Таможенные нормы и правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

За последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности.
Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а, следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.
Пересекая таможенную границу РФ, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны.2

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенные нормы 5
1.1. Российские нормативно-правовые акты 5
1.2. Международные нормы в области таможенного дела 11
1.3. Унификация норм таможенного права 14
Глава 2. Таможенные правоотношения 18
2.1. Понятие и общие положения о таможенных правоотношениях 18
2.2. Состав таможенных правоотношений 20
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Таможенные нормы и правоотношения (Автосохраненный).doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

    Разработчики  закрепили в нормах Кодекса естественное правовое положение о том, что каждое лицо должно точно знать, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке обязано совершать при перемещении товаров через таможенную границу нашего таможенного союза.30 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2. Таможенные правоотношения

2.1. Понятие и общие  положения о таможенных  правоотношениях

 

    Термин  «правоотношение» употребляется для  обозначения двух разнопорядковых  правовых явлений.

    Во-первых, им обозначают определенное средство правового воздействия на общественные отношения.

    Во-вторых, результат такого воздействия тоже называют правовыми отношениями. Здесь  имеются в виду общественные отношения, которые приобрели определенную форму под регулирующим воздействием права.

    Правоотношение  в узком смысле является совокупностью  персональных прав и обязанностей, возникших на основе норм права. Под  правоотношением в широком смысле понимается общественное отношение, урегулированное  правом (трудовое, гражданское, административное).

    Правоотношение - разновидность общественного отношения, то есть социальных связей между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения.31

    Таможенные  правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, то есть эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.32

    По  мнению А.Н. Козырина, таможенные правоотношения - это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.33

    Согласно  определению, данному А.Ф. Ноздрачевым, таможенные правоотношения - это общественные отношения, регулятором которых  является исключительно таможенное право и которые непосредственно  связаны с таможенной деятельностью. Главная особенность таких правоотношений складывается в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.34

    Б.Н. Габричидзе определяет таможенные правоотношения как общественные отношения, составляющие соответствующие блок, элемент, часть таможенного дела, входящие в его структуру и урегулированные таможенно-правовыми нормами.35

    Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение следует рассматривать  как явление, имеющее сложную  структуру, под которой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов правоотношения.

    Таким образом, изучить структуру таможенного  правоотношения - значит исследовать  его структуру и взаимосвязь (взаимодействие) трех основных элементов - субъектов (участников) правоотношения, его содержания и объекта.36

2.2. Состав таможенных  правоотношений

 

    В качестве объекта правового отношения  выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Субъекты  правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного  права являются:

    1) таможенные органы;

    2) государственные служащие таможенных  органов и служащие таможенных  организаций;

    3) юридические лица;

    4) физические лица.

    Названные субъекты можно разделить на две  группы: специальные субъекты и иные субъекты.

    Специальные субъекты таможенного права - это  таможенные органы и государственные  служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.

    В состав системы таможенных органов РФ входят:

    1) Федеральная таможенная служба  РФ, руководство которой осуществляет  Правительство РФ

    2) региональные таможенные управления;

    3) таможни;

    4) таможенные посты.

    Кроме указанных органов, в систему  таможенных органов входят также иные специализированные учреждения (таможенные лаборатории, вычислительные центры, учебные заведения), непосредственно подчиненные ФТС РФ. Но все они олицетворяют один и тот же субъект - таможенные органы.37

    Понятие «иные субъекты» таможенного права охватывает «лиц» и «российских лиц». К ним относятся:

    1) юридические лица,

    2) физические лица,

    3) международные организации, имеющие  отношение к таможенному делу.

    Каждый  субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, то есть каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.38

    Особенное внимание в научной литературе уделяется  субъектам таможенных правоотношений, которых предлагается разделить на следующие категории:

    1) лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

    2) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела;

    3) лица, вступающие в таможенные правоотношения в силу специфики своей деятельности или сложившихся обстоятельств.

    Спектр  лиц, которых можно причислить к  первой категории, очень широк, их можно  разбить на пять групп:

    1) участники ВЭД - физические и  юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Эти лица перемещают через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в целях получения в итоге прибыли за счет их реализации или использования;

    2) некоммерческие организации и учреждения, в том числе государственные (музеи, фонды, институты, научные организации), также имеющие международные контакты, в рамках которых возможно перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Однако перемещаемые ими товары в подавляющем большинстве случаев не являются объектами международных договоров;

    3) физические лица, перемещающие товары  для личного пользования в  рамках специальной таможенной  процедуры;

    4) транспортные компании, регулярно  перемещающие через границу РФ используемые ими для обеспечения международных грузовых и пассажирских перевозок принадлежащие им транспортные средства в рамках специальной таможенной процедуры;

    5) лица, перемещающие товары через  таможенную границу РФ в рамках  специальных таможенных режимов.39

    Велик перечень обстоятельств, на основании которых могут перемещаться через таможенную границу РФ товары и транспортные средства указанными лицами. К примеру, для участника ВЭД основаниями для перемещения товаров через таможенную границу РФ (как ввоза, так и вывоза) могут быть контракты купли-продажи и аренды. Некоммерческие организации в рамках международного сотрудничества перемещают через таможенную границу РФ различного рода выставки, экспозиции, реквизит, специальную и научную литературу, образцы, сувениры, представительские товары. В данном случае основанием для перемещения товаров чаще всего являются мероприятия, связанные с международным сотрудничеством (открытие дипломатического представительства, консульства), культурным и научным обменом (конференции, гастроли, симпозиумы, выставки, официальные приглашения).

    Товары  могут перемещаться заинтересованными  лицами любым видом транспорта (морским, речным, железнодорожным, автомобильным, авиатранспортом), а также международными почтовыми отправлениями.

    Ко  второй категории относятся российские юридические лица, включенные в соответствующий  реестр и получившие в таможенных органах подтверждающее этот факт свидетельство: таможенные перевозчики; предприниматели, специализирующиеся на хранении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; таможенные брокеры.

    1. Таможенные перевозчики - российские  юридические лица, осуществляющие  транспортно-экспедиторские операции  с товарами, находящимися под  таможенным контролем. Чаще всего  таможенные перевозчики осуществляют доставку товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, от места пересечения товарами таможенной границы РФ до места назначения, указанного в товаросопроводительных документах или определенного международным договором в качестве базы поставки.

    При необходимости таможенный перевозчик может осуществлять также перевозку  товаров, таможенное оформление которых  еще не завершено (таможенные платежи  в отношении которых еще не уплачены), с одного склада временного хранения или таможенного склада на другой.

    2. Предприниматели, специализирующиеся  на хранении товаров, перемещаемых  через таможенную границу РФ. Можно выделить три вида предпринимателей в области складского бизнеса в таможенном деле.

    Владелец  таможенного склада. Таможенный склад - это специально оборудованная территория, на которой ввезенные из-за рубежа товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот.

    Владелец  свободного склада. В понятие «свободный склад» приравнивается к понятию «свободная таможенная зона».

    Свободный склад как помещение или иное место, где действует таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии ФТС РФ. Порядок выдачи лицензии на учреждение свободного склада и срок ее действия определяются также ФТС РФ.

    Владельцами свободного склада могут быть исключительно российские лица.

    Владелец  склада временного хранения. Склад  временного хранения - специально выделенные и обустроенные помещения или  иные места, в которых товары и  транспортные средства находятся на временном хранении под таможенным контролем с момента представления их таможенному органу и до их выпуска либо представления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом.

    3. Таможенные брокеры (представители) - посредники, совершающие таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Эти предприниматели, являясь связующим  звеном в классической схеме международной торговли (продавец – таможенный брокер - таможня – таможенный брокер - покупатель), должны были ускорять оборот товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, повышать эффективность экспортно-импортных операций. Таможенные брокеры оказывают услуги и таможенным органам РФ (помогают качественно выполнять фискальные функции), и предпринимателям-участникам ВЭД (экономия времени при таможенном оформлении товаров).

    Основные  признаки субъектов, входящих в данную категорию:

    - сами они внешней торговлей не занимаются;

Информация о работе Таможенные нормы и правоотношения