Таможенная территория Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности таможенной территории, свободной экономической зоны и таможенного союза.
Задачи:
Изучения понятий таможенная территория, свободная экономическая зона и таможенный союз;
Рассмотреть историю возникновения таможенной территории, свободной экономической зоны и таможенного союза;
Проанализировать последствия создания таможенной территории, свободной экономической зоны и таможенного союза;

Работа состоит из  1 файл

курсовая таможенная территория.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

     Особенностью  таможенного права является такое  обстоятельство, как совмещение в  своем содержании норм национального  права, так и международного. Данное обстоятельство вызвано тем, что  возникающие во внешней торговле правоотношения всегда подвергаются воздействию со стороны таможенного права иностранного партнера.

     Международный обмен товаров приводит к усилению взаимозависимости государств, что  в свою очередь вызывает все большее  значение норм международных договоров, которые регулируют вопросы таможенного контроля.

     Расширяющиеся международные торговые связи вызывают необходимость разработки общей  практики применения таможенных правил. Уже в XVIII веке ученые и практики стали приходить к пониманию того, что общие таможенные правила приведут к тому, что произойдет объединение торгующих между собой стран в одну страну, то есть единая таможенная политика предшествует политическому объединению. Данный вывод был подтвержден в 1834 году, когда был создан Германский таможенный союз, который явился основой объединения Германии, являющейся одной из самых развитых промышленных стран мира.

     Германский  таможенный союз представляет интерес, поскольку впервые была создана  и прошла проверку на практике такая  форма организации как таможенный союз, объединивший суверенные государства и образовавший единую таможенную территорию.

     Истоки  понятия «таможенный союз» можно  найти в соглашении о Таможенном союзе 1867 г., Французско-Монакском соглашении 1865 г., Бельгийско-Люксембургском соглашении 1921 г., Таможенно-экономическом союзе Бенилюкса 1958 г. (в его основе Таможенная конвенция 5 сентября 1944 г.). Конечно, нельзя не упомянуть о самом успешном европейском Экономическом союзе, в основе которого «Римский трактат» 1957 года, учреждающий в главе 1 раздела 1 Таможенный союз. Кроме него в современном мире существует Центрально-американский общий рынок, функционирует таможенный и экономический союз Центральной Африки и другие. 9

     В Западной Европе были созданы следующие  международные организации: в 1951 году Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), 1957 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии), 1960 – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Экономическая интеграция через указанные международные организации привела европейские государства к политическому объединению их в Евросоюз, являющийся наднациональным объединением. Понятие «наднациональный» отражает право международных организаций принимать в определенных областях, ранее относившихся к сфере суверенности отдельных стран-участниц, имеющие обязательную для них силу решения. Данное понятие берет свое начало в Договоре о ЕЭС.

     Опыт  работы этих межгосударственных образований  был позаимствован при подготовке положений договора о создании Экономического союза, соглашений о Таможенном союзе в СНГ. Были учтены правила ГАТТ, в статье XXIV которого даются характеристики зоны свободной торговли и таможенного союза и оговаривается право государств, участвующих в этих экономических группировках не распространять льготы, которые они предоставляют друг другу, на третьи государства в режиме наибольшего благоприятствования.

        Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень сближения. 

3.2 Экономические последствия  создания таможенного союза

 

     Одной из разновидностей оптимизации таможенной политики является вступление страны в таможенный союз, внутри которого ведется беспошлинная торговля, в  то время как на продукцию не входящих в союз стран установлена импортная  пошлина. Прежде чем вступить в таможенный союз стране приходится взвесить противоречивые последствия этого шага. Рассмотрим их на основе частичного и общего анализа.

     Частичный анализ. На рис. 1. линии SA и DA представляют предложение и спрос на некоторое благо в стране А, а линии SB и SC совершенно эластичное по цене предложение на этом же рынке стран В и С. 

     

     Рис 1. частичный анализ

     Допустим, что в исходном положении страна А взимает пошлину в размере t ден. ед. с единицы ввозимого товара, т.е. страна В может предлагать

его на рынке по цене PB t, а страна С по цене PC t. В этом случае на внутреннем рынке установится цена РЕ PC t при объеме спроса Q1. Отечественные производители предлагают Q0, a Q1 - Q0 ввозится из страны С.

Рассмотрим  последствия создания таможенного союза между странами А и В для страны А. Поскольку РЕ РB, то импорт из страны С будет заменен импортом из страны В и цена снизится до РB. В результате этого излишки потребителей возрастут на площадь РBnmРЕ, излишки производителей сократятся на площадь РBlkРЕ, а таможенные сборы уменьшатся на площадь edml. Следовательно, получит ли страна А чистый выигрыш от создания таможенного союза со страной В зависит от разности между площадью прямоугольника edhg и суммой площадей треугольников klg и mnh. Выигрыш тем вероятней будет превышать потери, чем:

     1) меньше наклон кривых SA и DA;

     2) больше разность между РЕ и РB;

     3) меньше разность между РB и РC.

     Первый  и третий факторы объясняют, почему с большей вероятностью можно  ожидать выигрыша при объединении  в таможенный союз стран с примерно одинаковыми условиями производства и структурой спроса, чем при объединении стран с существенно различными уровнями экономического развития.

     Общий анализ. Более полное представление о последствиях образования таможенного союза в мировом хозяйстве, состоящем из экономик трех названных выше стран, можно получить, используя инструменты общего анализа.

       

     Рис. 2 общий анализ

     На  рис. 2. точки E0 и C0 представляют соответственно структуру производства и потребления в стране А при свободной торговле со странами В и С. Наклон бюджетной линии, касающейся в этих точках кривой производственных возможностей и наиболее отдаленной кривой безразличия, представляет пропорцию обмена блага H, произведенного в стране А, на благо F, произведенного в стране С. Когда страна А покупает благо F у страны В, тогда наклон ее бюджетной линии равен tg , а структуры производства и потребления представляют соответственно точки E2 и С2. Поскольку РF,C РF,B, то tg  > tg поэтому при беспошлинной торговле страна А будет покупать благо F у страны С.

     С введением пошлины для жителей  страны А продукция F дорожает, что отображается уменьшением наклона бюджетной линии с tg до tg . Структуру производства в стране А теперь представляет точка Е1, структуру потребления частного сектора точка C1, а структуру потребления страны в целом (населения и государства) точка С'1, так как для страны пропорция обмена со страной С не изменилась.

     Если  страна А объединится со страной В в таможенный союз, то жители страны А смогут покупать благо F по более низкой цене у страны В (tg  >tg ). В результате страна А окажется на более низкой кривой безразличия, чем до образования таможенного союза. Но страна А могла бы и выиграть от образования таможенного союза со страной В, если бы РF,B была такой, что наклон бюджетной линии страны А при беспошлинной торговле со страной В превышал tg (прерывистая линия).

     В заключении необходимо отметить, что  создание Таможенно Союза привело к упрощению таможенно-тарифного  регулирования между странами-участницами. Безусловно, это пойдет на пользу нашему государству, так как данные перемены способствуют увеличению экспорта и упрощению его перемещения по территории Таможенного Союза, а все это ведет к росту экономики нашей страны и сокращению сроков выхода их экономического кризиса.

     Заключение

 

     Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной  территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в  исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные  острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

     Таможенная  граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет  таможенные территории сопредельных стран, устанавливает область действия таможенного суверенитета. Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

     Товары  и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

     Прибытие  товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства

     Внутренний  таможенный транзит — таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании ВЭД .

     Убытие  товаров и транспортных средств  допускается в пунктах пропуска через Государственную границу  Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов.

        Мировой опыт создания свободных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где эта зона находится. Так сказать, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики.

     Характеризуя  нынешнюю ситуацию с организацией и  функционированием свободных экономических  зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи.

     Свободные экономические зоны в России при  использовании их государством как  механизм селективной либерализации  инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее  производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

     Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.

     Создание  особых экономических зон - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. 

 
 
 

     Список  использованной литературы:

     1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.

     2. Ермак Д. Таможенный союз – хорошо, но реально ли… // Экономическая газета. – №77(1096). – 2009.

     3. Истомин С.И. Таможенное право. – М.: Софт Издат, 2008. – 448 с.

     4. Кухаренко В. Б., Пыжик А. В. Совершенствование деятельности таможен Союзного государства на пути содействия торговле // Безопасность Евразии. – № 2 (8) – 2007, С. 407-415.

     5. Ломакин В. Н. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2008.

     6. Мансуров Т. Таможенный союз – реальная интеграция // Известия. –2008.

     7. Миклашевская Н. А., Холопов А. В. Международная экономика. - М.: "Дело и сервис", 2008.

     8. Островский А. Китай. Особые экономические зоны - удачный социально-экономический проект. "Человек и Труд" № 6, 2009г.

     9. Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2008. С. 24.

     10. Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Основы таможенного дела. Правоохранительная деятельность таможенных органов. М., 2007. Вып. V. С. 85.

     11. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2001.

     12. Собрание законодательства РФ, 17.07.05 ст.2757.

     13. Сотников А. Обустройство Таможенного союза России и Беларуси как условие создания Союзного государства // Общество и экономика. – №5. – 2009 135-141.

Информация о работе Таможенная территория Российской Федерации