Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования.

Содержание

Введение

Глава 1:Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.

1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.

1.2 Классификация таможенных пошлин.

Глава 2: Таможенная политика России

2.1 Общая оценка таможенного дела в России

2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.

2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ

2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)

Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.

3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.

3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.

Заключение.

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 84.88 Кб (Скачать документ)
p align="justify">"Тем  не менее, уже сегодня мы  видим значительный интерес к  нашему объединению со стороны  ряда государств СНГ", - сказал  он.

Присоединение по мере готовности к Таможенному  союзу этих стран - это процесс, который  можно только приветствовать, добавил  Грызлов.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также план действий по его созданию были приняты 6 октября 2007 года в Душанбе  главами государств Белоруссии, России и Казахстана. Для обеспечения  условий функционирования и развития союза был создан наднациональный  регулирующий постоянно действующий  орган - Комиссия Таможенного союза.

Белоруссия, Россия и Казахстан, на территории которых  проживают около 180 миллионов человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, их объединенная экономика  может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений.

Таможенный  союз - единая таможенная территория, в  пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины  и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер. В отличие  от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении  стран, не входящих в союз. В связи  с этим государствам-участникам Таможенного  союза необходимо унифицировать  свои торговые отношения с третьими странами. В настоящее время у  России насчитывается около 120 базовых  торговых договоров с другими  странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.

Окончательно  Таможенный союз будет запущен с 1 июля 2010 года с вступлением в  силу его Таможенного кодекса.

Так же с июля 2010 года в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана будет существовать единая таможенная территория, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, открывая саммит ЕврАзЭС.

«С июля следующего года в составе «тройки» мы выйдем на единую таможенную территорию», - сказал белорусский лидер.

Президент РФ сообщил, что обсуждает с президентом  Киргизии Курманбеком Бакиевым возможность  присоединения этой страны к Таможенному  союзу.

В свою очередь Бакиев заметил, что если к Таможенному союзу присоединятся  другие государства ЕврАзЭС, "то можно получить огромный рынок, огромную территорию, и в условиях кризиса, который может быть, такое пространство будет очень экономически устойчивым и будет способствовать развитию экономик всех государств, которые  в него входят". 
 
 
 

ГЛАВА 3: Мероприятия по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования. 

3.1 Основные направления  Таможенно-тарифной  политики России на 2010г и на перспективу.

«Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2010 год  и на перспективу до 2012 г.» был утвержден членами кабинета министров в 2009 г 11 июня. Проект документа был подготовлен уже «с учетом новых реалий, то есть исходя из того, что с 1 января 2010 года будет действовать единый Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана». Что логично, но не вполне понятно, так как в этом документе изложены исключительно российский взгляд на будущее таможенно-тарифной политики - без согласования с казахами и белорусами.  

После заявления  премьеров трех стран о прекращении  переговоров по вступлению во Всемирную  торговую организацию в прежнем  формате и желании возобновить  их в виде уже единого Таможенного  союза рассматривать любую национальную таможенно-тарифную политику вне этого  контекста уже невозможно. Тем  более что Россия уже инициировала процесс «развода». Министерство экономического развития проинформировало руководство  ВТО о намерениях тройственного  союза. Источник в кабинете министров  так прокомментировал одному из корреспондентов  реакцию партнеров по переговорам: «Отнеслись с пониманием. Не откажутся ли дальше сотрудничать? Не думаю, ведь ВТО всегда подчеркивала, что она не политическая организация, а экономическая. Рассчитываем на прагматизм. А если честно, то я бы на их месте взял бы нас и принял всех скопом в начале будущего года к себе, без придирок и долгой дороги в 15 лет. Мы же, Россия, с ними все согласовали, речь уже давно шла о «знаках препинания», о каких-то неведомых закорючках».  

Оптимизм правительственных  чиновников в отношении принятых решений о Таможенном союзе, едином таможенном тарифе и реакции на все  это со стороны ВТО не вызывает ответного чувства. С кем ВТО прекращает переговоры, известно - это Россия, Белоруссия и Казахстан. А с кем начинает? С неким пока виртуальным Таможенным союзом, правила существования которого не ясны никому.

По мнению того же источника, безусловно, речь идет о  передаче части функций суверенных таможен наднациональному органу. Останутся  ли к 1 июля 2011 года у каждой из трех стран свои таможни или будет  единая, сейчас тоже не берется сказать  никто. Будут ли ограничения внутри союза? Очевидно, что будут «по  чувствительным группам товаров». Однако никто из российских чиновников не спешит называть эти «чувствительные  товары», ссылаясь на то, что их очень  сложно сразу выделить из номенклатуры в 11 тыс. наименований. Хотя уже сейчас ясно, что среди «чувствительных» будут тарифы на газ, автомобили, продукцию  сельского хозяйства. Что касается последней номенклатурной группы, по словам правительственного чиновника, Россия пересмотрит тарифы, судя по всему, сразу после окончательного оформления отказа от прежнего формата переговоров с ВТО.  

Внутри «Основных  направлений таможенно-тарифной политики»  нет четких ответов по поводу будущего Таможенного союза, зато есть кризисный  прогноз (автор - Минэкономразвития). Он состоит из двух этапов. Первый - к  концу 2010 года предполагается постепенный  переход от острой фазы кризиса к  стадии смягчения. И выход на второй, восстановительный этап - он запланирован на 2011--2012 годы и предусматривает поступательное движение от восстановления экономики к росту. В таможенно-тарифном преломлении это звучит как отказ от слишком активного протекционизма и соблюдение баланса между защитными и стимулирующими мерами во внешней торговле. 

Правительство Российской Федерации 24 марта 2010г. на своем  очередном заседании рассмотрел вопрос  о проекте основных направлений  таможенно-тарифной политики на 2011г. и  на плановый период 2012 и 2013гг.

Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в  целом были определены Основными  направлениями таможенно-тарифной политики на 2010г. и плановый период 2011 и 2012 гг. Вместе с тем мировой  финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и  внутреннего спроса, реализация антикризисных  мер, а также создание Таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана обуславливают потребность в  корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики.

«Во-первых, возникает  необходимость обеспечить эффективность  и оперативность механизма функционирования наднационального регулирования в  рамках Таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как  перед союзом в целом, так и  каждой из стран-участниц. Это потребует  внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции  сторон и учитывать их в рамках решений наднационального органа».

«Во-вторых, предстоит  выработать и внедрить эффективные  механизмы продвижения позиции  России в Таможенном союзе, усилить  обоснованность предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование  их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась  конкретными результатами в отношении  соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В  этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений  российской стороны». 

«В-третьих, современные  задачи российской экономики диктуют  необходимость более тесно интегрировать  таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки  и внедрения инноваций в отечественный  производственный комплекс». 

«В процессе перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации промышленной и  структурной политики: необходимо повысить степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, обеспечить постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и  роста конкурентоспособности отечественных  производств в целях сохранения конкурентной среды». 

«Одновременно настройка таможенно-тарифного и  нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции  потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового  регулирования в сфере таможенного  дела, упрощения и сокращения числа  административных процедур, использования  всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями  и нормами ВТО».Предложение о  снижении пошлин на новые импортные  автомобили вошло в Основные направления  таможенно-тарифной политики, которые  рассматривались на бюджетной комиссии под руководством председателя правительства  Владимира Путина.

"Основные  направления одобрены и в мае  будут вынесены на заседание  правительства", - говорит правительственный  чиновник. 

Автомобилестроение  в документе отнесено к категории  частично конкурентоспособных отраслей, но с потенциалом усиления позиций  на внутреннем рынке. Тарифная политика будет направлена на стимулирование внутреннего производства и снижение доли импорта в потреблении, говорится  в документе, поэтому пошлина  на импортные машины в 2010 году снижена  не будет. Но мера эта временная. Пошлины на новые импортные автомобили могут быть понижены по мере того, как импорт будет вытесняться, предлагает Минэкономразвития, а вот на подержанные автомобили высокие ставки должны сохраниться. "Нельзя делать российский рынок свалкой для иностранных авто старше пяти лет", - говорит чиновник правительства. Фраза о снижении пошлин условная, непонятно, как будет развиваться кризис, но открытый авторынок остается в списке долгосрочных приоритетов. В период кризиса вопрос о снижении пошлин на иномарки не ставится, подтверждает представитель правительства Дмитрий Песков.

Первые итоги  принятых правительством мер по поддержанию  автопрома будут подводиться  в июле, продолжает начальник департамента Минэкономразвития Алексей Лихачев, промежуточные данные вселяют оптимизм - возрос объем продаж российских моделей: например, Lada Priora - на 5%.

Повышение пошлин вызвало рост цен на импортные  автомобили Toyota и снижение продаж, не подорожала только Camry, которую собирают в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первый квартал продажи всех моделей Toyota упали на 46%, а Camry - выросли на 58%. Если сейчас государство объявит, что через несколько лет пошлины на иномарки снизятся, это будет стимулом для "АвтоВАЗа" к созданию конкурентоспособного продукта, размышляет руководитель направления марки Lada "Автомира" Роман Кураков. По его наблюдениям, дилеры еще не успели распродать импортные автомобили по ценам 2008 года, но, когда они кончатся, спрос на отечественные автомобили вырастет. 

     3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля

На  своем сайте ФТС России недавно  опубликовал проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», с 1 июля он заменит действующий  Таможенный кодекс РФ. В ряд средств  массовой информации уже давалась оценка некоторым положениям предложенного  ФТС России законопроекта. Сейчас этот документ проходит экспертизу на коррупционность  и вскоре будет направлен на рассмотрение в правительство.

Как пояснили в ФТС России, отдельный российский закон понадобился, чтобы не только привести национальное законодательство в соответствие с единым Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), но и отрегулировать те сферы деятельности и особенности, которые общесоюзным  кодексом не охвачены. При этом и  другие государства - члены Таможенного  союза, Беларусь и Казахстан, - также  будут иметь национальные таможенные законодательства. В процессе "притирки" правовые различия будут постепенно стираться.

Документ  отражает действующие на данный момент в ТК РФ положения о системе  таможенных органов РФ, порядке применения оружия, основных принципах перемещения  товаров и транспортных средств. В нем также представлены изменения, которые вскоре вступят в силу. В частности, предполагается, что  вся деятельность юридических лиц, связанная с таможней, будет допускаться  лишь в случае включения их в реестр таможенных представителей (ранее брокеров), таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов или владельцев магазинов беспошлинной торговли. Вести  эти реестры будет ФТС России. За включение в них плата взиматься  не будет, а документы для включения  должны рассматриваться не более 30 дней. При этом юридическое лицо может быть исключено как на основаниях, предусмотренных ТК ТС, так и на основании закона "О таможенном регулировании". Стоит отметить, что документ не содержит четких указаний, на основании соответствия каким  требованиям юридическое лицо может  быть включено в реестр или удалено  из него.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности