Таможенно-тарифного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
9
1.1 Экономическая сущность таможенной пошлины: ее функция и виды
9
1.2 Нормативно-правовая база осуществления тарифного регулирования
15
1.3 Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД
19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
23
2.1 Анализ тарифное регулирования экспорта и импорта в России
23
2.2 Преобразование таможенно-тарифного регулирования в рамках вступления России в ВТО
28

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

33
3.1 Пути совершенствования механизма тарифного регулирования внешней торговли в России
33
3.2 Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на 2012-2013 года
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 219.11 Кб (Скачать документ)

По иному прогнозируется перспектива импорта товаров  и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно  обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности  влияют на динамику производства, занятость  и доходы различных субъектов  в зависимости от величины импортной  составляющей на их рынке (иными словами, чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация  тарифа).

Важным является то, что  российскому рынку угрожает не снижение пошлин, а неготовность большинства  компаний конкурировать с иностранными производителями.

Среди рекомендаций, которые  важно учитывать при вступлении Российской Федерации в ВТО, следует  отметить: отсутствие  программы по вступлению страны в ВТО, отсутствие качественного анализа по проблемам исследования последствий от вступления в ВТО (так в настоящее время наблюдается большой разброс по показателям) и необходимость решения проблем с таможенным законодательством (проблемы, связанные с механизмом определения таможенной стоимости; вопросы о транспарентности; ограничения на пунктах пропуска и проблемы либеральности режима для физических лиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

 

3.1 Пути совершенствования механизма тарифного регулирования внешней торговли в России

 

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта  федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период»  в соответствии с положениями  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2020 года, Внешнеэкономической  стратегией Российской Федерации до 2020 года. [15]

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных  и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных  органов таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как  перед союзом в целом, так и  каждой из стран-участниц. Это требует  внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции  сторон в рамках ТС и учитывать  их в рамках решений наднациональных  органов.

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы  продвижения позиции России в  таможенном союзе, усилить обосновательную  базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических  и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы  ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными  результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. [13]

Повышение отдачи от участия  России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным  условиям функционирования ТС.

Важнейшим направлением, снижающим  риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран  таможенного союза, должно стать  создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической  деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения  инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей  функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с  приоритетами промышленной политики. [12]

С ростом инвестиционной активности в российской экономике должна усилиться  стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий  для переноса высокотехнологичных  производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала. [24]

С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной  промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной  продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования  и роста конкурентоспособности  отечественных производств в 5 целях  сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие  конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости  меры по корректировке ставок ввозных  и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования  на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной  продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования  нормативно-правового регулирования  в сфере таможенного дела, упрощения  и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых  положениями и нормами ВТО. [15]

 

 

3.2 Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на 2012-2013 года

В 2011 году возрастет роль таможенно-тарифного регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России.

Так, в условиях наращивания потенциала устойчивого экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики в 2011 г. должно стать содействие инновационному прорыву и модернизации российской экономики. В 2011 году необходимо перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития тех секторов промышленности и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста. [16]

Реализация этого важнейшего приоритета предполагает необходимость решения, прежде всего таможенно-тарифными методами, следующих задач:

- обеспечение доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий. Решение этой задачи будет осуществляться путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования, комплектующих, готовых изделий производственного назначения, способствующих повышению технического и технологического уровня отечественного производства и не имеющих аналогов в Российской Федерации;

 Привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора. Решение данной задачи будет  осуществляться путем повышения степени эскалации таможенного тарифа и снижения/обнуления ввозных пошлин на комплектующие, необходимые для переноса производства современных конкурентоспособных готовых изделий на территорию России, в том числе в целях формирования новых экспортных плацдармов;

- совершенствование и придание комплексного характера системе поддержки экспорта, в первую очередь высокотехнологичных товаров. Решение этой задачи потребует применения как имеющихся таможенно-тарифных, финансовых и организационно-экономических инструментов содействия развитию экспорта товаров с высокой степенью переработки, так и нахождения новых форм и методов стимулирования экспортноориентированных производств и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. На основе конкурентных преимуществ, создаваемых инструментами поддержки, необходимо обеспечить решение задач по диверсификации отечественного экспорта, расширению его ассортимента за счет наукоемких, инновационных продуктов;

- стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний. В 2011 году в рамках реализации Страновых планов действий на новый уровень должна быть поднята работа по программированию отраслевых, кластерных проектов международного сотрудничества в сферах, в которых имеется обоюдная заинтересованность России и стран-партнеров. [18]

Приоритеты инновационного развития России требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифной политики в направлении создания условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного, в том числе на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ российского инновационного бизнеса на мировом рынке.

В целях содействия эффективной реализации таможенно-тарифной политики приоритетными являются следующие направления таможенного администрирования:

1. Совершенствование таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, предусматривающее:

- сокращение срока выдачи разрешения на выпуск товаров, объема представляемой информации и документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;

- переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных документов на бумажных носителях;

- сокращение в таможенном законодательстве коррупционных норм, а также норм, требующих издания ведомственных нормативных актов.

2. Установление процедур упрощенного оформления не облагаемых экспортными пошлинами и несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд, предусматривающее расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих  необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте не облагаемой экспортными пошлинами высокотехнологичной продукции.

3. Переход на применение порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России, исключающего необходимость представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей.

4. Совершенствование таможенного администрирования при применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны. [13]

Другим, не менее важным приоритетом таможенно-тарифной политики в 2011 году остается повышение конкурентоспособности российских производителей, защита их экономических интересов на внутреннем и внешних рынках.

В этих целях будет осуществляться:

- дальнейшее совершенствование структуры ЕТТ и усиление его регулирующей роли при одновременном сохранении фискальной функции таможенно-тарифного регулирования при наличии экономической целесообразности.

- разработка при осуществлении крупномасштабных экономических проектов долгосрочных графиков изменения пошлин, целевым образом привязанных к реализации отраслевых стратегий повышения конкурентоспособности,  освоения новых продуктов и видов деятельности;

- сочетание применения инструментов таможенно-тарифной и нетарифной политики, что создаст возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов во внешней торговле;

- обеспечение стабильности и прозрачности регулирующей среды во внешней торговле в соответствии с мировой практикой и нормами ВТО, что должно создать элементы предсказуемости для экономических  операторов и инвесторов. Уровень ставок ЕТТ, процедуры таможенного администрирования должны обеспечивать соблюдение государственных интересов во внешнеэкономической сфере и одновременно быть необременительными для участников ВЭД;

- активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины, пошлины на основе ценовых диапазонов, тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейшими видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения резких колебаний цен, в том числе сезонного характера;

- совершенствование системы тарифных преференций таможенного союза;

- рационализация системы таможенных льгот, в том числе сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного тарифа. Это потребует проведения дальнейшей корректировки нормативной правовой базы в этой области в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в направлении унификации льгот и четкой регламентации случаев их применения. Работа по дальнейшей рационализации системы таможенных льгот будет осуществляться в 2011 году на основе анализа практики их использования участниками внешнеэкономической деятельности в предшествующие периоды в каждой из стран;

- совершенствование правил  определения страны происхождения  товаров в Содружестве Независимых  Государств. В 2011 г. будет продолжена  работа по оптимизации Перечня  условий, производственных и технологических  операций, при выполнении которых  товар считается происходящим  из той страны, в которой они  имели место, в том числе  предстоит сформировать единую  позицию государств-участников таможенного  союза на переговорах по данному  вопросу в рамках СНГ;

- усиление функций мониторинга  во внешнеэкономической сфере,  связанное с растущими рисками  внешней среды и быстро расширяющимся  вовлечением России в процессы  международного обмена, что, наряду  с очевидными преимуществами, может  нанести при развитии кризисных  явлений и высокой волатильности  рынков серьезный ущерб отечественной  экономике. [18]

Информация о работе Таможенно-тарифного регулирования в России