Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

Работа состоит из  1 файл

11112Дипл[1].12pol.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

  Таможенное  оформление проходит в виде  трехступенчатого контроля: документального;  таможенной стоимости; начисления  и уплаты таможенных платежей; валютного; фактического досмотра  и выпуска товара. При этом  каждый этап контроля проводится  разными должностными лицами. При такой системе на границе образуются очереди, создается питательная среда для коррупции, так как выпуск товара в обращение зависит от большого количества лиц.

Поэтому в целях  устранения этих барьеров разработан Указ Президента Кыргызской Республики «О развитии государственной политики в сфере внешней торговли и мерах по совершенствованию экспортно-импортных процедур» от 23 октября 2007 года № 464, согласно которой предусматривается внедрение принципов «Единого окна» при предоставлении государственных услуг по внешнеторговым операциям.

         

3.3. Перспективные  направления развития  таможенно-тарифной

политики республики

 

Основной целью таможенно-тарифной политики республики в перспективе  должно стать использование импорта  как фактора экономического роста, повышения конкурентоспособности и расширения экспортных возможностей перерабатывающих секторов национальной экономики.

На данном этапе, с  одной стороны, требуется поддержать начавшееся оживление деловой и  инвестиционной активности для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. С другой стороны, важно, не препятствуя конкуренции, поставить на период реконструкции производства разумные протекционистские барьеры широкой экспансии зарубежной продукции, особенно продукции потребительского рынка. Эти цели в принципе могут реализоваться с опорой на разные стратегии тарифной защиты внутреннего рынка. Но, по сути, все множество их разновидностей можно свести к реализации двух альтернативных. 

Стратегия «максимально унифицированной защиты», которая предполагает единый подход ко всем товарным позициям импорта в плане установления ввозных пошлин на одинаковом уровне. Как известно, эту стратегию использовала наша республика до вступления во ВТО. Эта стратегия обычно нацеливается на внешнеэкономическую либерализацию экономики и предполагает снижение общего уровня тарифных барьеров. Ее очевидное преимущество – создание равных условий конкуренции национальных производителей с иностранными, устранение злоупотреблений со стороны импортеров (пересортица, занижение таможенной стоимости и др.), обеспечение прозрачности таможенных платежей в бюджет.

В настоящее время  реализуется стратегия «селективно-унифицированной  защиты». Ее концептуальная основа –  идея концентрации усилий тарифной политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка (соответственно ослабление протекционистской защиты) в секторах «неперспективных» производств.

Необходимо отметить, что ориентация на принципы избирательной  тарифной политики характерна не только для промышленно развитых государств традиционно рыночной ориентации, которые используют значительную дифференциацию тарифной защиты национальных производителей в зависимости от стратегических приоритетов развития экономики. Но и для стран с переходной экономикой, осуществляющих активные рыночные преобразования, таких как Польша, Венгрия, Чехия, которые в начале реформ, как наша республика, либерализовали внешнюю торговлю, однако в последующем были вынуждены перейти к более осмысленной и селективно протекционистской политике. Этот переход нужен и Кыргызстану, так как существует экспансия импортеров, особенно в секторе потребительского рынка.

 В настоящее время  в нашей экономике сложились  реальные предпосылки для осуществления принципов селективно–унифицированной защиты внутреннего рынка. Так как за годы реформ произошло сегментирование национального производства на сферы, характеризующиеся разной чувствительностью к импорту; в опоре на процессы импортозамещения все более четко выделяются, с одной стороны, производства, обладающие большим потенциалом роста, с другой, - стагнирующие (депрессивные) сектора. Однако следует отметить, что незавершенность структурных преобразований в республике и кризисное состояние многих секторов промышленности затрудняют пока формирование четких представлений о том, какие производства будут определять зоны национальной специализации в системе международного разделения труда, прежде всего с позиций имеющихся преимуществ национального хозяйства.

Существующая «узкая» номенклатура импортного тарифа, во-первых, не обеспечит регулирование внутреннего рынка из-за предстоящего завершения структурных преобразований экономики, а во-вторых, становлению и развитию в Кыргызстане новейших современных производств. Поэтому нужна существенная дифференциация тарифной политики. Так, если Таможенный тариф Кыргызской Республики 2000 г. содержал четыре диапазона, то Таможенный тариф 2001 г. содержит уже шесть диапазонов. И в дальнейшем придется расширять диапазон ставок, кроме этого необходимо будет для большей диверсификации тарифных ставок перейти к более мелким и даже дробным ставкам. Видимо, при этом следует разбить производства на несколько групп (видов продукции). 

Первая группа – низкоэластичные  к спросу на импортную продукцию (относительно конкурентоспособные) производства. В рамках сложившегося профиля внутренних и мировых цен они, как правило, не реагируют на изменение (снижение) ввозных пошлин. Это те производства, которые не нуждаются в протекционистской защите государства. К ним можно отнести продукции первичной обработки сырья, особенно сырья сельскохозяйственного комплекса.

Вторая группа производств  формирует высокоэластичные (относительно внутреннего спроса по цене на зарубежные и отечественные товары) товарные позиции и пока отличаются низкой конкурентоспособностью. Быстрое и существенное снижение ввозных пошлин у нас для этой группы вызвало утрату внутреннего рынка и в некоторой степени способствовало закрытию предприятий со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями, особенно в «моногородах», где отсутствуют сферы альтернативного приложения труда. Продукты данных производств – изделия обрабатывающей промышленности, машиностроения, текстильной промышленности.

Отличительная особенность  этих производств, - наличие значительного потенциала роста, реальных возможностей повышения конкурентоспособности продукции. Сегодня некоторые из них проявляют признаки хозяйственного оживления. По отношению к этим производствам необходимо осуществлять протекционистскую защиту.

Третья группа производств, требующая особой (стимулирующей) тарифной политики. Это производства депрессивные, повышение конкурентоспособности  которых с опорой исключительно  на собственные силы в обозримой  перспективе проблематично –  столь значительно здесь инновационно–технологическое отставание от мирового уровня (речь идет, например, о выпуске отдельных компонентов электронно-вычислительной техники). Тут протекционистская защита бесперспективна, а выход видится в массированном привлечении иностранного капитала и организации с его помощью современных производств. Поэтому для этих сегментов внутреннего рынка необходим такой унифицированный уровень импортных пошлин, который, с одной стороны, стимулировал бы зарубежных производителей к отказу от ввоза финишных изделий и к переносу производств на нашу территорию, а с другой стороны, обеспечивал беспошлинный ввоз соответствующих видов полуфабрикатов и комплектующих, необходимых для выпуска готовой продукции. Что также будет работать на перевооружение национальной промышленности.

Одновременно, в качестве защитных мер следует применять  нетарифные методы регулирования импорта, предусматриваемые правилами ВТО: количественные ограничения по наиболее чувствительным к импорту видам  продукции, четкое задействование технических стандартов, санитарных норм, особых видов пошлин (антидемпинговых, компенсационных), и др. 

В последующем  необходимо четкое сопряжение мероприятий  тарифной политики, обусловленной взятыми  обязательствами республики при  присоединении к ВТО, с параметрами и ориентирами промышленной политики Кыргызстана. Селективное усиление тарифной защиты внутреннего рынка в перспективе должно жестко увязываться с инвестиционными программами реконструкции национального производства и повышения конкурентоспособности его продукции.

Для оптимизации  и упрощения государственного контроля при ввозе/вывозе и таможенном оформлении товаров необходимо обеспечить доступ должностных лиц государственных  органов в электронную базу данных исключительно в области своих функциональных обязанностей. Также необходимо обеспечить доступ к справочной информации участниками ВЭД и гражданам Кыргызской Республики.

Фактически  это может быть организовано созданием  данной электронной базы по принципам «электронного правительства».В целях выполнения Национальной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики» Правительству Кыргызской Республики и органам государственной власти необходимо переводить на электронную форму процессы заполнения и обработки таможенных деклараций, разработку обязательно списка и выполнения государственных услуг, что способствует практическому внедрению принципа «Единое окно» во взаимоотношениях с участниками ВЭД.    Необходимость внедрения принципов Единого окна продиктована следующими обстоятельствами.  Предпринимателям - участникам внешнеторговой деятельности при оформлении экспорта/импорта постоянно приходится подготавливать и представлять государственным органам значительный объем информации и документов в порядке соблюдения регулирующих требований. Данная документация зачастую должна проходить через целый ряд различных учреждений, использующих свои собственные системы и образцы бумажных документов. Такие требования вместе с издержками, связанными с их соблюдением представляют серьезное бремя для государственных органов и деловых кругов и являются барьером для развития торговли.  Присутствие на всех пунктах пропуска всех необходимых видов государственного контроля представляется нецелесообразным, т.к при этом не соблюдается принцип презумпции добросовестности и честности участников ВЭД и создается дополнительная почва для коррупции. При этом, выгоды от внедрения механизмов  «Единого окна» заключаются в следующем:

    • Оперативное нахождение и получение гражданами, компаниями госслужащими информации и услуг, т.е. связь с государственными органами без волокиты и долгого ожидания;
    • обеспечение реальной и прозрачной информацией об объеме внешней торговли, количестве участников, движении товаров;
    • упрощение работы государственных служб и сокращение времени и затрат  на оформление торговых процедур для предпринимателей;
    • обеспечение прозрачности и повышение качества госуправления, исключение возможности коррупции;
    • доступ ко всей правовой информации, регулирующей в ВЭД, в одном месте;
    • большая открытость и подотчетность государственных контролирующих органов участникам ВЭД и гражданам;
    • повышение степени контроля и ответственности агентств, отвечающих за безопасность государства через оптимизацию функций государства;
    • создание дополнительных стимулов к использованию информационно-коммуникационных технологий, как частным сектором, так и населением;
    • создание научно-обоснованных методик оценки эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти;
    • создание благоприятной среды для бизнеса и привлечения инвестиций.

  Кроме того, кроме реализации принципа «Единого окна» для совершенствования торгово-тарифного регулирования Кыргызской Республики разрабатываются следующие долгосрочные мероприятия:

  • Управление рисками. “Инструкция по применению специальных упрощенных процудур таможенного формления и таможенного контроля” проходит согласование между министарствами и ведомствами, после чего будет утверждена Постановлением Правителсьтва КР.   Согласно данной Интсрукции упрощенные таможенные процедуры будут применяться в отношении тех участников ВЭД, которые представляют наименьший “риск”. Профили и критерии рисков разрабатываются Управлением пост-таможенного контроля Государственным Таможенным Комитетом КР.
  • Предварительное декларирование. ГТК КР начата работа по разработке положений, регулирующих  процедуру принятия предварительного декларирования.  Ожидается, что указанные положения будут разработаны до матрта 2009 года и зачтены командой исследователей в рамках реформ по улучшению рейтинга “Ведение бизнеса 2010”
  • Единый администативный документ. Утвержден Приказом ГТК КР N5-4/380 от 31.12.08г «Об утверждении плана-графика введения бланков деклараций, аналогичных единому административному документу». В настоящий момент идет разработка инструкций по заполнению ЕАД.
  • Разработан проект ПП КР, предусматривающий перевод отдельных видов продукции из перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в перечень продукции, безопасность которой подтвердается декларацией о соответствии, а также упрощение процедуры принятия декларации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из проведенной  в работе анализа регулирования  внешнеэкономической деятельности можно сделать следующие выводы:

    1. Кыргызстан после вступления в ВТО получил совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам.
    2. В период становления полноценных рыночных отношений для нашей страны имеют важное значение два фактора, которые обеспечивают доступ на внешние рынки: Масштаб постоянного и безоговорочного статуса наибольшего благоприятствования, который обретается именно со вступлением в ВТО; вступление в ВТО позволило КР избавиться от ярлыка «экономики нерыночного типа», несмотря на половинчатость реформ в большинстве областей деятельности.
    3. В регулировании внешней торговли, согласно  норм и правил ВТО приоритет отдается тарифным мерам. После вступления в ВТО таможенная система Кыргызстана стала более протекционистская. У Кыргызстана до вступления в ВТО был унифицированный таможенный тариф - 10% - на все виды товаров, после вступления он стал дифференцированным.
    4. Членство в ВТО для Кыргызстана предоставляет возможность пользоваться системой объективного урегулирования споров с высокой степенью вероятности принудительного исполнения решений. Что очень важно для такой маленькой страны, как наша, при участии в международной торговле. За короткое время своего существования механизм урегулирования споров в рамках ВТО показал, что является в высокой степени удовлетворительным. Так как представляет возможность любому члену организации - будь то крупному или малому - добиться удовлетворения своих претензий, связанных с действиями других государств, наносящими вред его торговле.
    5. Кыргызстан в рамках ВТО имеет возможность применять ряд инструментов, посредством которых может либо повысить ставки таможенных пошлин либо применять нетарифные меры защиты внутреннего рынка и отечественной промышленности.
    6. В текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции, в той мере в какой это предполагается при принятии решений.
    7. Возникла необходимость приведения таможенных процедур в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры совершенствуются в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.
    8. В целях совершенствования торгово-тарифного регулирования Кыргызской Республики постоянно проводится работа по унификации уровня таможенных пошлин, а в последние годы большое внимание уделяется процедурам упрощения торговли, для чего внедряется принцип «Единого окна» и Единого администативного документа для участников ВЭД, при технической помощи международных организаций, в т. ч. ВТО.

Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества