Таможенные нормы и правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

За последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности.
Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.
Пересекая таможенную границу РФ, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.2

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенные нормы 5
1.1. Российские нормативно-правовые акты 5
1.2. Международные нормы в области таможенного дела 11
1.3. Унификация норм таможенного права 14
Глава 2. Таможенные правоотношения 18
2.1. Понятие и общие положения о таможенных правоотношениях 18
2.2. Состав таможенных правоотношений 20
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Таможенные нормы и правоотношения (Автосохраненный).doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)
 

     Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова

     государственного  образовательного учреждения

     высшего профессионального образования

     «Российская таможенная академия» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     на тему:

     « Таможенные нормы и таможенные правоотношения» 
 
 

                                                     

                        Выполнил:

                                  студент 421 группы

     юридического  факультета

                С.Х.Хадиуллин

                Проверил:

                      к.ю.н., Р.В.Терентьев 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург

2011 

Содержание 
 

 

Введение

    Формирование  современной таможенной политики в каждом конкретном случае разрабатывается на основе намеченной стратегии таможенного дела, исходит из материальных и финансовых возможностей государства.

    Приоритетными являются развитие нормативно-правовой базы, регулирующей таможенную политику.

    Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу.

    Отношения участников, которые возникают в  связи с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.

    Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются  только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.1

    За  последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

    Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.

    Пересекая таможенную границу РФ, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.2

    Таким образом, знание основных нормативных  актов в сфере таможенного  регулирования и особенностей таможенных правоотношений необходимо любому современному человеку. Этим объясняется актуальность  написания настоящей курсовой работы, целью которой является изучение таможенных норм и таможенных правоотношений.  

 

Глава 1. Таможенные нормы 

1.1. Российские нормативно-правовые  акты

    Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ3 отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ. В п. «ж» ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению РФ.

    Ч. 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

    Помимо  названных статей Конституции РФ, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность, например, о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15).

    Ранее одним из основных нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования являлся Таможенный кодекс РФ 2003г., утративший силу за исключением положений ставках таможенных сборов.4

    В настоящее время действует Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» 2010г., предметом регулирования которого является:

    1) регулирование отношений, связанных  с ввозом товаров в РФ и  вывозом товаров из РФ, их перевозкой  по территории РФ под таможенным  контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

    2) определение полномочий органов  государственной власти РФ по  предмету правового регулирования  названного Федерального закона;

    3) определение прав и обязанностей  лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров  в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела;

    4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов РФ;

    5) регулирование властных отношений  между таможенными органами и  лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми  из РФ.5

    Также среди таможенных норм особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе», в котором урегулированы следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.6

    Одним из важных законов в сфере таможенного  дела является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.7

    Кроме федеральных законов, которые относятся  исключительно к сфере таможенного  права, в РФ действуют и иные федеральные  законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них можно назвать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», защищающий отрасли российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечивающий условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, поддерживающий равновесие платежного баланса посредством регулирования импорта товаров, обеспечивающий условия продвижения товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.8

    Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» регламентирует специальные защитные меры, процедуру введения специальных пошлин и проведения расследований при их введении.9

    Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» направлен на сохранение культурного наследия народов России. Он защищает отечественные культурные ценности от незаконного вывоза за границу, а культурные ценности иностранных государств - от незаконного ввоза на территорию РФ.10

    Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.11

    Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены и таможенные органы РФ в пределах предоставленных им полномочий.12

    Федеральный закон «Об оружии» регламентирует вопросы ввоза на российскую таможенную территорию и вывоза с нее различных видов оружия, которое находится в пользовании физических лиц.13

    Указанные нормативные правовые акты регламентируют и меры нетарифного регулирования  экспорта и импорта, которые занимают все более важное место в области таможенного дела. Это система запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров в целях обеспечения суверенитета и экономических интересов страны; специальные правила в отношении отдельных товаров при перемещении их через таможенную границу (разрешительная система); введение экспортного и валютного контроля, установление технических барьеров (например, сертификация) и другие.14

    Комплексный характер таможенного права обусловливает  использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права. Так обстоит дело с ответственностью за преступления в таможенной сфере, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом РФ, устанавливающим следующие составы таможенных преступлений: контрабанда (ст. 188); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).15

    Кодекс  РФ об административных правонарушениях  регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение.

    Кодекс  содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи  относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.

Информация о работе Таможенные нормы и правоотношения