Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа
За последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности.
Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.
Пересекая таможенную границу РФ, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.2
Введение 3
Глава 1. Таможенные нормы 5
1.1. Российские нормативно-правовые акты 5
1.2. Международные нормы в области таможенного дела 11
1.3. Унификация норм таможенного права 14
Глава 2. Таможенные правоотношения 18
2.1. Понятие и общие положения о таможенных правоотношениях 18
2.2. Состав таможенных правоотношений 20
Заключение 29
Список литературы 31
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская
таможенная академия»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«
Таможенные нормы и таможенные правоотношения»
Выполнил:
студент 421 группы
юридического факультета
С.Х.Хадиуллин
Проверил:
к.ю.н., Р.В.Терентьев
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Приоритетными являются развитие нормативно-правовой базы, регулирующей таможенную политику.
Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу.
Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.
Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.1
За
последние 10 - 15 лет заметно активизировалось
участие юридических и
Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.
Пересекая таможенную границу РФ, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.2
Таким
образом, знание основных нормативных
актов в сфере таможенного
регулирования и особенностей таможенных
правоотношений необходимо любому современному
человеку. Этим объясняется актуальность
написания настоящей курсовой работы,
целью которой является изучение таможенных
норм и таможенных правоотношений.
Глава 1. Таможенные
нормы
1.1.
Российские нормативно-
Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ3 отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ. В п. «ж» ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению РФ.
Ч. 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.
Помимо названных статей Конституции РФ, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность, например, о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15).
Ранее одним из основных нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования являлся Таможенный кодекс РФ 2003г., утративший силу за исключением положений ставках таможенных сборов.4
В настоящее время действует Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» 2010г., предметом регулирования которого является:
1)
регулирование отношений,
2)
определение полномочий
3)
определение прав и
4)
установление правовых и
5)
регулирование властных
Также среди таможенных норм особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе», в котором урегулированы следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.6
Одним из важных законов в сфере таможенного дела является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.7
Кроме
федеральных законов, которые относятся
исключительно к сфере
Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» регламентирует специальные защитные меры, процедуру введения специальных пошлин и проведения расследований при их введении.9
Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» направлен на сохранение культурного наследия народов России. Он защищает отечественные культурные ценности от незаконного вывоза за границу, а культурные ценности иностранных государств - от незаконного ввоза на территорию РФ.10
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.11
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены и таможенные органы РФ в пределах предоставленных им полномочий.12
Федеральный закон «Об оружии» регламентирует вопросы ввоза на российскую таможенную территорию и вывоза с нее различных видов оружия, которое находится в пользовании физических лиц.13
Указанные нормативные правовые акты регламентируют и меры нетарифного регулирования экспорта и импорта, которые занимают все более важное место в области таможенного дела. Это система запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров в целях обеспечения суверенитета и экономических интересов страны; специальные правила в отношении отдельных товаров при перемещении их через таможенную границу (разрешительная система); введение экспортного и валютного контроля, установление технических барьеров (например, сертификация) и другие.14
Комплексный
характер таможенного права
Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение.
Кодекс содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.