Таможенно-тарифного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
9
1.1 Экономическая сущность таможенной пошлины: ее функция и виды
9
1.2 Нормативно-правовая база осуществления тарифного регулирования
15
1.3 Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД
19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
23
2.1 Анализ тарифное регулирования экспорта и импорта в России
23
2.2 Преобразование таможенно-тарифного регулирования в рамках вступления России в ВТО
28

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

33
3.1 Пути совершенствования механизма тарифного регулирования внешней торговли в России
33
3.2 Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на 2012-2013 года
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 219.11 Кб (Скачать документ)
 

С.

ВВЕДЕНИЕ

6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ

9

1.1 Экономическая сущность таможенной пошлины: ее функция и виды

9

1.2 Нормативно-правовая база осуществления тарифного регулирования

15

1.3 Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД

19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

23

2.1 Анализ тарифное регулирования экспорта и импорта в России

23

2.2 Преобразование таможенно-тарифного регулирования в рамках вступления России в ВТО

28

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

  

33

3.1 Пути совершенствования механизма тарифного регулирования внешней торговли в России

33

3.2 Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на 2012-2013 года

36

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

46




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Кардинальное изменение  геополитической обстановки за последнее  десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном  положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность  возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Выполнение мероприятий, предусмотренных  Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила улучшить качество    таможенного    администрирования    таможенной    системы    на    основных направлениях деятельности.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы  для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь  таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию  разрыва между методологией и  практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и  практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы курсовой работы.

Проблематика совершенствования  управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально- экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела. Ведущая роль в разработке теоретических и методических проблем и решении практических задач принадлежит ученым Российской таможенной академии, Н.М. Блинову, А.Е. Городецкому, И.В. Дзюбенко, М.В. Кокореву, В.М. Крашенинникову, В.Е. Новикову, СИ. Съедину, Э.И. Юну и других.

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования в России.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при возникновении таможенного регулирования в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

 Цель исследования - проанализировать современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях России, и сформулировать конкретные предложения, направления на повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования в нашей стране.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать историю таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России;
  2. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Теоретической и методологической базой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных ученых экономистов и финансистов  по проблемам функционирования Таможенно-тарифных мер регулирования, статистические материалы, материалы периодической печати. В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, статистический.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и обоснованность выводов, рекомендаций и предложений, послужили официальные данные Федеральной  службы государственной статистики (Росстата), Федеральной Таможенной службы России; отчеты, взятые с официального сайта Комиссии Таможенного союза; информационные Интернет-ресурсы.

Все вышеизложенное предопределило структуру работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников. Содержание работы изложено на  65 страницах машинописного текста и включает 7 рисунков.

Во «ВВЕДЕНИИ» обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, устанавливаются объект, предмет, цель и задачи исследования, определяется теоретическая и методологическая значимость работы.

В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ» рассматриваются основные теоретические и правовые положения, раскрывается сущность и соотношение содержания ключевых понятий: «таможенный тариф» и «виды таможенных пошлин». Анализируются тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью. Отмечается, что важнейшей составляющей частью таможенной политики является таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности посредством применения таможенных пошлин.

Во второй главе «АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ» проанализировано современное состояние таможенно-тарифных методов регулирования России.

В третьей главе «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ» выявлены перспективы развития таможенно-тарифного регулирования России; предложены пути совершенствования механизма тарифного регулирования.

В «ЗАКЛЮЧЕНИИ» подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы автора по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

    1. Экономическая сущность таможенной пошлины: ее функция и виды

 

Таможенные пошлины относятся  к числу налогов на потребление. Основной их целью является не получение  дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно  развитых стран. Таможенные пошлины  выступают инструментом государственной  экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего  рынка. В развивающихся странах  таможенные пошлины используются в  значительной мере как средство бюджетных  поступлений.

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению  таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

В правовой и экономической  литературе нет единого представления  о природе таможенных пошлин и  выполняемых ими функций. [9]

Таможенная пошлина в  соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в  настоящее время таможенная пошлина  регулируется ТК РФ, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. [9]

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

а) фискальную, которая относится  к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной  из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство  ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая  относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых. [12]

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу  и применяются обычно при обложении  товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что  они поддерживают одинаковый уровень  защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина  составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета  составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета  возрастут до 60 долларов, при падении  цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании  и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с  помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина  в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его  цены. В результате, когда импортные  цены возрастают, уровень защиты внутреннего  рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и  падения импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. [19]

Информация о работе Таможенно-тарифного регулирования в России