Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

Внешнеторговые пошлины и налоги являются финансово-экономическим инструментом регулирования внешнеторговой деятельности. Они могут содействовать как расширению торговых связей, так и ограничению внешнеторгового оборота. Внешнеторговые пошлины используются для перераспределения доходов от внешней торговли, играют определенную роль в системе ценообразования на экспортно-импортную продукцию.

Содержание

Введение
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ
1.1Таможенные пошлины: понятие ,виды
1.2 НДС при перемещении товаров через границу РФ
2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
2.1. Факторы, влияющие на начисление таможенных платежей
3 НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И
НАЛОГИ
3.1 Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном
союзе ЕврАзЭС
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовичок Матвеев20тое.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

     Программирование  ВЭД: федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы. 

     Разработка  ответных мер по защите экономических  интересов РФ: реестр случаев дискриминации  российских лиц на рынках отдельных стран; перечень мер по защите торговых интересов РФ. 

     Содействие  развитию ВЭД: организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций; рекламные  компании по развитию экспорта; информационное обеспечение.

     3Особенности  и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 

     Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

     - количественные ограничения экспорта  и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

     - ввозимые на территорию РФ  товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим,  санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

     - в целях защиты национальных  интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в  отношении вооружений, военной техники  и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

     - на отдельные виды товаров  на экспорт и (или) импорт  устанавливается государственная монополия;

     - особыми режимами осуществления  отдельных видов внешнеторговой  деятельности являются приграничная  торговля и свободная экономическая  зона;

     - соблюдается равенство участников  внешнеэкономической деятельности  и осуществляется их защита государством.

     Среди проблем, стоящих перед РФ в области  внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

     - неблагоприятная позиция РФ в  международном разделении труда.  Как видно из структуры российского  экспорта , удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению.   Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 - 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн. долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров; - сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;

     - противодействие государствами  других стран проникновению российского  капитала в экономики других  стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;

     - низкая конкурентоспособность российской  экономики и её постоянное  снижение с 1999 за счёт опережающем  росте цен в РФ на фоне  других стран при почти не  меняющемся курсе рубля;

     - спекулятивный характер большой  части иностранных инвестиций  в российские предприятий;

     - малая привлекательность России  в мире по условиям ведения  бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного  банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

     - протекционистские меры, осуществляемые  государством, зачастую консервируют  отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

     - мировой финансовый кризис, среди  возможных последствий которого  банкротство некоторых российских  компаний и банков, замедление  экономического роста, девальвация  рубля, падение объёмов инвестиций  в российскую экономику;

     - вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.

     На  основании вышеперечисленного можно  прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической  деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать  структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, станет мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.1.Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС

      Теоретические аспекты тарифного регулирования в Таможенном союзе вытекают из законов социально-экономического развития общества, теории внешней торговли, особенностей социально-экономического развития стран -- членов Таможенного союза и их на-циональных интересов, особенностей хозяйственных механизмов этих стран, места, роли и характера внеш-неторговых связей Таможенного союза.

      Из  действия экономических законов  следует, что экономические выгоды от Таможенного союза могут быть получены только е случае усиления позиции стран — членов этого союза в производстве и торговле продукцией обрабатывающей промышленности, и прежде всего вы-сокотехнологичных отраслей.

      Это предполагает в первую очередь концентра-цию  интеллектуальных ресурсов стран на создании вы-сокотехнолопачных видов продукции при одновремен-ном усилении кооперации и специализации в ее про-изводстве, что должно осуществляться при поддержке соответствующей политики таможенно-тарифного регулирования. Одновременно свободное движение ресурсов, трудо и капитала должно способствовать до-стижению целей внешнеэкономической торговой по-литики Таможенного союза.

      При позиционировании Таможенного союза  на мировых рынках как поставщика топливно-сырьевых товаров он, по существу, выступает как союз стран, заинтересованных в проведении скоординированной политики поставки ресурсов на мировые рынки. В этом случае страны — члены этого союзе продолжают осу-ществлять неэквивалентный обмен, выступая источни-ками получения мировой ренты высокоразвитыми странами за реализацию продукции с высокой долей добавленной стоимости но мировых рынках. Свобод-ное движение ресурсов, труда и капитала в этом слу-чае будет направлено на максимизацию поставок топ-ливно-сырьевых ресурсов с их первичной обработкой, предполагающей получение продукции с низкой долей добавленной стоимости, и производимой с исполь-зованием технологий и оборудования, получаемых из других стран.

      Естественно, это потребует выстраивания иной та-моженно-тарифной политики, чем в  случае ориентации но производство высокотехнопогичной продукции.

      При выработке таможенно-тарифной политики следует также учитывать особенности  развития от-дельных стран, структуры  их экономик и производство, место  и роль таможенных инструментов в  сипегле мер государственного регулирования  экономики.

      Инструментами государственного воздействия на экономическое развитие являются участие гогудор-ства как непосредственного агента производство и распределения, поддержка образования и науки, тла-нировакгие, ценообразование, финансы и кредит, оп-лота труда, регулирование внешней торговли, в тою числе таможенно-тарифное регулирование.

      Таможенно-тарифное регулирование отличается от других регуляторов тем, что оно имеет  внеры ночный характер и реализуется  только непосредственно госу-дарством. В отличие от него другие реryляторы испыты-вают на себе воздействие, кок рыночных сил, таки го-сударства. Например, цены в том или ином секторе экономики могут формироваться под воздействием конкурентной или монопольной среды. То же в принща-пе можно сказать и о других регуляторах, Таможенно-тарифное регулирование кок непос-редственно государственный регулятор, взаимодей-ствует с другими регуляторами, которые олредеются рыночной средой или государством. Поэтому для дос-тижения поставленной цели должен бытпонятен и оп-ределен характер этого взаимодействия. Следовательно, необходимо выстроить схему дей-ствия и взаимодействия экономических регуляторов для достижения поставленной цели. Направленность их действия на стимулирование экономического роста представлена на рисунке 1.

      1

Цены  
   
   
   

        

      Важнейшим центральным регулятором экономики  является цена, которая, как известно, опосредует об-мен результатами труда.

      От  того, по каким ценам будет осуществляться этот обмен, зависит, будет ли производство товара иметь нормальную прибыль, когда оно может успешно разви-ваться, или низкую рентабельность, при которой оно постепенно деградирует, теряет конкурентоспособ-ность и в конечном счете исчезает. При убыточном производстве предприятие быстро становится банкро-том и ликвидируется.

      Таможенно-тарифное регулирование воздействует на уровень  затрат, по которым ввезенная продукция  по-ступает на внутренний рынок и  на основе которых с уче-том затрат отечественных производителей формируется  цена. Таким образом, от того, с какими затратами посту-пает импортная продукция на рынок будут зависеть рен-табельность производства отечественной продукции и перспективы развития производства этой продукции.

      Отсюда  важно понять, насколько тесно  связано таможенно-тарифное реryлирование  с ценами и зат-ратами отечественных предприятий на производство продукцию.

      Следовательно, должен быть выстроен пмостикв между  мерами таможенно-тарифного регулирования  и ценами в виде ряда нормативно-методических доку-ментов, определяющих меры таможенно-тарифного регулирования, исходя из их тесной взаимосвязи с ценами. Здесь имеется два аспекта. С одной стороны, следует увязать меры таможенно-тарифного регулировония с уровнями затрат и цен отечественных про-изводителей и мировыми ценами, а с другой — чтобы цены, формирующиеся под влиянием мер таможенно-тарифного регулирования, были увязаны с оплатой труда и объемами конечного потребления, чтобы фор-мировался достаточный объем платежеспособного спроса и устанавливалось экономически обоснован-ное соотношение между объемами предложения (про-изводства) и спроса. В случае если это соотношение нарушено, то возникает, при недостаточном объеме спроса, снижение объемов и рентабельности произ-водство, что ведет к его постепенной деградации.

      В случае превышения объемами платежеспособно-го спроса объемов предложения происходит рост цен, рентабельности производства. То есть в обоих случаях цены и затраты растут, нов первом случае рентабель-ность снижается, а во втором — растет. Поэтому во вто-ром случае не насryпает деградации производства, но существенно замедляется его развитие. В том и в дру-гом случае нарушение соотношения объемов предло-жения и платежеспособного спроса опасно для эконо-п,ики, но ы первом случае экономика деградирует, а во втором случае ее развитие замедляется, и по мере уве-пи'зения темпов инфляции это замедление усиливается.

      При разработке и применении мер таможенно-тарифного  регулирования эти особенности  в экономи-ческом развитии страны необходимо учитывать.

      Когда платежеспособный спрос поддерживается на более низком уровне, чем возможный объем пред-ложения при существующих производственных мощностях и при этом происходит рост затрат и цен, меры таможенно-тарифного регулирования должны сдержи-вать импорт, т.е. импортная продукция на внутреннем рынке должна реализовываться с более низкой рента-бельностью, чем отечественная, или быть убыточной. Это будет поддерживать отечественного производителя и замедлять деградацию отечественного производства.

      Таким образом, каждая страна ---- член Таможенного  союза должна соответствующим образом  корректиро-вать свои экономические  регуляторы с учетом принятых мер  таможенно-тарифного регулирования, чтобы макси-мизировать свой эффект от участия в Таможенном союзе.

Информация о работе Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД