Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования.

Содержание

Введение

Глава 1:Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.

1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.

1.2 Классификация таможенных пошлин.

Глава 2: Таможенная политика России

2.1 Общая оценка таможенного дела в России

2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.

2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ

2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)

Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.

3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.

3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.

Заключение.

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 84.88 Кб (Скачать документ)

В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного  союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результатом их работы явилось подписание 
15 декабря 1950 г. в Брюсселе двух конвенций - Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран, вступившая в силу 4 ноября 1952 г.

Задачами  СТС были определены: а) изучение вопросов сотрудничества государств в области  таможенного дела; б) оценка технических  факторов и экономических аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур; в) подготовка конвенций и дополнений к ним; г) сбор информации, касающейся таможенных процедур; д) обеспечение государств-членов необходимой информацией; е) разрешение споров между государствами по таможенным вопросам; ж) сотрудничество с другими  международными организациями.

В октябре 1994 г. СТС был переименован во Всемирную  таможенную организацию (ВТО), которая  в настоящее время насчитывает 153 страны. Высший орган Совета - ежегодная  встреча глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы  подготовленные Политической комиссией  и Финансовым комитетом и принимаются  решения и рекомендации по стратегическим на. правлениям деятельности ВТО. Постоянно  действующим исполнительным органом  ВТО является Секретариат. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. Курс лекций. М.. 2000 Главные задачи ВТО - содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных  таможенных служб во всех странах  мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования; разработка и распространение единых «правил игры» с целью ускорения  мирового товарооборота, унификация и  облегчение перемещения товаров  и пассажиров через таможенные границы  при обеспечении контрольных  и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы. В одном из документов ВТО говорится: «Всемирная таможенная организация является межправительственной организацией, основная задача которой - повысить эффективность деятельности таможенных служб. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню - это инвестиции в международную торговлю, и это значит, что таможня является частью решения проблемы, а не самой проблемой». Шумилов М. М. Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" - М., 2001.

Для реализации этой задачи на современном этапе  членами ВТО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления  деятельности организации на 1996 - 2000 гг., и утверждена «Программа реформ и модернизации таможни», которая  призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления  путем активизации потенциальных  возможностей, совершенствования методов  управления, укрепления организационной  структуры и внедрения современных  таможенных технологий. Всего в рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций. 50 рекомендаций и более десятка  международных норм по отдельным  таможенным вопросам.

Деятельность  СТС/ВТО протекает на международном, региональном и национальном уровнях. Все государства-члены делятся  на региональные группы: 1) Америка и  Карибский бассейн, 2) Европа, 3) Северная Африка, Ближний и Средний Восток, 4) Западная и Центральная Африка, 5) Восточная и Южная Африка, 6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная  Азия, Австралия и Океания. Советский  Союз, вступивший в СТС в 1991 г., был  отнесен к европейскому региону. Независимые государства - субъекты бывшего СССР, оформившие в тот  период свое членство в СТС в порядке  правопреемственности, автоматически  были включены в регион «Европа». Поэтому  при средней численности стран  в регионах около 20 европейский регион оказался самым большим (40 государств).

Задача  каждой группы - проведение линии ВТО  по гармонизации таможенных систем данного  региона (продвижение актов ВТО, их разъяснение, привлечение новых  членов). Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и  семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными  правонарушениями, обменом делегациями  между национальными таможенными  службами и административными органами ВТО. Новым направлением работы стало  создание региональных информационных центров по борьбе с таможенными  правонарушениями. В этих центрах  осуществляется сбор и обработка  данных о контрабанде наркотических  средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей; об уклонении  от уплаты таможенных пошлин и налогов; об иных таможенных правонарушениях.

Каждый  регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению  Политической комиссии. Региональный представитель по должности входит в состав Политической комиссии ВТО и в этом качестве представляет в ней интересы таможенных служб государств региона, что позволяет странам, входящим в региональные группы, более эффективно влиять на политические решения Всемирной таможенной организации.

Региональные  представители работают в тесном контакте с региональными организациями, заинтересованными в развитии сотрудничества по таможенным вопросам. В целях  координации сотрудничества периодически организуются встречи руководителей  таможенных служб региона и региональные конференции по конкретным проблемам. 
 

2.3. Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ

Современная практика осуществления таможенного  сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:

Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в  довольно схожих по своему характеру  направлениях.

Международно-правовое сотрудничество со странами — членами  Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).

В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:

Создание  зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники  ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле.

Создание  таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран  — их участников, установление единого  таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению  к третьим странам.

Создание  общего рынка, при котором убираются  не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры  для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан.

Создание  экономических союзов, для которых  характерно образование единого  рынка без границ и в дополнение ко всему вышеперечисленному также  проведение государствами — его  участниками скоординированной  макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых союзов.

Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной  внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

Приоритетность  с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации  определяет то значительное место, которое  занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными  службами государств ближнего зарубежья.

Результаты  экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ  во многом зависят в том числе  и от практического использования  этими государствами уже накопленного международного опыта.

Сегодня таможенное сотрудничество ФТС России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.

В соответствии с Планом основных мероприятий разрабатывается  Стратегия экономического развития СНГ, в рамках которой таможенное сотрудничество предполагается развивать  по целому ряду направлений.

Одно  из этих направлений - инвентаризация международной правовой базы СНГ  в таможенной сфере. Основной целью  инвентаризации является анализ эффективности  действующих соглашений, выявление  пробелов в правовом регулировании, а также устранение существующих коллизий.

Для реализации этой задачи Советом утвержден План-график проведения инвентаризации международно-правовой базы Содружества независимых государств в таможенной сфере на 2008-2009 годы и образована экспертная группа, которая  начала свою работу.

Важным  для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет  оставаться комплекс вопросов, связанных  с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Практически на каждом заседании Совета рассматриваются  вопросы внесения изменений в  товарную номенклатуру внешнеэкономической  деятельности СНГ, а также практика ее применения. На основании разработанных  таможенными службами документов Экономическим  советом СНГ внесены изменения  в Перечень условий, производственных и технологических операций, при  выполнении которых товар считается  произведенным в стране, в которой  они имели место. Четкие критерии определения страны происхождения  товара помогают таможенным службам  пресекать случаи представления  фальсифицированных документов.

Среди основных механизмов упрощения процедур таможенного оформления центральное  место занимает использование современных  информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной  торговли. Актуальная для ФТС России тема - сотрудничество в области  информационного обмена - находит свое воплощение и в формате СНГ. Разработан проект, и в ближайшее время ожидается подписание межведомственного Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который послужит основой для развития "информационного" направления сотрудничества.

Следует отметить, что положительной динамике таможенного сотрудничества способствуют инициативы таможенных служб по расширению взаимодействия с другими структурами  СНГ, в частности в правоохранительной сфере. В 2004 году подписано Соглашение об информационном взаимодействии между  Советом руководителей таможенных служб государств - участников СНГ  и Советом руководителей органов  безопасности и специальных служб  государств - участников СНГ. С учетом рекомендаций Экономического совета СНГ  и по согласованию с Исполкомом СНГ  заключены рамочные меморандумы  и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными  органами СНГ, такими как Бюро по координации  борьбы с организованной преступностью  и иными опасными видами преступлений, Антитеррористический центр стран  СНГ, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками стран СНГ.

С целью  углубления таможенного сотрудничества в правоохранительной сфере при  поддержке Экономического совета и  Совета глав правительств СНГ при  Совете руководителей таможенных служб  в 2008 году создан Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных служб  СНГ, призванный коллегиально заниматься выработкой тактики борьбы с правонарушениями на всем пространстве Содружества.

Лидирующая  роль российской таможенной службы сохраняется  в такой важной сфере сотрудничества, как обучение и подготовка кадров. Российская таможенная академия (РТА) является региональным базовым центром  по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ.

Кроме многостороннего формата сотрудничество между таможенными службами государств - участников СНГ строится на двусторонней основе в рамках 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Наиболее активно двусторонние связи  развиваются с таможенными службами Белоруссии, Казахстана, Украины. В  свете благоприятных тенденций, проявившихся в последнее время  в отношениях между Россией и  Туркменистаном, ФТС России предпринимает  активные шаги по развитию сотрудничества с Государственной таможенной службой  Туркменистана, с которой не было контактов с 2003 года, а представители  службы фактически не принимали участие  в работе Совета и других форматах встреч таможенных служб государств - участников СНГ.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности