Таможенные нормы и правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

За последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности.
Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.
Пересекая таможенную границу РФ, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.2

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенные нормы 5
1.1. Российские нормативно-правовые акты 5
1.2. Международные нормы в области таможенного дела 11
1.3. Унификация норм таможенного права 14
Глава 2. Таможенные правоотношения 18
2.1. Понятие и общие положения о таможенных правоотношениях 18
2.2. Состав таможенных правоотношений 20
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Таможенные нормы и правоотношения (Автосохраненный).doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

    Указанные статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в том числе предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения.

    Ст. 23.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:

    1) председатель ФТС и его заместители;

    2) начальники региональных таможенных  управлений и их заместители;

    3) начальники таможен и их заместители;

    4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.16

    Кроме федеральных законов РФ, в том числе и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ.

    На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, Правительство России регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров.

    В случаях, прямо предусмотренных  актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС  России в пределах своей компетенции  издает правовые акты в области таможенного дела.

    Однако  необходимо отметить, что Федеральная  таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме  случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг.17

1.2. Международные нормы в области таможенного дела

 

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.18

    Это положение имеет исключительно важное значение для таможенного права. В настоящее время РФ участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции, такие как:

    - Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества 04.11.1952г.;

    - Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей, известная под названием «Брюссельская таможенная оценка товаров» или «Брюссельское определение таможенной стоимости» 28.07.1953г.;

    - Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов, 03.10.1957г.;

    - Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней, известная как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества 01.09.1959г. В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой Конвенции;

    - Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок 15.03.1962г.;

    - Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования 15.03.1962г.;

    - Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования, включающая в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование 01.07.1962г.19

    Особо следует сказать о Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), вступившей в силу 25.09.1974г., состоящей из собственно Конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре.

    25.06.1999г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта Конвенции, готовившегося четыре года, - своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974г.

    Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства  смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.

    Новые положения Конвенции позволяют  ускорить процедуру таможенного  оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля.

    Таким образом, ВТО дает правительствам и  участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.20

    Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС.21

    Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств.22

    Отдельно  следует сказать о том, что  в настоящее время действует Таможенный кодекс таможенного союза, в соответствии со ст. 1 которого таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

    Таможенное  регулирование в таможенном союзе  осуществляется в соответствии с  таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.23

1.3. Унификация норм  таможенного права

 

    Унификация - установление единообразия, приведение к единой форме (документов, действий, услуг и прочее). Унификация в праве - деятельность компетентных органов государства или нескольких государств, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определенные виды общественных отношений.

    Если  обратиться к истории такого союзного государства, как СССР, то процесс унификации законодательства союзных и автономных республик начался с образования Советского государства и способствовал экономическому и социальному развитию всех республик.

    Большая работа по унификации законодательства проводилась социалистическими  странами в рамках СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).24

    Одним из основных документов целостного организационно-правового  механизма, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории, является Таможенный кодекс таможенного союза,25 нормы которого базируются на содержании и смысле Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве,26 решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС: «О формировании таможенного союза государств - членов Евразийского экономического сообщества»;27 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества»28 и международных нормах права.

    Таможенный кодекс таможенного союза построен на следующих принципах:

    1) таможенное законодательство таможенного союза включает в себя:

    - международные договоры между Сторонами в области таможенного регулирования;

    - Таможенный кодекс таможенного союза;

    - нормативные правовые акты Комиссии таможенного союза, издаваемые во исполнение положений Кодекса;

    2) отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;

    3) единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории;

    4) минимизация издержек субъектов внешнеторговой деятельности, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

    5) возможность подачи декларантом таможенной декларации на единой таможенной территории таможенного союза в любой таможенный орган, уполномоченный регистрировать и проверять таможенные декларации.

    Таможенный кодекс таможенного союза был разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.29

    Нормы Таможенного кодекса таможенного союза построены на основе:

    - использования норм и положений  международного права в области  таможенного регулирования;

    - гармонизации и унификации таможенных правил и повышения эффективности таможенных процедур;

    - транспарентности, предсказуемости  и последовательности таможенных  правил и процедур, их упрощения  в интересах участников внешнеторговой  деятельности;

    - применения современных методов  работы таможенных служб, включая таможенный контроль на основе управления таможенными рисками, посттаможенный контроль, максимального практического внедрения передовых информационных технологий;

    - совершенствования взаимодействия  между таможенными службами государств - участников таможенного союза.

    Необходимо  отметить, что разработчики проекта Кодекса руководствовались положениями и стандартами указанной Конвенции, при этом учитывали все лучшее, что имеется в таможенном законодательстве трех стран (Беларусь, Казахстан, РФ). Разработчики стремились к тому, чтобы его нормы были модернизированными как по форме, так и по своему внутреннему содержанию и отвечали особому характеру уникального наднационального кодифицированного правового акта, непосредственно прямого действия. При этом Кодекс должен занять ключевое место в регулировании внешнеторговой деятельности единой таможенной территории и заложить в числе других правовых актов надежную основу дальнейшего развития Евразийского экономического сообщества.

Информация о работе Таможенные нормы и правоотношения