому хозяйству (TN/AG/GEN/10 от 29 июня 2005 года) о проблемах стран с низким доходом и переходной экономикой в плане своей озабоченности по принятию новых обязательств в сельском хозяйстве.

По доступу на рынок для не сельскохозяйственной продукции: модальности по переговорам по промышленным товарам, должны отражать стремление всех членов ВТО значительно улучшить доступ на рынок, как это указано в параграфе 13 Декларации, принятой  в Дохе. В тоже время Кыргызстан отметил, что объективные экономические индикаторы четко указывают, что уровень развития ее экономики сравним с развивающимися странами с низким доходом, и, по сути, с некоторыми наименее развитыми странами, более того, не имеет выхода к морю и сталкиваются с дополнительными трудностями в отношении экономики и торговли. В этой связи, Кыргызстан призвал стран-членов ВТО и переговорную группу по рыночному доступу рассмотреть вопросы предоставления специальных положений в модальностях по переговорам для таких стран. Кыргызстан также совместно с Арменией, Грузией и Молдовой сделали совместное заявление в Переговорную группу по доступу на рынок (TN/MA/W/56/Rev1 от 6 июля 2005 г.) о проблемах стран с низким доходом и переходной экономикой в плане своей озабоченности по принятию новых обязательств.

Либерализация торговли услугами: Кыргызстан поддержал разработанный текст модальностей, который был принят 6 марта 2003 года на заседании Совета по услугам. При этом Кыргызстан сделал заявление, которое внесено в протокол специальной сессии Совета по торговле услугами от 3-6 марта 2003 года и было поддержано странами-членами ВТО, в нем было отмечено, что  согласно перечня специфических обязательств Кыргызстана по торговле услугами из 99 секторов и почти 600 подсекторов, разработанных по UN CPC, Кыргызстан принял обязательства во время процесса вступления по 545 подсекторам и видам деятельности. Это является количественной частью перечня. Качественная часть более заметна в условиях открытости горизонтальных и специфических обязательств, по которым нет ограничений как по доступу на рынок, так и по национальному режиму практически по всем секторам и способам поставки (за исключением небольшого числа стратегических секторов и 4 способа поставки). Перечень обязательств республики равен обязательствам группы недавно присоединившихся стран-членов ВТО, и иногда, он даже более либерален. Также было упомянуто в специальном заявлении, которое было распространено странам-членам ВТО документом WT/MIN (03)/W/3 от 26 августа 2003 года перед Министерской конференцией в городе Канкун.

Обращая внимание, что статья 49 Министерской Декларации в Дохе говорит, что переговоры «….должны проводиться с целью обеспечения  выгоды для всех участников и достижения общего баланса результатов переговоров»29.  А также учитывая, что Кыргызстан уже имеет обязательства с высокой степенью либерализации, отличные от тех, которые имеют страны, являющиеся членами ВТО с момента ее образования, поэтому Кыргызстан не имеет возможности либерализировать доступ на свой рынок услуг больше, чем уже принятые обязательства, которые претворяет  в жизнь с момента членства в ВТО.

О позиции Кыргызстана  по услугам было направлено письмо в адрес Генерального директора  ВТО (№ 03-1-1/2551 от 1 июня 2005 года)

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС): Кыргызстан высказал свою поддержку по укреплению положений ТРИПС путем обеспечения более ясных и предсказуемых правил по статьям 22 и 23, касающимся охраны географических указаний в отношении продукции, кроме вин и алкогольных напитков. Также Кыргызстан поддержал Решение ВТО по ТРИПС и здравоохранению на Министерской конференции в городе Канкун в 2003 году, поскольку это Решение позволит бедному населению мира, страдающему от эпидемий, получить доступ к дешевым лекарственным средствам и право получать медикаменты из разных стран и источников.

Упрощение торговли: Учитывая, что одним из основных препятствий во внешней торговле являются таможенные барьеры на границе и процедуры транзита, Кыргызстан поддержал предлагаемые в отчете Переговорной группы по облегчению торговли меры по улучшению  статей V, VIII, X ГАТТ  (Приложение E проекта Министерской декларации). При этом  высказала просьбу к странам-членам ВТО согласиться с тем, что странам с малой переходной экономикой и низким доходом, должно быть обеспечено адекватное техническое содействие для создания потенциала согласно пунктам 5 и 6 Приложения  D Решения Генерального Совета от 1 августа 2004 года.

В феврале 2006 года Кыргызстан участвовал в совместном заявлении Европейского Союза, Канады, Японии, Армении, Монголии, Новой Зеландии, Молдовы и  Парагвая, которым были внесены предложения переговорной группе по упрощению торговли (TN/TF/W/79 от 15 февраля 2006 года). 

 

 

3.2. Совершенствование  торгово-таможенного регулирования Кыргызской  Республики

       

На протяжении 90-х годов целью политики руководства  Кыргызстана была максимальная либерализация  внешнеэкономических связей. Государство  снимало – один за другим барьеры, препятствующие свободному перетоку через границы товаров, услуг и капиталов. В Кыргызской Республике достаточно быстро сложилась законодательная и нормативная база ведения внешнеэкономической деятельности, в целом соответствующая принципам рыночной экономики. На создание открытой экономики были ориентированы все правовые акты, принимавшиеся с 1991 года. Тем самым, кыргызское руководство надеялось, что в ходе либерализации именно зарубежные партнеры помогут решить основные экономические проблемы республики. Было очевидно, что необходимые структурные преобразования, качественные изменения в экономике Кыргызской  Республики невозможно осуществлять в замкнутых национальных рамках. Единственно правильный и возможный путь – интенсивно участвовать в международном разделении труда и привлечении внешних источников финансирования.

       Тарифные методы сегодня, как показал вышепроведенный анализ, являются основой экономического регулирования ВЭД, которые находятся в тесном взаимодействии с другой частью экономических методов, включающих налоги и сборы. Исключительная роль таможенных тарифа в регулировании ВЭД определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования. Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Одним из основных элементов  проводимых в стране экономической  реформы, предусматривающей переход  от административных методов управления к экономическим, является усиление роли  таможенно-тарифного регулирования  внешней торговли.

      Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Кыргызской Республикой активной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Кыргызской Республики защите и экономических интересов.

     Как  показала выше отмечали, Таможенный  тариф является самым важным  классическим инструментом регулирования  внешней торговли.

     Как активный инструмент государственного регламентирования таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота. Увеличивая цену импортного или экспортного товара, таможенный тариф оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли.

     За десять лет, Таможенный тариф Кыргызской  Республики из одного из основных источников доходов республики в первые годы независимости, сегодня стал инструментом государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности.  Другими словами, доминирующая роль фискальной функции, которая ранее сводилась исключительно к решению проблемы пополнения бюджета, постепенно теряет свое первостепенное значение, и в настоящий момент совершенствование тарифной системы Кыргызской  Республики  в большей степени направлено на оптимизацию структуры внешней торговли страны.

         На сегодняшний день, в Кыргызстане  среди стран Содружества Независимых  Государств  самая либеральная  тарифная система. Кыргызстан  в наибольшей степени открыл  свои рынки для иностранных  конкурентов – соответственно. Средние тарифные ставки на импортируемые товары в Кыргызстане примерно в 2,5 раза ниже, чем в других странах СНГ.

      Например, в 1998 году средняя тарифная ставка на импортируемые товары составляла:

- в Кыргызстане  – 8,1%; в России – 22,6%; в Казахстане – 20,2%; в Белоруссии – 19,3%.

      В 2000 году средняя ставка таможенных пошлин составляет в среднем уже 5,12%, в 2008 году средняя ставка Таможенного тарифа составляет 5%.

           В материалах  «Комплексных основ  развития Кыргызской  Республики до 2010 года» говорится:  «одним из крупных шагов в области рыночных реформ, проводимых в Кыргызской  Республике  является либерализация внешней торговли. Мы сегодня имеем самый либеральный внешнеторговый режим среди стран СНГ. В течение короткого времени торговый режим республики был радикально либерализован. Лицензирование экспорта и импорта было отменено еще в 1994 году. Кыргызстан не применяет количественные ограничения на импорт или прочите нетарифные меры, противоречащие правилам ВТО, таможенный тариф на импорт является единственным инструментом регулирования торговли…»30.                                                                                       

      В соответствии с требованиями ВТО, Таможенный тариф Кыргызской  Республики приближен к тарифам развитых стран, где:

- минимальными  таможенными пошлинами облагается  импорт сырья;

- более высокие  пошлины установлены на полуфабрикаты;

- самые высокие  пошлины установлены на готовые  изделия.

     В Кыргызской  Республике, минимальные ставки (нулевые) установлены на продукцию, которая в Кыргызской  Республике не производится или при невысоком уровне внутреннего производства активно потребляется отраслями промышленности (это относится к семенным злакам, племенным животным, природному газу, фармацевтической продукции, некоторые виды минеральных удобрений, отдельные виды оборудования и др.). С другой стороны, учитывая сырьевой характер экспорта Кыргызской  Республики и его зависимость от изменений внешней конъюктуры цен, введение нулевых ставок таможенных пошлин на важные для развития производства товары будет, в какой-то мере способствовать постепенной ориентации экспорта Кыргызской  Республики на готовую продукцию.

     Максимальные ставки тарифа в Кыргызской  Республике установлены на товары тех отраслей, которые производят стратегически важную продукцию, самостоятельное обеспечение которой необходимо для безопасности страны, либо в отношении товаров тех отраслей, которые, обладая недостаточной конкурентоспособностью в международном масштабе, имеют большое значение для внутреннего рынка. Так, наиболее высокие пошлины (в размере 50% от таможенной стоимости) установлены на ввоз тканей из натурального шелка, произведений живописи, взрывчатых и горючих веществ (30%).

     Дифференцированная таможенная система, являясь одним из рычагов государственного  регулирования, преследует цель изменения структуры импорта, которая в настоящее время характеризуется значительной долей потребительских товаров и небольшой долей сырьевых и инвестиционных товаров, что обусловлено низкой степенью развития внутреннего производства.

     Таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, Таможенный тариф становится инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими государствами.     Примером действительного таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейский союз, который представляет собой интеграционное объединение стран Европы. Так. в 1968 году были отменены взаимные таможенные пошлины и одновременно был введен Единый таможенный тариф в торговле с третьими странами, а с 1993 года был полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Следует отметить, что традиционно до последних лет, наибольший приоритет отдавался тарифной политике. Однако в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции в той мере, в какой это предполагается при принятии решений.  С этой точки зрения очевидна необходимость приведения таможенных процедур в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов. При анализе существующей практики были выявлены следующие процедурные проблемы:

  • Предприниматели и другие заинтересованные лица  не имеют информации о схеме, сроках прохождения, необходимых документах таможенного оформления и контроля, стоимости услуг.
  • Распорядок работы таможенных органов – неудобен для участников ВЭД (ночной режим работы, длительность прохождения процедур).
  • Нормативно-правовые документы содержат примечания, позволяющие таможенным органам превышать свои полномочия.
  • Запрос ненужных документов.
  • В настоящее время основной объем документооборота продолжает оставаться бумажным. На уровне государственных органов наблюдается низкий уровень внедрения информационных технологий и компьютеризации документооборота.
  • Наличие частого физического контакта предпринимателя и государственного чиновника по поводу получения необходимого разрешения.
  • Процедуры контроля ввоза продукции  и выпуска товара в свободное обращение включают обязательное размещение товара на СВХ до полного получения разрешительных документов.

Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества