Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

Работа состоит из  1 файл

11112Дипл[1].12pol.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

С этой точки зрения очевидна необходимость приведения таможенных процедур в соответствие с реальными  возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.

Другая причина целесообразности этого заключается в том, что в международной практике тариф используется, как правило, в рамках специальных защитных мер, и может поддерживать лишь отдельные потенциально конкурентоспособные производства, успешные производства, находящиеся в стадии становления, и отрасли, имеющие стратегическое значение, в том числе с социально-экономической точки зрения (обеспечение занятости при невозможности альтернативных решений).

Таким образом, таможенная пошлина выполняет такие сходные  функции с налогом, например фискальные и регулирующие, зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами. Основу ее в значительной степени составляет разница между мировой и национальной стоимостью, и здесь таможенная пошлина носит рентный характер.

        Существуют различные подходы  к определению категории ”таможенная  пошлина”.  Большинство исследователей  определяют ее как налог. Методология  определения налогов и таможенных  пошлин совершенно различна, и поэтому они получили у нас отражение в разных законодательных актах,  в Налоговом и в Таможенном кодексах Кыргызской Республики.    

        Налоги и таможенные пошлины  находятся в определенной зависимости.  Таможенные пошлины теоретически не должны оказывать влияния на уровень цен, так как сами являются разницей в уровне внутренних и мировых цен. Некоторые виды налогов оказывают определенное влияние на цены, поскольку являются их составной частью. При  идеальном ходе экономических процессов налоги максимально приближаются к той части вновь созданной стоимости, которая изымается государством на общественные нужды, и, по существу, не должны оказывать влияния на уровень цен. Однако в действительности этого не происходит. Стремление государства аккумулировать в бюджете большую массу вновь созданной стоимости приводит к росту налогов и, соответственно, повышению общего уровня цен и снижению покупательной способности денежной единицы. Это увеличивает разрыв мировых и внутренних цен и обуславливает необходимость повышения таможенных пошлин.

          Можно сделать вывод, что страны  с меньшим уровнем налоговых  ставок при кризисных условиях  могут иметь более низкий уровень  таможенных пошлин, что является  немаловажным фактором проведения  успешней таможенной политики в международных переговорах.

1.3. Необходимость интеграции Кыргызстана  во Всемирную торговую организацию

   

           Одной  из задач ВТО - разработка и  распространение рекомендаций по  вопросам, относящихся к таможенному  делу, с целью ускорения мирового товарооборота, облегчения перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы. Большое внимание уделяется вопросам гармонизации таможенных процедур и таможенного законодательства, а также оказанию практической помощи таможенным службам, которые недавно работают в условиях рыночной экономики. Другим из направлений работы ВТО является координация усилий таможенных служб разных стран в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими таможенными правонарушениями.

          Принятая  в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли. Это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами.

К концу 1995 года Кыргызстан признал о необходимости и важности  вступления во Всемирную Торговую Организацию, что явилась результатом стратегического направления современной торговой политики республики, который был направлен на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю. Немаловажным фактором, повлиявшим на решение Кыргызстана о вступлении в ВТО явилось общее стремление всех стран постсоветского пространства стать членом этой организации.

Вступление Кыргызской Республики в ВТО было необходимым  шагом. Произошло это своевременно, и сделано было во благо страны. Благодаря этому Кыргызстан после вступления в ВТО получил совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам, которая стала основой для вывода нашей экономики из глубокого кризиса, вызванного распадом СССР и мировым финансовым кризисом 1998 года.9

Вступление Кыргызской Республики во Всемирную торговую организацию  в 1998 г. обусловила необходимость соблюдения международных правил и норм в  таможенном регулировании, в связи, с чем в таможенное законодательство Кыргызской Республики были внесены изменения. Произошло переосмысление основных принципов организации и деятельности таможенной деятельности республики согласно соблюдения принятых обязательств в ВТО.

Кыргызстан  после вступления в ВТО получил  совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую  международным стандартам.

В регулировании  внешней торговли, согласно  норм и правил ВТО приоритет отдается тарифным мерам. После вступления в ВТО таможенная система Кыргызстана стала более протекционистская. У Кыргызстана до вступления в ВТО был унифицированный таможенный тариф - 10% - на все виды товаров, после вступления он стал дифференцированным.

Кыргызстан в рамках ВТО имеет возможность применять ряд инструментов, посредством которых может либо повысить ставки таможенных пошлин либо применять нетарифные меры защиты внутреннего рынка и отечественной промышленности. В текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции, в той мере в какой это предполагается при принятии решений.

Вступление в ВТО  также открыло дорогу активному  притоку в нашу страну прямых инвестиций, создало благоприятные условия  для роста объемов производства, торговли, расширения транзита товаров и услуг, увеличения экспорта.

Причиной, которая побудило тогда Кыргызстану принять такое  решение, явилось то, что после  провозглашения независимости Кыргызская Республика, как и другие независимые государства, образовавшиеся на пространстве бывшего СССР, переживала период резкого спада производства и торговли.

Первопричиной спада  производства и торговли явились  разорвавшиеся внутренние и внешние  экономические, торговые связи, основанные на неэффективной торговой и платежной политике, корни которой уходят в централизованную государственную систему планирования СССР.

В то время с целью  остановки спада производства, торговли (1992-1994 гг.) Кыргызстаном со всеми странами СНГ были заключены двусторонние соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, в которых оговаривались взаимные поставки товаров по номенклатуре и количеству. Эти соглашения тогда выполнялись через механизмы госзаказов, платежи проходили через клиринговые центры, а сальдо торговли фиксировались в корсчетах центральных банков.

Эти соглашения в какой-то степени смягчили и растянули  процесс распада торговых связей. Безусловно, это был очень важный отрезок времени, необходимый и  для налаживания новых экономических, торговых связей. Но эти соглашения, конечно же, не могли не только остановить, но даже поддержать на необходимом уровне текущие объемы межгосударственной торговли, поскольку они не были основаны на рыночных механизмах. Несмотря на принятые меры, за 4 года после развала СССР объемы производства и торговли в Кыргызстане упали в два раза, бюджет страны сократился наполовину.

В этих условиях правительству  Кыргызстана необходимо было срочно выработать и реализовать специальную  программу оздоровления экономики, торговой и платежной системы страны, программу оживления экономического роста.

Успех такой программы, в целом судьба новой экономической  политики правительства Кыргызской республики, темпы и направления  дальнейшего экономического развития страны тесно зависели от тех ресурсов, которые мы могли направить на реализацию этой политики, программы и темпов интеграции экономики в мировую экономическую и торговую систему.

Все тогда понимали, что  в стране нет достаточных ресурсов для реализации такой программы. У нас, как у наших соседей, не было сверхдоходных природных ресурсов (нефти, газа), а рассчитывать на пополнение казны и финансирование программы за счет поступлений от развития гидроэнергетики, туризма, освоения золотых месторождений было нереально, т. к. для этого требовались время и огромные ресурсы. В этих условиях спасти экономику страны от системного кризиса можно было только путем либерализации и ускоренной интеграции экономики во всемирную торговую систему. Тогда Кыргызстан, используя особенности своего географического расположения и инструменты либеральной торговли, пропуская через себя транзитом большой поток товаров, услуг, финансовых ресурсов, людей, технологий по маршруту Китай-Центральная Азия – Россия - Европа, привлек бы в страну необходимые ресурсы для реализации программы ускоренного развития экономики.

Именно понимание этой ситуации в 1995 году подтолкнуло к  принятию решения о вступлении страны в ВТО. В ноябре 1995 года вышло распоряжение правительства КР о создании Межведомственной комиссии (МВК) по переговорам с ВТО. Перед МВК была поставлена задача провести ускоренные переговоры и обеспечить вступление Кыргызстана в ВТО. В феврале 1996 года Кыргызская Республика представила официальную заявку в Секретариат ВТО, выражая свою заинтересованность в присоединении к этой организации.10

Тот факт, что  Кыргызстан среди них одним из первых стал членом ВТО, объясняется  малым объемом экономики и  относительно несложным торговым режимом, который имел высокую степень  либерализации.

При этом, начиная  с 1996 года осуществляемые изменения торгового режима республики  принимались в соответствии с требованиями ВТО. Но основной пакет, правовых и институциональных документов регулирующих торговый режим страны, был принят в 1998 году.

14 октября 1998 года Кыргызская  Республика стала 143 членом ВТО, а 20 декабря данный протокол вступил в силу. Процесс вступления КР в ВТО занял всего 3 года, а, к примеру, Китай вел переговоры 14 лет, Латвия - 7 лет.

Факторы, которые повлияли на относительно быстрое вступление Кыргызской Республики в ВТО:

- готовность республики  влиться в международную торговую  систему, со стороны президента  вступление в ВТО было определено  приоритетной задачей правительства  Кыргызской Республики;

- отсутствие разногласий  на национальном уровне (в этом  вопросе власть, гражданское общество  и оппозиция были единого мнения), что позволило на государственном  уровне принимать решения оперативно, своевременно;

- особый статус, полномочия  МВК и высокая компетентность членов МВК, ее состав был на уровне первых заместителей министров, руководителей административных ведомств, - т.е. людей, наделенных полномочиями и владеющих ситуацией в сфере своей деятельности. Поэтому вопросы решались грамотно, оперативно, что способствовало принятию своевременных решений;

- техническая и консультативная  помощь проекта ЮСАИД на протяжении  всего процесса вступления Кыргызстана  в ВТО.

20 декабря 2008 года исполнилось 10 лет, как  Кыргызская Республика стала  членом ВТО. Вступление и участие Кыргызской Республики в ВТО напрямую содействовало  проводимым реформам в стране, направленным на  создание  необходимой основы для  гибкой переориентации экономики страны на использование новых внешних возможностей,  определяемых тенденциями развития мировой торговли. 

За это время  возникало много споров, негативные или положительные последствия  принесло  нам членство во Всемирной  Торговой Организации и какие преимущества Кыргызстан из этого приобрел.

Сегодня с уверенностью можно сказать, то, что членство в ВТО  уже само представляет собой преимущество, ведь система ВТО, в которой республика участвует, представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами и быть вне этой системы, значит  оказаться в невыгодном положении.

Кыргызстан  предоставил своим предпринимателям свободу торговли, открыл возможности  для развития производства и доступа  на иностранные рынки, а также открыл доступ на свой рынок, создав для отечественных производителей  конкурентную среду.

За эти годы были приняты десятки новых законов, нормативных актов, направленных на либерализацию внешнеторгового  режима и привлечение инвестиций в экономику страны, расширилась география и изменилась структура внешнеторгового оборота и экспорта, создана основа безопасной и предсказуемой торговой системы.

Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества