Таможенные нормы и правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

За последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности.
Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.
Пересекая таможенную границу РФ, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.2

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенные нормы 5
1.1. Российские нормативно-правовые акты 5
1.2. Международные нормы в области таможенного дела 11
1.3. Унификация норм таможенного права 14
Глава 2. Таможенные правоотношения 18
2.1. Понятие и общие положения о таможенных правоотношениях 18
2.2. Состав таможенных правоотношений 20
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Таможенные нормы и правоотношения (Автосохраненный).doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

    - осуществляют деятельность на территории России;

    - их деятельность способствует обеспечению динамики товарооборота через границу России.

    Подвластными  субъектами таможенных правоотношений перечисленные лица (за исключением  владельцев свободных складов) являются потому, что их деятельность допускается только при условии соблюдения ими условий, утвержденных органами исполнительной власти, наделенными полномочиями в области таможенного дела.

    Все субъекты таможенных правоотношений находятся  в тесном взаимодействии. Это взаимодействие можно назвать взаимными услугами, которые в комплексе стимулируют рост товарных и финансовых потоков, оборачиваемых как вне, так и внутри РФ, то есть в итоге позитивно влияют на развитие экономики РФ в целом.

    В процессе деятельности указанных субъектов  возникают разные таможенные правоотношения, а именно:

    1. Предприниматели в области таможенного  дела перевозят товары через  таможенную границу РФ, сохраняют  их, а также оказывают содействие  при производстве таможенного  оформления данных товаров. Этими  действиями они помогают таможенным органам обеспечить динамику товарооборота через таможенную границу РФ и в полном объеме взыскать причитающиеся к уплате таможенные платежи.

    2. Таможенные органы осуществляют  разрешительное производство, в  результате которого заинтересованные  лица приобретают свидетельства о включении их в реестр предпринимателей в области таможенного дела. Обладатели данных свидетельств занимают экономическую нишу на рынке соответствующих услуг, что дает им возможность развиваться в качестве хозяйствующего субъекта российской экономики.

    3. По законодательству таможенные  органы осуществляют таможенное  оформление и таможенный контроль  всех перемещаемых через таможенную  границу РФ товаров и транспортных  средств. В результате после  выпуска данных товаров участники  ВЭД получают возможность распоряжаться и пользоваться ими в своих интересах.

    4. При перемещении через таможенную  границу РФ товаров участники  ВЭД представляют в таможенные  органы всю необходимую для  целей таможенного оформления  документацию, уплачивают причитающиеся таможенные платежи. Располагая данной информацией, в ходе ее обработки таможенные органы РФ ведут таможенную статистику, разрабатывают эффективные меры таможенно-тарифного регулирования внешней торговли РФ и намечают стратегию таможенной политики России, а принимая таможенные платежи, выполняют свою главную фискальную функцию.

    5. Предприниматели в области таможенного  дела оказывают участникам ВЭД  услуги по перевозке, хранению, таможенному оформлению принадлежащих  им товаров. Эти услуги помогают  участникам ВЭД ускорить прохождение необходимых таможенных процедур, то есть дают возможность быстрее воспользоваться данными товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом, и в конечном счете получить наибольший коммерческий эффект от внешнеэкономической сделки.

    6. Участники ВЭД оплачивают услуги  по перевозке, хранению, декларированию  товаров, которые им оказывают  предприниматели в области таможенного  дела, и этим обеспечивают повышение  благосостояния этих предпринимателей.40

    Отношения между участниками ВЭД и предпринимателями в области таможенного дела строятся на гражданско-правовой основе и по большей части регулируются используемым в гражданском праве диспозитивным методом.41

    Однако  неверно будет полагать, что эти  правоотношения являются гражданско-правовыми и не могут быть отнесены к таможенным (или административным). Дело в том, что они, во-первых, возникают в связи или по поводу перемещения товаров через таможенную границу и, во-вторых, осуществляются под постоянным контролем таможенных органов.

    Положениями Таможенного кодекса таможенного союза42 в правовой статус всех перечисленных субъектов были внесены незначительные изменения, в основном касающиеся корректировки суммы обеспечения ими уплаты таможенных платежей. Кроме того, термин «таможенный брокер» в Таможенном кодексе таможенного союза изменен на «таможенный представитель».

    Содержание  таможенных правоотношений раскрывается через механизм субъективных прав и юридических обязанностей. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг с другом в рамках определенного правоотношения, образуют его юридическое содержание.

    Субъективное  право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица, а юридическая обязанность - как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности - правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять. На практике каждая из сторон в таможенном правоотношении обладает и субъективными правами, и юридическими обязанностями одновременно. Иными словами, возможность действовать, предоставленная лицу юридическими нормами, является его обязанностью, составляет для него определенную общественную необходимость действовать. Так, право любого лица на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу корреспондирует с обязанностью этого лица переместить их в порядке, предусмотренном таможенным законодательством. Что касается таможенных органов и их должностных лиц, то их деятельность составляют одновременно и их обязанности, и их права. Они образуют компетенцию таможенных органов и должностных лиц.43 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

    Итак, очевидно, что таможенное дело - эффективный инструмент, позволяющий комплексно решать задачи по оптимизации внешнеэкономической деятельности, укреплению национальной экономики, снятию геополитических противоречий между странами.

    В целях упрощения процесса интеграции стран в Таможенный союз следует в первую очередь детально изучить сравнительно новые для правового поля бывших союзных республик СССР правоотношения, основы их возникновения и их нормативно-правовое регулирование.44

    Чтобы дать характеристику таможенным правоотношениям через призму общетеоретического представления о правоотношениях, выделить их особенности, следует охарактеризовать их элементы, составляющие структуру любого правового отношения, а именно субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности участников таможенных правоотношений, что мы постарались сделать в процессе написания данной работы.

    Представляя собой комплексную отрасль российского  законодательства, на что указывают  многие правоведы, занимающиеся вопросами  таможенного дела, и с чем можно  согласиться, таможенное право является совокупностью правовых норм, регулирующих довольно широкий круг разнообразных общественных отношений в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ, которые и можно назвать таможенными правоотношениями.

    Следует также отметить, что законодательство - это лишь форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты.

    Таможенные  правоотношения целесообразнее характеризовать  как регулируемые нормами права  общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

    Основаниями (предпосылками) возникновения таможенных правовых отношений являются действия лиц, направленные на реализацию права  на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В свою очередь, реализация этого права основана на гражданско-правовых договорах купли-продажи, мены, аренды, выполнения работ и оказания услуг и других. Поэтому есть все основания утверждать, что таможенные отношения регулируются не только нормами таможенного права, но и нормами гражданского, финансового, международного права, тем самым образуя совокупность норм права, регулирующих указанные отношения. Таким образом, предпосылками для возникновения таможенных правоотношений могут быть как действия по непосредственному перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, так и наличие правовых норм различных отраслей права, относящихся как к публичному, так и к частному праву.45 
 
 
 

 

Список литературы

 
  1. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), заключена 14.06.1983г. в Брюсселе, вступила в силу 01.01.1988г. // Сборник международных документов. М. 2005.
  2. Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция), принята в Стамбуле в июне 1990г., вступила в силу 27.11.1993г. // Сборник международных документов. М. 2005.
  3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), вступила в силу 25.09.1974г. // Сборник международных документов. М. 2005.
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза, приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009г. N 17, с последними изменениями и дополнениями от 16.04.2010г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
  5. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 12.
  6. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О формировании таможенного союза государств - членов Евразийского экономического сообщества» N 313 от 16.08.2006г. // ИПС КонсультантПлюс.
  7. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества» N 1 от 06.10.2007г. с последними изменениями и дополнениями от 27.11.2009г. № 14 // ИПС КонсультантПлюс.
  8. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с последними изменениями и дополнениями от 30.12.2008г. // Российская газета. 2009. № 7.
  9. Кодекс РФ об административных правонарушениях в редакции Федерального закона № 195-ФЗ от 30.12.2001г. с последними изменениями и дополнениями от 01.07.2010г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  10. Таможенный кодекс РФ в редакции Федерального закона N 61-ФЗ от 28.05.2003г. с последними изменениями и дополнениями от 28.11.2009г. № 290-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066 (утратил силу).
  11. Уголовный кодекс РФ в редакции Федерального закона № 63-ФЗ от 13.06.1996г. с последними изменениями и дополнениями от 04.10.2010г. № 270-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  12. Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» N 311-ФЗ от 27.11.2010г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
  13. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ от 08.12.2003г. с последними изменениями и дополнениями от 08.12.2010г. № 336-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
  14. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» N 63-ФЗ от 14.04.1998г. с последними изменениями и дополнениями от 08.12.2003г. № 165-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1798.
  15. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» N 165-ФЗ от 08.12.2003г. с последними изменениями и дополнениями от 30.12.2006г. № 280-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.
  16. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ от 10.12.2003г. с последними изменениями и дополнениями от 07.02.2011г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  17. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» N 3-ФЗ от 08.01.1998г. с последними изменениями и дополнениями от 28.12.2010г. № 417-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
  18. Федеральный закон «Об оружии» N 150-ФЗ от 13.12.1996г. с последними изменениями и дополнениями от 05.04.2011г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
  19. Закон РФ «О таможенном тарифе» N 5003-1 от 21.05.1993г. с последними изменениями и дополнениями от 08.12.2010г. № 335-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821.
  20. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» N 4804-1от 15.04.1993г. с последними изменениями и дополнениями от 17.07.2009г. № 150-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
  21. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. Таможенное право. Учебник для вузов. М.: Юстицинформ. 2008.
  22. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов. М. 2005.
  23. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие. М. 2005.
  24. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС. 2007.
  25. Мозолин В.П. Гражданское право. М.: Юрист. 2007.
  26. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право: Учебник. М. 2007.
  27. Рогожин С.П. Процессуальные особенности доказывания по делам, возникающим из таможенных правоотношений: Монография. М.: Волтерс Клувер. 2010.
  28. Трошкина Т.Н. Гражданин как участник таможенно - тарифных правоотношений. 2007.
  29. Кожанков А.Ю. Унификация таможенного законодательства таможенного союза с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур на примере норм проекта Таможенного кодекса таможенного союза - институт «Очистка товаров» // Таможенное дело. 2010. N 3.
  30. Чермянинов Д.В. К вопросу о классификации субъектов таможенных правоотношений // Российский юридический журнал. 2010. N 5.

Информация о работе Таможенные нормы и правоотношения